Мотивированное решение по делу № 02а-0469/2019 от 12.07.2019

4

 

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

12 ноября 2019 года

Хорошевский районный суд г. Москвы

В составе председательствующего судьи Ланиной Л.Е.

При секретаре Хозеевой К.П.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело  2а-469/19 по административному иску Цыганова К. А., Цыгановой Е.А. к Управлению Росреестра по г. Москве о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

        Цыганов К.А., Цыганова Е.А. обратились в суд с иском к ответчику  Управлению Росреестра по г. Москве о признании решения незаконным, ссылаясь на то, что для осуществления действий по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права общей долевой собственности Цыганова К.А., Цыгановой Е.А. в отношении объекта недвижимого имущества (нежилое помещение * (ком. *) площадью 100,4 кв.м), расположенного по адресу*, представили в Управление Росреестра по г. Москве документы с заявлениями от 03.10.2018 77-0-1-71/3110/2018-286 и от 03.10.2018 77/011/209/2018-1546. Ответчик направил истцам Уведомление о приостановлении государственной  регистрации права собственности и государственного кадастрового учета от 17.10.2018г. 77/011/209/2018-1546 77-0-1-71/3110/2018-286. На уведомление о приостановлении истцы с заявлением о предоставлении дополнительных документов от 26.11.2018 77/011/209/2018-1783 направили ответчику дополнительные документы, отзыв на уведомление о приостановлении. Несмотря на указанные обстоятельства, ответчик принял решение об отказе  в государственной регистрации права собственности от 17.01.2019г. 77/011/209/2018-1546 77-0-1-71/3110/2018-286, который является одновременно отказом в кадастровом учете объекта недвижимого имущества. С законностью указанного решения истцы не согласны, считают его необоснованным и незаконным. В связи с чем просят суд признать незаконным решение Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве. Обязать Управление Росреестра по г. Москве осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности Цыганова К.А., Цыгановой Е.А. (по 1/2 доле каждому) в отношении объекта недвижимого имущества (нежилое помещение XXIII (ком. 1-6) площадью 100,4 кв.м.), расположенного по адресу: *, и, одновременно, государственный кадастровый учет указанного объекта недвижимого имущества (нежилое помещение *(ком. *) площадью 100,4 кв.м.), расположенного по адресу: *

        Цыганов К.А., Цыганова Е.А., в судебное заседание не явились, обеспечили явку в судебное заседание своего представителя по доверенности Морозову И.В., которая исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

        Ответчик, Управление Росреестра по Москве, обеспечил явку в судебное заседание своего представителя по доверенности Власова Д.Е., который возражал против удовлетворения исковых требований, просил в их удовлетворении отказать.

        Заинтересованные лица, КП г. Москвы УРиРУО, Департамент городского имущества г.Москвы, ЗАО "НПП "Тема", явку в судебное заседание своих представителей не обеспечили, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

        Суд, выслушав представителя административных истцов, представителя административного ответчика, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

        В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

        Как установлено в судебном заседании и следует из материалов,  Цыганов К.А., Цыганова Е.А. для осуществления действий по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права общей долевой собственности Цыганова в отношении объекта недвижимого имущества (нежилое помещение *(ком. *) площадью 100,4 кв.м), расположенного по адресу: *, обратились с заявлениями в Управление Росреестра по г. Москве, от 03.10.2018 77-0-1-71/3110/2018-286 и от 03.10.2018 77/011/209/2018-1546.

Управление Росреестра по г. Москве в адрес административных истцов  направлено уведомление о приостановлении государственной  регистрации права собственности и государственного кадастрового учета от 17.10.2018г. 77/011/209/2018-1546, 77-0-1-71/3110/2018-286.

Цыгановым К.А., Цыгановой Е.А. в адрес административного ответчика направлено заявление о предоставлении дополнительных документов от 26.11.2018 77/011/209/2018-1783, отзыв на уведомление о приостановлении.

