РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
21 января 2021 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-314/21 по иску Нуридинова Х. Р. об оспаривании действий Правительства Самарской области,
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 января 2021 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-314/21 по иску Нуридинова Х. Р. об оспаривании действий Правительства Самарской области,
установил:
Нуридинов Х.Р. обратился в Ленинский районный суд г. Самары с административным исковым заявлением об оспаривании действий Правительства Самарской области. В обоснование заявления указывает, что письмом руководителя Департамента по вопросам правопорядка и противодействия коррупции Самарской области Рожина Ю.А. №20/443 от 26.04.2018 г. в адрес Самарского областного суда направлены запасной списки кандидатов в присяжные заседатели для Самарского областного суда на 2018-2021 гг. Действия Правительства Самарской области являются незаконными, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседателей для Самарского областного суда составлены на 4 года – на 2017-2020 гг. и опубликованы в «Самарской газете» от 25.10.2016 г. №136/5711 В связи с тем, что срок полномочий кандидатов в присяжные заседатели для Самарского областного суда истекает 31.12.2020 г., председатель Самарского областного суда должен был не позднее 30.09.2020 г. внести в Правительство Самарской области представление о необходимом числе кандидатов в присяжные заседатели. Однако Самарский областной суд с 27.04.2017 г. при формировании коллегий присяжных заседателей руководствовался списками кандидатов в присяжные заседатели для Самарского областного суда на 2018-2021 гг. Действия Правительства Самарской области фактически привели к досрочному прекращению полномочий кандидатов в присяжные заседатели для Самарского областного суда из общего и Запасного списков на 2017-2020 гг. просит признать незаконными действия по направлению 26.04.2018 г. общего и Запасного списков кандидатов в присяжные заседатели для Самарского областного суда на 2018-2021 гг.
В судебном заседании представитель истца по доверенности от 28.10.2020 г. Гудков Д.Ю. заявленные требования поддержал.
Представители Правительства Самарской области по доверенности от 27.11.2020 г. №1-49/394 Ларин И.Г., по доверенности от 27.11.2020 г. №1-49/367-7 Зоркина М.В. в судебном заседании иск не признали.
Заинтересованное лицо Департамент по вопросам правопорядка и противодействия коррупции Самарской <адрес> представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, отзыва на иск не представило.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 18.02.2020 г. заявитель был осуждён Самарским областным судом. Уголовное дело в отношении него рассматривалось с участием коллегии присяжных заседателей, состав которой формировался на основе списка кандидатов на 2018-2021 гг., представленного в Самарский областной суд руководителем Департамента по вопросам правопорядка и противодействия коррупции Самарской области 27.04.2018 г. (л.д. 8).
Заявитель оспаривает направление указанного списка на том основании, что ранее, в 2016 г., Правительством Самарской области уже были направлены аналогичные списки кандидатов в присяжные заседатели на 2017-2020 гг., оснований для составления новых списков в 2018 г. не имелось, т.к. не истёк срок действия составленных ранее.
Согласно п.2 ст.5 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ каждые 4 года на основании списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований, представляемых главами муниципальных образований, составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ, а также списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, включая в них необходимое для работы соответствующих судов число граждан, постоянно проживающих на территориях муниципальных образований, входящих в округа.
Согласно п.1 ст.8 названного закона списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ, составленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, направляются в соответствующий суд не позднее чем за 1 месяц до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, включённых в ранее представленные в суд списки кандидатов в присяжные заседатели.
Однако в названный закон с 1.06.2017 г. были внесены изменения, связанные с реформированием уголовно-процессуального законодательства, а именно допущением разбирательства дел с участием коллегии присяжных заседателей в судах районного уровня, что потребовало изменения списков кандидатов в присяжные заседатели. Согласно п.2 постановления Пленума Верховного суда РФ от 13.02.2018 г. №5 «О применении судами некоторых положений ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» граждане, включённые в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ, составленные в соответствии с ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» в редакции от 29.12.2010 г., сохраняют свои полномочия до 1.06.2018 г. Новые списки кандидатов в присяжные заседатели субъектов РФ должны были быть составлены и направлены в соответствующие суды до 1.05.2018 г.
Следовательно, Правительство РФ правомерно составило и направило в Самарский областной суд до 1.05.2018 г. новые списки кандидатов в присяжные заседатели на следующие 4 года. Совершая оспариваемые заявителем действия, ответчик не реализовывал свои дискреционные полномочия, а исполнял возложенную на него законом обязанность.
Следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Кроме того, требования об оспаривании решений, действий, бездействия органа государственной власти, рассматриваемые судом в порядке, установленном гл.22 КАС РФ, подлежат удовлетворению только в том случае, если этими решениями, действиями, бездействием нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы истцов, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (пп.1 п.2 ст.227 КАС РФ). Заявитель полагает, что незаконное направление в Самарский областной суд нового списка кандидатов в присяжные заседатели повлекло нарушение его прав в форме рассмотрения его дела незаконным составом суда. Однако доводы о незаконности формирования коллегии присяжных заседателей по уголовному делу в отношении заявителя рассматривались при обжаловании приговора судом апелляционной инстанции и были им отклонены (л.д. 16).
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 4.02.2021 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь