к<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
Административное дело №2а-98/2021
9 сентября 2021 года город Воронеж
Воронежский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего Маринкина О.В.,
при секретаре Максимовой А.Ю.,
с участием Клименко А.Б., заместителя военного прокурора Воронежского гарнизона подполковника юстиции Каракозова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в расположении военного суда административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего <данные изъяты> в отставке Клименко <данные изъяты> об оспаривании действий командира войсковой части <данные изъяты>, начальника 4 отдела Департамента социальных гарантий МО РФ, МО РФ, Департамента финансового обеспечения МО РФ и филиала «войсковая часть <данные изъяты>» ФКУ «войсковая часть <данные изъяты>», связанных с подсчетом выслуги лет и увольнением с военной службы,
установил:
Клименко обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что приказом командира войсковой части <данные изъяты> (Управление военных представительств МО РФ) от 25 мая 2021 года №<данные изъяты> он был уволен в отставку с военной службы по состоянию здоровья, а приказом от 8 июля 2021 года №<данные изъяты> был исключен из списков личного состава <данные изъяты>. При этом, до увольнения с военной службы он был ознакомлен с расчетом выслуги лет, утвержденном начальником 4 отдела Департамента социальных гарантий МО РФ, с которым он был не согласен, поскольку неверно было определено начало военной службы в 2005 и в 2015 годах - с 1 июня 2005 года вместо 23 мая 2005 года и с 26 марта 2015 года вместо 7 марта 2015 года, а также не были учтены в льготном исчислении (один месяц за три месяца) периоды с 5 января 1995 года по 31 января 1995 года и с 1 февраля 1995 года по 28 июля 1998 года.
Однако, полагая, что непринятие решения по расчет выслуги лет нарушает процедуру его увольнения с военной службы Клименко просил суд признать незаконными и недействующими с момента издания приказы командира войсковой части <данные изъяты> (Управление военных представительств МО РФ) от 25 мая 2021 года №<данные изъяты> и от 8 июля 2021 года №<данные изъяты> в части его увольнения и исключения из списков личного состав части с 14 июля 2021 года, обязать командира войсковой части <данные изъяты> (Управление военных представительств МО РФ) восстановить его на военной службе в прежней должности, зачислить в списки личного состава воинской части с14 июля 2021 года и уволить после проведения расчета выслуги лет с учетом данных личного дела и вышеизложенных требований, признать незаконными действия начальника 4 отдела Департамента социальных гарантий МО РФ, выразившиеся в нарушении порядка подсчета выслуги лет определенного пп. «г» п.1 ст.3 Положения о прохождении военной службы, не применения в отношении него нормы определенной ст.2, 5 закона РФ от 21 января 1993 года №4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», а также игнорирования вступившего в законную силу решения Владикавказского гарнизонного военного суда от 21 октября 2004 года, обязать начальника 4 отдела Департамента социальных гарантий МО РФ произвести новый расчет выслуги лет на пенсию с учетом требований нормативных правовых документов и данных личного дела.
Клименко в судебном заседании свои требования поддержал и пояснил, что иных нарушений при его увольнении с военной службы, кроме неправильного подсчета его выслуги лет, не имеется. С выводом ВВК о своей негодности к военной службе согласен. При этом пояснил, что расчет выслуги лет влияет лишь на его пенсионное обеспечение. Решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 21 октября 2004 года принималось только для получения повышенного размера денежного довольствия, а спора по выслуге лет не было.
Представитель командира войсковой части <данные изъяты>, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не прибыл, а в направленных в суд возражениях указал, что командование выполнило все требования к процедуре увольнения Клименко, при этом его личное дело было дважды направлено для произведения подсчета выслуги лет, в связи с несогласием с ним Клименко. А по результатам пересмотра расчет не был изменен.
Начальник 4 отдела Департамента социальных гарантий МО РФ, Департамента финансового обеспечения МО РФ и филиала «войсковая часть <данные изъяты>» ФКУ «войсковая часть <данные изъяты>», будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не прибыли.
При этом заместитель директора Департамента социальных гарантий МО РФ в своих возражениях указал, что требования административного истца не признает, указывая на то, что датой начала военной службы является день вступления в законную силу контракта, при этом документами, подтверждающими это являются: контракт, приказ о заключении контракта и назначении на воинскую должность с указанием даты вступления контракта в законную силу, приказ командира части о зачислении военнослужащего в списки личного состава части, предписания военного комиссара, подтверждения кадровых органов. А относительно льготного исчисления выслуги лет административного истца полагал, что решение Владикавказского гарнизонного военного суда не может быть принято во внимание, поскольку оно противоречит нормативным актам, принятым по данному вопросу компетентными государственными органами, а также судебной практике.
Заслушав административного истца и заместителя военного прокурора Воронежского гарнизона, который в своем заключении полагал необходимым отказать в удовлетворении требований административного истца, а также исследовав доказательства по данному делу, суд пришел к следующим выводам.
Из выписки из приказа начальника Управления военных представительств МО РФ от 25 мая 2021 года №<данные изъяты> следует, что Клименко уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья.
Из выписки из приказа командира войсковой части <данные изъяты> от 8 июля 2021 года №119 следует, что Климено, уволенный с военной службы, с 14 июля 2021 года полагался исключенным из списков личного состава <данные изъяты>.
Из копии решения Владикавказского гарнизонного военного суда от 21 октября 2004 года, вступившего в законную силу 2 ноября 2004 года, следует, что за Клименко признано право на исчисление выслуги лет дающей право на пенсию в льготном порядке, за время фактического выполнения задач в условиях вооруженного конфликта на территории РСО-Алания и Ингушской Республики из расчета один месяц военной службы за три месяца в соответствии с приказами командира войсковой части <данные изъяты> от 2 апреля 2001 года №<данные изъяты>, от 10 декабря 2001 года №<данные изъяты> и №<данные изъяты>, от 20 сентября 2000 года №<данные изъяты>.
Из выписки из приказа командира войсковой части <данные изъяты> от 2 апреля 2001 года №<данные изъяты> следует, что Клименко, зачисленный в списки личного состава части с 21 июля 1993 года, зачислить в выслугу лет, дающую право на пенсию в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три месяца согласно расчету количества суток за период с 1995 года по 1998 год. Клименко с 14 августа 1998 года исключен из списков личного состава части.
Согласно предписанию военного комиссара Ленинского района г. Воронежа от 31 мая 2005 года <данные изъяты> запаса Клименко предлагается 1 июня 2005 года убыть в войсковую часть <данные изъяты>, со сроком прибытия 1 июня 2005 года.
Из выписки из приказа командира войсковой части <данные изъяты> от 1 июня 2005 года №<данные изъяты> следует, что <данные изъяты> запаса Клименко, назначенный на воинскую должность приказом командира войсковой части <данные изъяты> от 23 мая 2005 года №<данные изъяты>, с 1 июня 2005 года зачислен в списки личного состава воинской части.
Из ответа Врид заместителя начальника 1 управления Главного организационно-мобилизационного управления ГШ ВС РФ от 22 мая 2010 года следует, что личный состав войсковой части <данные изъяты> привлекался к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта и в условиях чрезвычайного положения в Республике Северная Осетия и Ингушской Республике в период с 2 ноября 1992 года по 5 января 1995 года.
Из копии выписки из приказа СС- заместителя МО РФ от 7 марта 2015 года №<данные изъяты> следует, что <данные изъяты> запаса Клименко назначен на воинскую должность и полагался заключившим контракт.
Из копии предписания начальника отдела военного комиссариата Воронежской области по Централному и Коминтерновскому районам г. Воронежа <данные изъяты> запаса Клименко предлагается 26 марта 2015 года убыть в <данные изъяты> со сроком прибытия 26 марта 2015 года.
Из выписки из приказа командира войсковой части <данные изъяты> от 30 марта 2015 года № <данные изъяты> следует, что <данные изъяты> запаса Клименко, назначенный на воинскую должность в <данные изъяты> с 26 марта 2015 года зачислен в списки личного состава <данные изъяты>.
Из контракта заключенного между Клименко и начальником <данные изъяты> следует, что он был заключен 7 марта 2015 года и о вступлении в силу объявлен приказом СС- заместителя МО РФ от 7 марта 2015 года №140.
Из расчета выслуги лет Клименко, следует, что он был произведен начальником 4 отдела Департамента социальных гарантий МО РФ, при этом в данном расчете указано, что при расчете календарной выслуги лет началом военной службы в 2005 году значится 1 июня, а в 2015 году - 26 марта. Период исчисленный в льготном исчислении определен с 21 июля 1993 года по 5 января 1995 года, при этом указано, что его календарная выслуга составила 23 года 3 месяца 18 дней, а общая - 26 лет 2 месяца 16 дней.
Из листа беседы от 4 декабря 2020 года следует, что Клименко не согласен с расчетом выслуги лет.