Административным ответчиком несмотря на указанные обстоятельства, ответчик принял решение об отказе  в государственной регистрации права собственности от 17.01.2019г. 77/011/209/2018-1546 77-0-1-71/3110/2018-286, которое является одновременно отказом в кадастровом учете объекта недвижимого имущества.

 С законностью указанного решения Цыгановы К.А., Е.А. не согласны. 

        В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);

7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи.

При этом в соответствии с частями 4, 5 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

В силу пункта 6 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны.

На основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

 

 

        В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" данный Закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.

На основании части 1 статьи 16 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" право собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства после передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Таким образом, основанием для осуществления регистрации права собственности в указанном случае в силу пункта 8 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" являются документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.

Приказом Управления Росреестра по Москве от 13.04.2010 N 113 (ред. от 22.02.2012) утвержден Порядок приема документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и примерных перечней документов, представляемых на государственную регистрацию" (далее Порядок).

Согласно Приложению 2 к указанному Порядку при государственной регистрации права собственности на объект, построенный по договору участия в долевом строительстве должны быть представлены: договор участия в долевом строительстве, договор об уступке прав (если была уступка прав по договору); акт приема-передачи недвижимости; справка от застройщика о том, что участником долевого строительства полностью выполнены обязательства по договору (если актом приема-передачи выполнение данных обязательств не предусмотрено), документ, отражающий раздел долей в натуре, подписанный участниками строительства (например, акт реализации инвестиционного контракта, акт распределения квартир между инвесторами), разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которого входит объект долевого строительства.

Как усматривается из материалов дела, Цыгановыми К.А., Е.А. указанные документы были представлены в полном объеме, в связи с чем основания для отказа в государственной регистрации возникшего права на объект долевого участия в строительстве и государственного кадастрового учета у государственного регистратора отсутствовали. Требование Управления Росреестра по Москве о предоставлении документов, подтверждающих право собственности заказчика строительства на указанный объект, противоречит Порядку приема документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поскольку, исходя из правовой природы соглашений, заключенных  Цыгановыми К.А., Е.А. и ЗАО «НПП «Тема», ЗАО «Энергостройкомплект-М»,  данные соглашения являются договорами долевого участия в строительстве.

Никем из участников процесса не оспаривается, что оплата по соглашению истцами произведена в полном объеме, Акт о результатах частичной реализации инвестиционного контракта подписан, объект соглашения передан.

При таких обстоятельствах, административный ответчик не доказал обоснованность оспариваемого решения, в связи с чем решение Управление Росреестра по г. Москве не может быть признано законным и подлежит отмене.

 В силу пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При этом суд не вправе подменять собой компетентные органы, которые действуют в рамках собственных полномочий, и не может предрешать вопросы, отнесенные к их исключительно компетенции.

При таком положении на Управление Росреестра по Москве должна быть возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Цыганова К.А., Цыгановой Е.А. о регистрации права собственности и постановке на государственной кадастровый учет.

Ходатайство представителя административного ответчика о применении срока обращения в суд согласно ст.219 КАС РФ удовлетворению не подлежит, поскольку Цыгановы К.А., Е.А. обратились в суд 03.04.2019 года, исковое заявление было возвращено, определение о возврате искового заявления отменено.

        На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

        Признать решение Управления Росреестра по Москве от 17.01.2019 77/011/209/2018-1546, 77-0-1-71/3110/2018-286 об отказе в государственной регистрации права собственности незаконным.

Обязать Управление Росреестра по Москве повторно рассмотреть заявление Цыганова К. А., Цыгановой Е. А. о регистрации права собственности и постановке на государственной кадастровый учет, в остальной части требований отказать.

        На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский городской суд в течение месяца через районный суд.

 

 

Судья                                                                Л.Е. Ланина

 

02а-0469/2019

Категория:
Административные
Статус:
Удовлетворено частично, 12.11.2019
Истцы
Цыганов К.А.
Цыганова Е.А.
Ответчики
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
Суд
Хорошевский районный суд
Судья
Ланина Л.Е.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
23.12.2019
Мотивированное решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее