38RS0017-01-2020-002927-07
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 декабря 2020 года г. Нижнеудинск
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Рычковой Н.С., при секретаре судебного заседания Калашниковой Е.О., с участием представителей истца по ордеру адвоката Кузьминой Е.Б., по доверенности Сидоркевич В.В., представителя ответчика Жуковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1536/2020 по иску Сидоркевич В.А. к администрации Атагайского муниципального образования о признании незаконными заключения и распоряжения,
У С Т А Н О В И Л:
Сидоркевич В.А. обратился в Нижнеудинский городской суд с иском к министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ОГКУ «Управление социальной защиты населения» по Нижнеудинскому району Иркутской области, администрации Атагайского муниципального образования о признании незаконным заключение межведомственной комиссии, постановления администрации Атагайского муниципального образования, признании права на социальную выплату.
В обоснование заявленных требований истец сослался на следующие обстоятельства. Сидоркевич В.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. Указанный жилой дом был подтоплен в результате чрезвычайной ситуации, произошедший в летний период 2019 года, числится в границах чрезвычайной ситуации, согласно постановлению администрации Атагайского муниципального образования от 05.07.2019 № 95 «Об определении границ зоны чрезвычайной ситуации на территории Атагайского муниципального образования». После наводнения в июне 2019 года жилой дом полностью разрушен и непригоден для дальнейшего проживания. В отношении указанного жилого помещения межведомственной комиссией, назначенной постановлением Атагайского муниципального образования от 30.04.2020 № 50 принято заключение № 5 от 31.07.2020 об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, согласно которому выявлены основания для признания помещения непригодным для проживания по результатам технического отчета ФАУ «РосКапСтрой» и на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования № 5 от 31.07.2020, в котором указано, что общее состояние помещения оценивается, как аварийное, является следствием физического износа в результате природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека в период все эксплуатации здания, фактические результаты представлены в техническом отчете по результатам обследования строительных конструкций. Постановлением № 54 от 31.07.2020, вынесенным главой Атагайского муниципального образования, жилой дом истца признан непригодным для проживания, при этом в постановлении отсутствуют сведения об утрате дома в связи с паводком. С заключением межведомственной комиссии и постановлением администрации муниципального образования истец не согласен, полагает их не законными, принятыми с нарушением порядка принятия, так и несоответствие выводов комиссии положениям нормативных актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания. Состав межведомственной комиссии при принятии решения в отношении жилого дома является неполным, в нее не были включены представители государственного контроля в сферах санитарно-эпидемиологической, экологической и иной безопасности, представители органов архитектуры и градостроительства, кроме того, жилой дом никогда не обследовался лицами, указанными в качестве членов межведомственной комиссии в акте обследования и заключении от 31.07.2020, истец как собственник жилого помещения не принимал участие в обследовании жилого дома. Неучастие в работе комиссии вышеуказанных специалистов является существенным нарушением права истца на полное объективное обследование жилого дома с целью определения соответствия, либо несоответствия его установленным требованиям, предъявляемым к жилого помещению. Истец как собственник жилого помещения к работе комиссии не привлекался. Оценка фактического состояния жилого дома на предмет его соответствия требованиям, установленным Положением не производилась. Акт обследования жилого дома и заключение межведомственной комиссии не соответствует форме, установленной приложением № 1 и 2 к Положению, а именно: в заключении отсутствует обоснование принятой комиссией заключения об оценке соответствия помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению и о его пригодности (непригодности) для постоянного проживания, акт не содержит сведений об обследовании визуальном либо инструментальном именно членами межведомственной комиссии, имеется только ссылка на технический отчет ФАУ «РосКапСтрой» без указания его номера и даты составления. Вывод, изложенный в техническом заключении «РосКапСтрой» носит неопределенный и предположительный, противоречивый характер, в заключении отсутствует дефектная ведомость, описание дефектов каждого конструктивного элемента дома, предполагаемые причины повреждений, отсутствует расчет физического износа до затопления и после чрезвычайной ситуации, отсутствуют документы, подтверждающие надлежащее образование инженеров для проведения оценочной деятельности объектов недвижимости, основания привлечения указанных лиц для выполнения работ по муниципальном контракту ФАУ «РосКапСтрой». Наблюдая разрушение дома после наводнения истец обратился к специалистам ООО «ЛЕНСУДЭКСПЕРТ», согласно заключению строительно-технической экспертизы, в результате паводкового наводнения в июне 2019 года спорный объект недвижимости находится в аварийном состоянии и восстановлению не подлежит. Данное заключение специалистов соответствует фактическому состоянию дома и является доказательством необоснованности заключения межведомственной комиссии о признании дома не пострадавшим от паводка в июне 2019 года.
С учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 ГПК РФ, истец Сидоркевич В.А. просил суд признать незаконными заключение межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Атагайского муниципального образования № 5 от 31.07.2020 и распоряжение Атагайского муниципального образования № 54 от 31.07.2020 в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. Возложить на администрацию Атагайского муниципального образования обязанность произвести обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, с целью оценки указанного помещениям требованиям, установленным Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 и принять соответствующее решение.
В судебное заседание истец Сидоркевич В.А. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Сидоркевич В.В., действующая на основании доверенности с объемом полномочий, предусмотренных ст. 54 ГПК РФ, исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель истца по ордеру адвокат Кузьмина Е.Б. предъявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила требования удовлетворить в полном объеме и обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Атагайского муниципального образования – глава Атагайского муниципального образования Жукова В.В. предъявленные требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебное заседание третьи лица ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, представили возражения на исковое заявление, заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
Согласно абз. 7 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.199 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18).
Указом Губернатора Иркутской области № 134-уг от 27.06.2019 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Пунктом 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп, которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – Положение), социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:
1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее – предоставление жилого помещения);
2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
В силу п. 3 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее – министерство социального развития).
Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения (п. 4 Положения).
Из искового заявления и пояснений истца в суде следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, утрачено в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, в связи с чем, истец имеет право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
Одним из обязательных условий признания за лицом, претендующим на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на строительство или покупку жилого помещения, права на получение такой выплаты является наличие сведений о признании принадлежащего ему жилого помещения аварийным и подлежащим сносу.
Процедура принятия такого решения включает в себя дачу межведомственной комиссией заключения и принятие органом власти соответствующего распоряжения. Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения аварийным и подлежащим сносу, могут быть оспорены в судебном порядке.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 указано, что при рассмотрении дела об оспаривании заключения межведомственной комиссии необходимо проверять вынесено ли заключение компетентным составом межведомственной комиссии, включались ли в ее состав лица, указанные в пункте 7 Положения, - представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, привлекался ли к работе комиссии собственник жилого помещения либо уполномоченное им лицо, а также эксперты проектно-изыскательских организаций. Кроме того, выяснять производилась ли оценка фактического состояния жилого помещения на предмет его соответствия требованиям, установленным Положением, так и соответствие выводов комиссии положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан.
При этом, обязанность по доказыванию законности оспариваемых заключения и постановления возлагается на принявший их орган.
Судом установлено, что на основании заочного решения Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 20.05.2020. вступившего в законную силу 14.07.2020, признано право собственности Сидоркевича В.А. на жилой дом "номер обезличен", общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный на улице Центральной в д. Укар Нижнеудинского района Иркутской области.
Постановлением администрации Атагайского муниципального образования № 95 от 05.07.2019 жилой дом <адрес обезличен> определен в границы зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в результате летнего наводнения 26 июня 2019 года на территории Атагайского муниципального образования.