Из копий описей о сдаче личных дел на подсчет выслуги лет от 12 ноября 2020 года от 21 января 2021 года следует, что личное дело Клименко дважды передавалось на производство подсчета выслуги лет.
Из заключения <данные изъяты> от 17 марта 2021 года следует, что Клименко признан негодным к военной службе, при этом данное заключение поступило в <данные изъяты> 28 апреля 2021 года.
Согласно ч.1 ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Согласно п.10 ст. 38. Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» началом военной службы считается для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы.
Согласно ст.2 закона РФ от 21 января 1993 года №4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Согласно п.п. 14 и 15 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы Перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения. Исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии, не считая времени нахождения военнослужащего в отпуске (отпусках).
В судебном заседании было установлено, что Клименко, будучи признанным в марте 2021 года ВВК негодным к военной службе, в 25 мая 2021 года приказом начальника Управления военных представительств МО РФ №<данные изъяты> следует, был на законных основаниях и в установленные сроки уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья, а приказом от 8 июля 2021 года №<данные изъяты> был с 14 июля 2021 года исключен из списков личного состава части, при этом Клименко достиг 24 февраля 2021 года предельного возраста нахождения на военной службе.
Учитывая, что Клименко согласен с выводом ВВК о своей негодности к военной службе, при этом отсутствует какая либо задолженность перед ним, на жилищном учете не состоит, то при таких обстоятельствах суд не видит препятствий для издания командиром войсковой части <данные изъяты> (начальником Управления военных представительств МО РФ) приказа об его увольнении с военной службы и об его исключении из списков личного состава <данные изъяты>, при этом суд полагает, что вопрос о правильности подсчета выслуги лет не может затрагивать законность данных приказов, поскольку расчет выслуги лет может быть скорректирован и за пределами военной службы в установленном законом порядке.
Что же касается самого расчета выслуги лет Клименко, то суд приходит к следующим выводам.
Относительно расчета выслуги лет в льготном исчислении, то наличие вступившего в законную силу решения Владикавказского гарнизонного военного суда от 21 октября 2004 года, которым за Клименко признано право на исчисление выслуги лет дающей право на пенсию в льготном порядке, за время фактического выполнения задач в условиях вооруженного конфликта на территории РСО-Алания и Ингушской Республики из расчета один месяц военной службы за три месяца в соответствии с приказами командира войсковой части <данные изъяты> от 2 апреля 2001 года №<данные изъяты>, от 10 декабря 2001 года №<данные изъяты> и №<данные изъяты>, от 20 сентября 2000 года №<данные изъяты>, не может быть учтено при производстве расчета выслуги лет, поскольку в данном решении не отражен вопрос о непосредственном участии Клименко в ликвидации последствий конфликта и о датах такого участия, при этом данное решение вынесено по конкретному делу с другим предметом спора и его содержание для настоящего административного дела в силу ст. 64 КАС РФ преюдициального значения не имеет, когда данным решением разрешался вопрос о дополнительных гарантиях и компенсациях, оспаривая действия помощника командира войсковой части <данные изъяты> по ФЭР, в части размера выплаты денежного довольствия, а не должностного лица уполномоченного производить расчет выслуги лет, что было подтверждено Клименко в судебном заседании, при этом приказ командира войсковой части <данные изъяты> от 2 апреля 2001 года №<данные изъяты>, к которому отсылает резолютивная часть данного решения, противоречит следующим нормативным актам: ст. 7 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», п.2 и 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», п. 3 Приказа МО РФ от 4 января 1996 г. № 9 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах», Указу Президента Российской Федерации от 2 ноября 1992 г. № 1327 о введении чрезвычайного положения на территориях Республики Северной Осетии и Ингушской Республики, Директиве Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 314/12/0526, где указано, что войсковая часть <данные изъяты> привлекалась для выполнения указанных задач с 2 ноября 1992 г. по 5 января 1995 г., Указу Президента Российской Федерации от 15 февраля 1995 г. № 139, Приказу Председателя Временного Государственного комитета от 4 июня 1995 г. о перечене воинских частей, привлекаемых для выполнения задач по нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территориях Республики Северной Осетии и Ингушской Республики, куда войсковая часть <данные изъяты> не была включена, Перечню привлекаемых воинских частей для выполнения задач по ликвидации последствий Осетино-Ингушского конфликта октября - ноября 1992 года, утвержденному полномочным представителем Президента РФ в Республике Северная Осетия-Алания и Республике Ингушетия, от 5 февраля 1997 г. за № 04, в котором войсковая часть <данные изъяты> не поименована, что подтверждается сообщением Врид заместителя начальника 1 управления Главного организационно-мобилизационного управления ГШ ВС РФ от 22 мая 2010 года.
А значит, произведенный расчет выслуги лет административного истца в льготном исчислении не нарушает его прав.
Что же касается определения дат начала военной службы Клименко в 2005 году и в 2015 году, при отсутствии в его личном деле приказов о вступлении в силу заключенных контактов в соответствующие года, суд полагает, что в данном случае следует руководствоваться датами, указанными в предписаниях на убытие Клименко к месту прохождения военной службы и датами зачисления его в списки личного состава части, соответственно 1 июня 2005 года и 26 марта 2015 года, когда он фактически приступал к исполнению обязанностей военной службы.
Таким образом, суд, с учетом положения п. «а» ст. 14 Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», не находит нарушения прав административного истца при расчете выслуги лет Клименко в датах начала его военной службы в 2005 году и в 2015 году, включая и то обстоятельство, что его календарная выслуга составила 23 года 3 месяца 18 дней, а общая - 26 лет 2 месяца 16 дней, а изменения оспариваемых дат начала его военной службы в 2005 и 2015 годах так и не позволили бы Клименко приобрести право на большее пенсионное обеспечение, так как общая выслуга лет не достигла бы полных 27 лет. При этом суд полагает, что записи в контракте от 2015 года о дате объявления вступления его в силу явно не соответствуют действительности, когда Клименко, согласно предписанию и приказу командира войсковой части <данные изъяты> от 30 марта 2015 года № <данные изъяты>, только 26 марта 2015 года прибыл в расположение <данные изъяты>, когда данный контракт и мог быть заключен, при этом приказом СС- заместителя МО РФ от 7 марта 2015 года №140 не было объявлено о вступлении в силу данного контракта, а указание в данном приказе на то, что Клименко полагался заключившим контракт, не равнозначно объявлению о вступлении в силу контракта, который до момента издания данного приказа еще не мог быть подписан, в связи с отсутствием решения (приказа) об назначении Клименко на воинскую должность из запаса.
В связи с чем суд, учитывая, что заявленные возражения Клименко относительно правильности расчета выслуги лет в установленном законом порядке были перепроверены должностными лицами Департамента социальных гарантий МО РФ, приходит к выводу о том, что требования административного истца о признании незаконными и недействующими с момента издания приказы командира войсковой части <данные изъяты> (Управление военных представительств МО РФ) от 25 мая 2021 года №<данные изъяты> и от 8 июля 2021 года №<данные изъяты> в части его увольнения и исключения из списков личного состав части с 14 июля 2021 года, о возложении на командира войсковой части <данные изъяты> (Управление военных представительств МО РФ) обязанности восстановить его на военной службе в прежней должности, зачислить в списки личного состава воинской части с 14 июля 2021 года и уволить после проведения расчета выслуги лет с учетом данных личного дела и вышеизложенных требований, о признании незаконными действий начальника 4 отдела Департамента социальных гарантий МО РФ, выразившиеся в нарушении порядка подсчета выслуги лет определенного пп. «г» п.1 ст.3 Положения о прохождении военной службы, не применения в отношении него нормы определенной ст.2, 5 закона РФ от 21 января 1993 года №4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», а также игнорирования вступившего в законную силу решения Владикавказского гарнизонного военного суда от 21 октября 2004 года, о возложении на начальника 4 отдела Департамента социальных гарантий МО РФ обязанности произвести новый расчет выслуги лет на пенсию с учетом требований нормативных правовых документов и данных личного дела, не подлежат удовлетворению.
Согласно чек-ордеру от 11 августа 2021 года Клименко уплатил государственную пошлину в размере 300 рублей.
