РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 сентября 2017 года город Тамбов
Тамбовский областной суд
в составе председательствующего судьи Курохтина Ю.А.,
при секретаре Кулешовой А.Ю.,
с участием представителя административного истца Ворожейкина Константина Николаевича по доверенности Ивашкиной Марины Александровны
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-225/2017 по административному исковому заявлению Ворожейкина Константина Николаевича к администрации Тамбовской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области, Управлению Росреестра по Тамбовской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости:
- земельного участка: с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; площадью 10 688 кв. м, расположенного по адресу: ***, установлении равной рыночной по состоянию на 02.06.2015 года,
УСТАНОВИЛ:
Ворожейкину К.Н. на праве собственности с 31.08.2015 года принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; площадью 10 688 кв. м, расположенного по адресу: ***
Государственная кадастровая стоимость земельного участка утверждена постановлением Администрации Тамбовской области 28.11.2014 года № 1498 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области» по состоянию на 02.06.2015 года и составляет 30328 268 рублей 80 копеек.
11 августа 2017 года представитель административного истца Ворожейкина К.Н. – Ивашкина М.А. обратилась с административным исковым заявлением к администрации Тамбовской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка равной рыночной по состоянию на 02.06.2015 года в сумме *** рублей.
В административном исковом заявлении административный истец указал, что являясь собственником земельного участка, должен оплатить земельный налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая стоимость завешена, поэтому размер земельного налога, подлежащий уплате, также является завышенным.
Просил установить кадастровую стоимость равной рыночной на основании статьи 66 Земельного кодекса РФ.
В подтверждение установления рыночной стоимости земельного участка истец представил суду Отчет ООО «СО-Эксперт» № 418/7/15 от 28 декабря 2015 года, составленный оценщиком Сафоновым Сергеем Вячеславовичем – членом СРО РАО, а также положительное экспертное заключение № 68/301215/10 от 28 декабря 2015 года, который подтверждает, что Отчет соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности.
Определением Тамбовского областного суда от 18 августа 2017 года к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области и в качестве заинтересованного лица - муниципальное образование - город Моршанск в лице администрации г.Моршанска Тамбовской области.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Ивашкина М.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о дате и времени судебного заседания должным образом.
С учетом положений ч.4 ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
В своем письменном отзыве административный ответчик Управление Росреестра по Тамбовской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области, не оспаривая право административного истца на предъявление настоящего административного иска и определенный оценщиком размер рыночной стоимости земельного участка, указали о том, что не осуществляли государственную кадастровую оценку, в связи с чем считают себя ненадлежащими ответчиками по делу и возражают против предъявленных к ним требований по процессуальным основаниям.
Административный ответчик администрация Тамбовской области в своем письменном отзыве указывает на существенное отклонение величины рыночной стоимости, полученное в результате индивидуальной оценки, от определенной кадастровой стоимости земельного участка, что должно вызывать сомнения.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» юридическое или физическое лицо вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права и обязанности.
Из материалов дела следует, что Ворожейкину К.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; площадью 10 688 кв. м, расположенного по адресу: ***, кадастровая стоимость которого по состоянию на 02.06.2015 г. составляет ***.
Государственная кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка в названном размере была установлена постановлением администрации Тамбовской области от 28 ноября 2014 года № 1498 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области».
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются копиями свидетельств о государственной регистрации права, кадастровыми справками, иными материалами дела, сторонами не оспариваются.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии со ст.390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Как собственник земельного участка административный истец несет обязанность по уплате земельного налога, размер которого зависит от кадастровой стоимости земельного участка, следовательно, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость земельного участка.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ). На основании части 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ) при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (статья 24.15 вышеназванного Закона).
В обоснование своих доводов о завышении установленной кадастровой стоимости земельного участка административный истец представил Отчет ООО «СО-Эксперт» № 418/7/15 от 28 декабря 2015 года, составленный оценщиком Сафоновым Сергеем Вячеславовичем – членом СРО РАО, согласно которому рыночная стоимость земельного участка административного истца по состоянию на 02 июня 2015 года составляет *** рублей.
Отчет об оценке содержит всю необходимую информацию, идентифицирующую объект оценки, его количественные и качественные характеристики, в нем имеются ссылки на источники информации, используемой при проведении оценки, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
Оценщиком при определении рыночной стоимости земельного участка применялся сравнительный подход, метод сравнения продаж.
При этом оценщиком учтены выявленные при составлении отчета нарушения и подобраны объекты-аналоги, основные характеристики которых (местоположение, цена, имущественные права и правовой режим земельного участка) подтверждены и которые сопоставимы с объектами оценки.
По основным ценообразующим параметрам для объектов-аналогов произведены корректировки, учитывающие характер и степень отличия каждого аналога от объекта оценки, в отчете имеются описание и расчет корректировок.
Согласно экспертному заключению № 68/301215/10 от 28 декабря 2015 года, отчет об оценке соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности.
Таким образом, выводы оценщика содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Возражений и допустимых доказательств, опровергающих выводы оценщика, суду не представлено. Правом ходатайствовать о назначении судебной экспертизы участвующие в деле лица не воспользовались.
В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств, вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
К числу таких доказательств в силу положений главы 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации относится отчет оценщика.
При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.
Требования законодательства РФ, предъявляемые к отчетам оценки существенного изменения с 2015 года не претерпели, поэтому имеющийся в материалах дела отчет ООО «СО-Эксперт» № 418/7/15 от 28 декабря 2015 года суд признает соответствующим закону и содержащим актуальные сведения на дату принятия судом настоящего решения.
Доводы Управления Росреестра по Тамбовской области о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не имеет никакого отношения к государственной кадастровой оценке земельных участков административного истца, несостоятельны и противоречат положениям ст.24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; п. 1 и п. 5 Положения о Росреестре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 г. № 457; п. 1, п. 7 Положения об Управлении Росреестра по Тамбовской области, утвержденного Приказом Росреестра от 28.10.2009 г. № 327; Приказов Росреестра от 11.03.2010 г. № П/93, от 12.05.2015 г. № П/210; п.1, п.12 Устава ФГБУ «ФКП Росреестра», утвержденного приказом Росреестра от 01.09.2011 г. № П/331, согласно которым названный государственный орган осуществляет функции по государственной кадастровой оценке, а соответственно в силу части 4 статьи 38 и части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является надлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу наряду с ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области и администрацией Тамбовской области. Доводы администрации Тамбовской области не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Согласно частям первой, второй, третьей, пятой, шестой статьи 24.20 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как следует из материалов дела, административным истцом было подано административное исковое заявление в суд в 2017 году, ранее в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Ворожейкин К.Н. не обращался.
Таким образом, следует определить период действия установленной кадастровой стоимости земельного участка с 01 января 2017 года до внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Ворожейкина Константина Николаевича, поданное в Тамбовский областной суд 11 августа 2017 г. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; площадью 10 688 кв. м, расположенного по адресу: ***, установлении равной рыночной по состоянию на 02.06.2015 года в размере *** рублей.
Период действия установленной кадастровой стоимости земельного участка определить с 01 января 2017 года до внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Ю.А.Курохтин
Решение суда в окончательной форме составлено 08 сентября 2017 года.
Судья Ю.А.Курохтин