31 июля 2020 года Межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации Атагайского муниципального образования от 30 апреля 2020 года «Об утверждении межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Атагайского муниципального образования» в составе председателя – главы Атагайского муниципального образования Жуковой В.И., и членов комиссии Войтовой Е.Ю. – ведущего специалиста администрации Атагайского МО, Кочергиной М.Е. –главного специалиста администрации Атагайского МО; Турова В.М. – начальника территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г. Нижнеудинске и Нижнеудинском районе (по согласованию); Соловьева Е.С. – заместителя начальника ОНД и ПР по Нижнеудинскому району (по согласованию); Никитиной Т.Ф. – директора филиала ОГУП «ОЦТИ» Нижнеудинского центра технической инвентаризации (по согласованию) составила акт обследования помещения "номер обезличен", согласно которому комиссией принято заключение о выявлении оснований для признания помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, непригодным для проживания в соответствии с пунктом 47 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
В акте № 5 от 31.07.2020 в графе краткое описание состояние жилого дома, несущих строительных конструкций, инженерных систем здания, оборудования и механизмов и прилегающей к зданию территории указано, что в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области произошло затопление жилого дома.
В графе сведения о несоответствиях установленным требованиям с указанием фактических значений показателя или описанием конкретного несоответствия – сведения отсутствуют.
В графе «оценка результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследований» указано, что по результатам проведенного инструментального контроля строительных конструкций общее состояние помещения оценивается как аварийное, аварийное состояние является следствием физического износа в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека в период всей эксплуатации здания, фактические результаты обследования представлены в техническом отчете по результатам обследования строительных конструкций.
31 июля 2020 года межведомственная комиссия приняла заключение № 5 о выявлении оснований для признания помещения подлежащим непригодным для проживания в соответствии с пунктом 47 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
Распоряжением администрации Атагайского муниципального образования от 31 июля 2020 года № 54 жилой дом "номер обезличен", расположенный по адресу: <адрес обезличен> признан непригодным для проживания.
С заключением межведомственной комиссии и как следствие вынесенным распоряжением администрации о выявлений оснований для признания спорного жилого дома непригодным для проживания истец не согласен, ссылается на нарушение порядка принятия заключения, не соответствие выводов комиссии положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений, наличие сведений о признании принадлежащего истцу жилого помещения аварийным и не подлежащим восстановлению (представлено заключение ООО «Ленсудэксперт»).
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
В соответствии с п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), а также в случае необходимости, в том числе в случае проведения обследования помещений на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, предусмотренного пунктом 42 настоящего Положения, - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию (абз. 5 п. 7 Положения).
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Пунктом 44 Положения определена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям, включающая в себя:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, а также иных документов, предусмотренных абзацем первым пункта 42 настоящего Положения;
определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1 (далее - заключение);
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.
Комиссия правомочна принимать решение (имеет кворум), если в заседании комиссии принимают участие не менее половины общего числа ее членов, в том числе все представители органов государственного надзора (контроля), органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, включенные в состав комиссии (п. 47 Положения).
В случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению № 2.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).
Доводы стороны истца о том, что состав членов комиссии не определен, суд находит заслуживающими внимание.
Так, Межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда создана, и состав комиссии утвержден постановлением администрации Атагайского муниципального образования от 30.04.2020 № 50 «Об утверждении межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Атагайского муниципального образования».
Согласно указанному постановлению межведомственная комиссия для оценки жилых помещений жилищного фонда Атагайского муниципального образования создана в следующем составе: Жукова В.В. глава Атагайского МО, председатель комиссии; Войтова Е.Ю. – ведущий специалист администрации Атагайского МО, секретарь комиссии; Кочергина М.Е., главный специалист администрации Атагайского МО, член комиссии, а далее: представитель территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г. Нижнеудинске и Нижнеудинском районе (по согласованию), член комиссии; представитель службы государственного жилищного надзора Иркутской области (по согласованию), член комиссии; представитель ФГКУ «16 отряд Федеральной противопожарной службы по Иркутской области» (по согласованию), член комиссии; представитель филиала ОГУП «ОЦТИ Областное БТИ» Нижнеудинского центра технической инвентаризации (по согласованию), член комиссии; представитель отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Нижнеудинскому району (по согласованию), член комиссии.
Таким образом, доводы стороны истца о том, что фактически состав межведомственной комиссии Атагайского муниципального образования не определен, суд находит заслуживающими внимание, поскольку в Постановлении администрации Атагайского муниципального образования от 30.04.2020 № 50 «Об утверждении межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Атагайского муниципального образования» имеется лишь ссылка на представителя того или иного органа без указания занимаемого им должностного положения.