Поскольку решение суда состоялось не в пользу Клименко, то, в соответствии со ст. 111 КАС РФ, то оснований для присуждения в его пользу судебных расходов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 176, ч.1 ст.177 - 180, ч.2 ст.177, 227 КАС РФ, военный суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего <данные изъяты> в отставке Клименко <данные изъяты> об оспаривании действий командира войсковой части <данные изъяты>, начальника 4 отдела Департамента социальных гарантий МО РФ, МО РФ, Департамента финансового обеспечения МО РФ и филиала «войсковая часть <данные изъяты>» ФКУ «войсковая часть <данные изъяты>», связанных с подсчетом выслуги лет и увольнением с военной службы, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Воронежский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
<данные изъяты>
Председательствующий по делу О.В. Маринкин
<данные изъяты>а
к<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
Административное дело №2а-98/2021
9 сентября 2021 года город Воронеж
Воронежский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего Маринкина О.В.,
при секретаре Максимовой А.Ю.,
с участием Клименко А.Б., заместителя военного прокурора Воронежского гарнизона подполковника юстиции Каракозова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в расположении военного суда административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего <данные изъяты> в отставке Клименко <данные изъяты> об оспаривании действий командира войсковой части <данные изъяты>, начальника 4 отдела Департамента социальных гарантий МО РФ, МО РФ, Департамента финансового обеспечения МО РФ и филиала «войсковая часть <данные изъяты>» ФКУ «войсковая часть <данные изъяты>», связанных с подсчетом выслуги лет и увольнением с военной службы,
установил:
Клименко обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что приказом командира войсковой части <данные изъяты> (Управление военных представительств МО РФ) от 25 мая 2021 года №<данные изъяты> он был уволен в отставку с военной службы по состоянию здоровья, а приказом от 8 июля 2021 года №<данные изъяты> был исключен из списков личного состава <данные изъяты>. При этом, до увольнения с военной службы он был ознакомлен с расчетом выслуги лет, утвержденном начальником 4 отдела Департамента социальных гарантий МО РФ, с которым он был не согласен, поскольку неверно было определено начало военной службы в 2005 и в 2015 годах - с 1 июня 2005 года вместо 23 мая 2005 года и с 26 марта 2015 года вместо 7 марта 2015 года, а также не были учтены в льготном исчислении (один месяц за три месяца) периоды с 5 января 1995 года по 31 января 1995 года и с 1 февраля 1995 года по 28 июля 1998 года.
Однако, полагая, что непринятие решения по расчет выслуги лет нарушает процедуру его увольнения с военной службы Клименко просил суд признать незаконными и недействующими с момента издания приказы командира войсковой части <данные изъяты> (Управление военных представительств МО РФ) от 25 мая 2021 года №<данные изъяты> и от 8 июля 2021 года №<данные изъяты> в части его увольнения и исключения из списков личного состав части с 14 июля 2021 года, обязать командира войсковой части <данные изъяты> (Управление военных представительств МО РФ) восстановить его на военной службе в прежней должности, зачислить в списки личного состава воинской части с14 июля 2021 года и уволить после проведения расчета выслуги лет с учетом данных личного дела и вышеизложенных требований, признать незаконными действия начальника 4 отдела Департамента социальных гарантий МО РФ, выразившиеся в нарушении порядка подсчета выслуги лет определенного пп. «г» п.1 ст.3 Положения о прохождении военной службы, не применения в отношении него нормы определенной ст.2, 5 закона РФ от 21 января 1993 года №4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», а также игнорирования вступившего в законную силу решения Владикавказского гарнизонного военного суда от 21 октября 2004 года, обязать начальника 4 отдела Департамента социальных гарантий МО РФ произвести новый расчет выслуги лет на пенсию с учетом требований нормативных правовых документов и данных личного дела.
Клименко в судебном заседании свои требования поддержал и пояснил, что иных нарушений при его увольнении с военной службы, кроме неправильного подсчета его выслуги лет, не имеется. С выводом ВВК о своей негодности к военной службе согласен. При этом пояснил, что расчет выслуги лет влияет лишь на его пенсионное обеспечение. Решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 21 октября 2004 года принималось только для получения повышенного размера денежного довольствия, а спора по выслуге лет не было.
Представитель командира войсковой части <данные изъяты>, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не прибыл, а в направленных в суд возражениях указал, что командование выполнило все требования к процедуре увольнения Клименко, при этом его личное дело было дважды направлено для произведения подсчета выслуги лет, в связи с несогласием с ним Клименко. А по результатам пересмотра расчет не был изменен.
Начальник 4 отдела Департамента социальных гарантий МО РФ, Департамента финансового обеспечения МО РФ и филиала «войсковая часть <данные изъяты>» ФКУ «войсковая часть <данные изъяты>», будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не прибыли.
При этом заместитель директора Департамента социальных гарантий МО РФ в своих возражениях указал, что требования административного истца не признает, указывая на то, что датой начала военной службы является день вступления в законную силу контракта, при этом документами, подтверждающими это являются: контракт, приказ о заключении контракта и назначении на воинскую должность с указанием даты вступления контракта в законную силу, приказ командира части о зачислении военнослужащего в списки личного состава части, предписания военного комиссара, подтверждения кадровых органов. А относительно льготного исчисления выслуги лет административного истца полагал, что решение Владикавказского гарнизонного военного суда не может быть принято во внимание, поскольку оно противоречит нормативным актам, принятым по данному вопросу компетентными государственными органами, а также судебной практике.
Заслушав административного истца и заместителя военного прокурора Воронежского гарнизона, который в своем заключении полагал необходимым отказать в удовлетворении требований административного истца, а также исследовав доказательства по данному делу, суд пришел к следующим выводам.
Из выписки из приказа начальника Управления военных представительств МО РФ от 25 мая 2021 года №<данные изъяты> следует, что Клименко уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья.
Из выписки из приказа командира войсковой части <данные изъяты> от 8 июля 2021 года №119 следует, что Климено, уволенный с военной службы, с 14 июля 2021 года полагался исключенным из списков личного состава <данные изъяты>.
Из копии решения Владикавказского гарнизонного военного суда от 21 октября 2004 года, вступившего в законную силу 2 ноября 2004 года, следует, что за Клименко признано право на исчисление выслуги лет дающей право на пенсию в льготном порядке, за время фактического выполнения задач в условиях вооруженного конфликта на территории РСО-Алания и Ингушской Республики из расчета один месяц военной службы за три месяца в соответствии с приказами командира войсковой части <данные изъяты> от 2 апреля 2001 года №<данные изъяты>, от 10 декабря 2001 года №<данные изъяты> и №<данные изъяты>, от 20 сентября 2000 года №<данные изъяты>.
Из выписки из приказа командира войсковой части <данные изъяты> от 2 апреля 2001 года №<данные изъяты> следует, что Клименко, зачисленный в списки личного состава части с 21 июля 1993 года, зачислить в выслугу лет, дающую право на пенсию в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три месяца согласно расчету количества суток за период с 1995 года по 1998 год. Клименко с 14 августа 1998 года исключен из списков личного состава части.
Согласно предписанию военного комиссара Ленинского района г. Воронежа от 31 мая 2005 года <данные изъяты> запаса Клименко предлагается 1 июня 2005 года убыть в войсковую часть <данные изъяты>, со сроком прибытия 1 июня 2005 года.
Из выписки из приказа командира войсковой части <данные изъяты> от 1 июня 2005 года №<данные изъяты> следует, что <данные изъяты> запаса Клименко, назначенный на воинскую должность приказом командира войсковой части <данные изъяты> от 23 мая 2005 года №<данные изъяты>, с 1 июня 2005 года зачислен в списки личного состава воинской части.
Из ответа Врид заместителя начальника 1 управления Главного организационно-мобилизационного управления ГШ ВС РФ от 22 мая 2010 года следует, что личный состав войсковой части <данные изъяты> привлекался к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта и в условиях чрезвычайного положения в Республике Северная Осетия и Ингушской Республике в период с 2 ноября 1992 года по 5 января 1995 года.
Из копии выписки из приказа СС- заместителя МО РФ от 7 марта 2015 года №<данные изъяты> следует, что <данные изъяты> запаса Клименко назначен на воинскую должность и полагался заключившим контракт.
Из копии предписания начальника отдела военного комиссариата Воронежской области по Централному и Коминтерновскому районам г. Воронежа <данные изъяты> запаса Клименко предлагается 26 марта 2015 года убыть в <данные изъяты> со сроком прибытия 26 марта 2015 года.
Из выписки из приказа командира войсковой части <данные изъяты> от 30 марта 2015 года № <данные изъяты> следует, что <данные изъяты> запаса Клименко, назначенный на воинскую должность в <данные изъяты> с 26 марта 2015 года зачислен в списки личного состава <данные изъяты>.
Из контракта заключенного между Клименко и начальником <данные изъяты> следует, что он был заключен 7 марта 2015 года и о вступлении в силу объявлен приказом СС- заместителя МО РФ от 7 марта 2015 года №140.
Из расчета выслуги лет Клименко, следует, что он был произведен начальником 4 отдела Департамента социальных гарантий МО РФ, при этом в данном расчете указано, что при расчете календарной выслуги лет началом военной службы в 2005 году значится 1 июня, а в 2015 году - 26 марта. Период исчисленный в льготном исчислении определен с 21 июля 1993 года по 5 января 1995 года, при этом указано, что его календарная выслуга составила 23 года 3 месяца 18 дней, а общая - 26 лет 2 месяца 16 дней.
Из листа беседы от 4 декабря 2020 года следует, что Клименко не согласен с расчетом выслуги лет.