Кроме того, представители государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, экологической и иной безопасности при работе комиссии участия не принимали, следовательно, доводы истца о некомпетентности состава комиссии также заслуживают внимания.
В нарушение требований абзаца 5 пункта 7 Положения, собственник спорного жилого дома к работе в комиссии с правом совещательного голоса не привлекался. Из заключения об оценке соответствия помещения "номер обезличен" от 31 июля 2020 не следует, что Сидоркевич В.А. или его представитель при принятии решения были привлечены к работе комиссии с правом совещательного голоса.
Доказательств обратного суду не представлено.
Также суду не представлено доказательств того, что Сидоркевич В.А. извещался о времени и месте проведения заседания комиссии, имел возможность выразить свое мнение и представить какие-либо документы на обсуждение комиссии.
Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении процедуры признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установленной настоящим Положением.
Кроме того, сведений о том, что как производился осмотр дома, проверка его фактического состояния (состояние строительных конструкций и жилого дома в целом, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов) акт не содержит.
Администрацией Атагайского муниципального образования не представлено доказательств того, что межведомственная комиссия в полном составе проводила осмотр дома.
Заключение межведомственной комиссии сведений о том, что при обследовании производились какие-либо замеры и исследования, лабораторные испытания не содержит, равно как и не содержит сведений о том, что при обследовании было использовано диагностическое оборудование, осуществлялось исследование на предмет степени повреждений конструкций жилого дома.
В судебном заседании представитель истца Сидоркевич В.В., действующая на основании доверенности с объемом полномочий, предусмотренных ст. 54 ГПК РФ факт проведения комиссией обследования жилого дома отрицала.
Из пояснений же главы Атагайского муниципального образования в судебном заседании следует, что заключение межведомственной комиссией было принято на основании технического отчета ФАУ «РосКапСтрой» и визуального осмотра дома.
Таким образом, анализируя исследованные в судебном заседании доказательства суд приходит к выводу о том, что процедура осмотра жилого помещения и само заключение не соответствуют требованиям Постановления от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), поскольку осмотр жилого дома межведомственной комиссией проводился только визуально, без применения специальных измерительных приборов и приспособлений, заключение не содержит должных выводов о соответствии помещения требованиям, установленным в п. 44 Положения, не содержит обоснование принятого комиссией заключения о выявлений оснований для признании помещения непригодным для проживания в соответствии с пунктом 47 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное и установив, существенное нарушение порядка проведения процедуры обследования жилого помещения, принятия решения, у суда имеются основания для признания незаконным оспариваемых заключения межведомственной комиссии и распоряжения администрации Атагайского муниципального образования и удовлетворения требований истца в этой части.
С учетом того, что суд пришел к выводу о незаконности оспариваемых актов, доводы стороны ответчика относительно заключения ООО «Ленсудэксперт» от 30.07.2020 суд не оценивает, поскольку в ходе рассмотрения дела установлены обстоятельства несоблюдения требований законодательства при принятии заключения межведомственной комиссии, распоряжения администрации Атагайского муниципального образования.
Принятие судебного решения о признании соответствующих заключения и распоряжения незаконными влечет возникновение у уполномоченного органа обязанности повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения. При этом суд вправе возложить на уполномоченный орган обязанность в определенный срок провести оценку соответствия помещения установленным законом требованиям.
В силу положений ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Вместе тем, оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению суд не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии "номер обезличен" от 31 июля 2020 года о выявлении оснований для признания помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, непригодным для проживания в соответствии с пунктом 47 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
Признать распоряжение администрации Атагайского муниципального образования от 31 июля 2020 года № 54 о признании непригодным для проживания жилого дома "номер обезличен", расположенного по адресу: <адрес обезличен>.
Возложить на администрацию Атагайского муниципального образования обязанность в течение 45 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, и принять по нему решение.
В обращении решения суда к немедленному исполнению отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Н.С. Рычкова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 11.12.2020.