Из копий описей о сдаче личных дел на подсчет выслуги лет от 12 ноября 2020 года от 21 января 2021 года следует, что личное дело Клименко дважды передавалось на производство подсчета выслуги лет.
Из заключения <данные изъяты> от 17 марта 2021 года следует, что Клименко признан негодным к военной службе, при этом данное заключение поступило в <данные изъяты> 28 апреля 2021 года.
Согласно ч.1 ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Согласно п.10 ст. 38. Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» началом военной службы считается для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы.
Согласно ст.2 закона РФ от 21 января 1993 года №4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Согласно п.п. 14 и 15 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы Перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения. Исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии, не считая времени нахождения военнослужащего в отпуске (отпусках).
В судебном заседании было установлено, что Клименко, будучи признанным в марте 2021 года ВВК негодным к военной службе, в 25 мая 2021 года приказом начальника Управления военных представительств МО РФ №<данные изъяты> следует, был на законных основаниях и в установленные сроки уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья, а приказом от 8 июля 2021 года №<данные изъяты> был с 14 июля 2021 года исключен из списков личного состава части, при этом Клименко достиг 24 февраля 2021 года предельного возраста нахождения на военной службе.
Учитывая, что Клименко согласен с выводом ВВК о своей негодности к военной службе, при этом отсутствует какая либо задолженность перед ним, на жилищном учете не состоит, то при таких обстоятельствах суд не видит препятствий для издания командиром войсковой части <данные изъяты> (начальником Управления военных представительств МО РФ) приказа об его увольнении с военной службы и об его исключении из списков личного состава <данные изъяты>, при этом суд полагает, что вопрос о правильности подсчета выслуги лет не может затрагивать законность данных приказов, поскольку расчет выслуги лет может быть скорректирован и за пределами военной службы в установленном законом порядке.
Что же касается самого расчета выслуги лет Клименко, то суд приходит к следующим выводам.
Относительно расчета выслуги лет в льготном исчислении, то наличие вступившего в законную силу решения Владикавказского гарнизонного военного суда от 21 октября 2004 года, которым за Клименко признано право на исчисление выслуги лет дающей право на пенсию в льготном порядке, за время фактического выполнения задач в условиях вооруженного конфликта на территории РСО-Алания и Ингушской Республики из расчета один месяц военной службы за три месяца в соответствии с приказами командира войсковой части <данные изъяты> от 2 апреля 2001 года №<данные изъяты>, от 10 декабря 2001 года №<данные изъяты> и №<данные изъяты>, от 20 сентября 2000 года №<данные изъяты>, не может быть учтено при производстве расчета выслуги лет, поскольку в данном решении не отражен вопрос о непосредственном участии Клименко в ликвидации последствий конфликта и о датах такого участия, при этом данное решение вынесено по конкретному делу с другим предметом спора и его содержание для настоящего административного дела в силу ст. 64 КАС РФ преюдициального значения не имеет, когда данным решением разрешался вопрос о дополнительных гарантиях и компенсациях, оспаривая действия помощника командира войсковой части <данные изъяты> по ФЭР, в части размера выплаты денежного довольствия, а не должностного лица уполномоченного производить расчет выслуги лет, что было подтверждено Клименко в судебном заседании, при этом приказ командира войсковой части <данные изъяты> от 2 апреля 2001 года №<данные изъяты>, к которому отсылает резолютивная часть данного решения, противоречит следующим нормативным актам: ст. 7 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», п.2 и 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», п. 3 Приказа МО РФ от 4 января 1996 г. № 9 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах», Указу Президента Российской Федерации от 2 ноября 1992 г. № 1327 о введении чрезвычайного положения на территориях Республики Северной Осетии и Ингушской Республики, Директиве Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 314/12/0526, где указано, что войсковая часть <данные изъяты> привлекалась для выполнения указанных задач с 2 ноября 1992 г. по 5 января 1995 г., Указу Президента Российской Федерации от 15 февраля 1995 г. № 139, Приказу Председателя Временного Государственного комитета от 4 июня 1995 г. о перечене воинских частей, привлекаемых для выполнения задач по нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территориях Республики Северной Осетии и Ингушской Республики, куда войсковая часть <данные изъяты> не была включена, Перечню привлекаемых воинских частей для выполнения задач по ликвидации последствий Осетино-Ингушского конфликта октября - ноября 1992 года, утвержденному полномочным представителем Президента РФ в Республике Северная Осетия-Алания и Республике Ингушетия, от 5 февраля 1997 г. за № 04, в котором войсковая часть <данные изъяты> не поименована, что подтверждается сообщением Врид заместителя начальника 1 управления Главного организационно-мобилизационного управления ГШ ВС РФ от 22 мая 2010 года.
А значит, произведенный расчет выслуги лет административного истца в льготном исчислении не нарушает его прав.
Что же касается определения дат начала военной службы Клименко в 2005 году и в 2015 году, при отсутствии в его личном деле приказов о вступлении в силу заключенных контактов в соответствующие года, суд полагает, что в данном случае следует руководствоваться датами, указанными в предписаниях на убытие Клименко к месту прохождения военной службы и датами зачисления его в списки личного состава части, соответственно 1 июня 2005 года и 26 марта 2015 года, когда он фактически приступал к исполнению обязанностей военной службы.
Таким образом, суд, с учетом положения п. «а» ст. 14 Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», не находит нарушения прав административного истца при расчете выслуги лет Клименко в датах начала его военной службы в 2005 году и в 2015 году, включая и то обстоятельство, что его календарная выслуга составила 23 года 3 месяца 18 дней, а общая - 26 лет 2 месяца 16 дней, а изменения оспариваемых дат начала его военной службы в 2005 и 2015 годах так и не позволили бы Клименко приобрести право на большее пенсионное обеспечение, так как общая выслуга лет не достигла бы полных 27 лет. При этом суд полагает, что записи в контракте от 2015 года о дате объявления вступления его в силу явно не соответствуют действительности, когда Клименко, согласно предписанию и приказу командира войсковой части <данные изъяты> от 30 марта 2015 года № <данные изъяты>, только 26 марта 2015 года прибыл в расположение <данные изъяты>, когда данный контракт и мог быть заключен, при этом приказом СС- заместителя МО РФ от 7 марта 2015 года №140 не было объявлено о вступлении в силу данного контракта, а указание в данном приказе на то, что Клименко полагался заключившим контракт, не равнозначно объявлению о вступлении в силу контракта, который до момента издания данного приказа еще не мог быть подписан, в связи с отсутствием решения (приказа) об назначении Клименко на воинскую должность из запаса.
В связи с чем суд, учитывая, что заявленные возражения Клименко относительно правильности расчета выслуги лет в установленном законом порядке были перепроверены должностными лицами Департамента социальных гарантий МО РФ, приходит к выводу о том, что требования административного истца о признании незаконными и недействующими с момента издания приказы командира войсковой части <данные изъяты> (Управление военных представительств МО РФ) от 25 мая 2021 года №<данные изъяты> и от 8 июля 2021 года №<данные изъяты> в части его увольнения и исключения из списков личного состав части с 14 июля 2021 года, о возложении на командира войсковой части <данные изъяты> (Управление военных представительств МО РФ) обязанности восстановить его на военной службе в прежней должности, зачислить в списки личного состава воинской части с 14 июля 2021 года и уволить после проведения расчета выслуги лет с учетом данных личного дела и вышеизложенных требований, о признании незаконными действий начальника 4 отдела Департамента социальных гарантий МО РФ, выразившиеся в нарушении порядка подсчета выслуги лет определенного пп. «г» п.1 ст.3 Положения о прохождении военной службы, не применения в отношении него нормы определенной ст.2, 5 закона РФ от 21 января 1993 года №4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», а также игнорирования вступившего в законную силу решения Владикавказского гарнизонного военного суда от 21 октября 2004 года, о возложении на начальника 4 отдела Департамента социальных гарантий МО РФ обязанности произвести новый расчет выслуги лет на пенсию с учетом требований нормативных правовых документов и данных личного дела, не подлежат удовлетворению.
Согласно чек-ордеру от 11 августа 2021 года Клименко уплатил государственную пошлину в размере 300 рублей.
Поскольку решение суда состоялось не в пользу Клименко, то, в соответствии со ст. 111 КАС РФ, то оснований для присуждения в его пользу судебных расходов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 176, ч.1 ст.177 - 180, ч.2 ст.177, 227 КАС РФ, военный суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего <данные изъяты> в отставке Клименко <данные изъяты> об оспаривании действий командира войсковой части <данные изъяты>, начальника 4 отдела Департамента социальных гарантий МО РФ, МО РФ, Департамента финансового обеспечения МО РФ и филиала «войсковая часть <данные изъяты>» ФКУ «войсковая часть <данные изъяты>», связанных с подсчетом выслуги лет и увольнением с военной службы, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Воронежский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
<данные изъяты>
Председательствующий по делу О.В. Маринкин
<данные изъяты>а