УИД 63RS0027-01-2022-000438-46
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 апреля 2022 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Лазаревой Н.В.
при помощнике судьи Пьяновой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-757/2022 по заявлению Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области к Мясникову Геннадию Михайловичу о взыскании недоимки по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №15 по Самарской области обратилась в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с Мясникова Геннадия Михайловича, ИНН № недоимку по:
-транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 154398,4 руб., пеня в размере 384, 7 руб.
на общую сумму 154783,1 руб.
Расходы по оплате государственной пошлины отнести на Должника.
Заявленные требования мотивированы тем, что административный ответчик Мясникова Геннадия Михайловича является налогоплательщиком указанного налога, в связи с наличием объектов налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом. В связи с этим, у него возникла обязанность уплаты вышеуказанных налогов, а также в связи с несвоевременной оплатой – пени. Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Указанные налоговые уведомления получены административным ответчиком в соответствии с положениями п. 4 ст. 31 Налогового кодекса РФ и п. 4 ст. 52 Налогового кодекса РФ. Однако в установленный срок, административный ответчик не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговых уведомлениях сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом в соответствии со тс. 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный год просрочки исполнения обязанности. Также, в адрес административного ответчика было направлено требование об уплате налога. Указанное требование получено ответчиком в соответствии с положениями п. 2 ст. 11.2 НК РФ, п.4 ст. 31 НК РФ и п. 6 ст. 69 НК РФ. В установленный срок ответчик указанные требования об уплате налога не исполнил, в связи с чем, взыскание налога, а также пеней, начисленных за каждый календарный год просрочки, производится налоговым органом в судебном порядке. 29.04.2021 года мировым судьей по заявлению Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Мясникова Г.М. в пользу Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области недоимки по налогам и пеням. Не согласившись с судебным приказом, от ответчика поступили возражения относительно его исполнения в связи с чем, 18.05.2021 года мировым судьей судебного участка № 156 Ставропольского судебного района Самарской области вынесено определение об отмене судебного приказа. В установленный срок, должник не исполнил обязанность по уплате налога.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил письменное ходатайство, в котором административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, просил восстановить пропущенный срок на подачу настоящего административного иска в суд.
В судебное заседание административный ответчик не явился, извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. Ранее в ходе рассмотрения дела требования не признал при этом пояснив, что гидроцикл за которые уму был начислен налог был утрачен и в спорный период времени ему уже не принадлежал. Решением суда от 27.04.2021 года был установлен факт утраты гидроцикла с 2012 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Оснований для отложения судебного разбирательства по делу, предусмотренных ч. ч. 1, 6 ст. 150, 152 КАС РФ, судом не установлено.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, административного ответчика.
Суд, исследовав материалы дела, считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налог - необходимое условие существования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе могут быть нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В соответствии со ст.19 Налогового Кодекса РФ (далее НК РФ) налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков – физических лиц, относится, в том числе транспортный налог.
Обязанность по начислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков – физических лиц, возложена на налоговый орган в силу п.2 ст.52 НК РФ, в связи с чем, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Статьей 409 НК РФ определено, что налог подлежащий уплате физическими лицами уплачивается в отношении объектов налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2). Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3). Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (пункт 4).
В статье 45 НК РФ определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты налога в установленные сроки налогоплательщику направляется требование об уплате налога с указанием об обязанности, в установленный в налоговом требовании срок, уплатить неуплаченную сумму налога (п.п.1,2 ст.69 НК РФ).
В случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
В случае направления налогового уведомления (требования) по почте заказным письмом налоговое уведомление (требование) считается полученным по истечении шести календарных дней, с даты направления заказного письма (п.4 ст.31, п.4 ст.52, п.6 ст.69 НК РФ).
В силу ст.23, п.3 ст.75 НК РФ в случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, за каждый календарный день просрочки начисляется пени.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств в банке наличных денежных средств данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена главой 32 НК РФ.
В соответствии с главой 28 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются физические лица - собственники транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения.
Согласно ч. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (ч.1 ст. 359 НК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Сведения о наличии у налогоплательщиков – физических лиц объекта налогообложения предоставляется в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (п. 4 ст. 85 НК РФ).
Сведения о наличии у налогоплательщиков – физических лиц объекта налогообложения предоставляется в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (п. 4 ст. 85 НК РФ).
В материалы дела представлена информация о принадлежащих административному ответчик объектах налогообложения.
На основании ст. 32 НК РФ, в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ году было направлено налоговое уведомление №, содержащее сведения, об объектах налогообложения, налоговой базе доли собственности, налоговых ставках, количестве месяцев в году, в течение которых у налогоплательщика сохранялось право собственности на объект, сумме налоговых льгот и в результате полученной сумме налога, подлежащей уплате за соответствующий налоговый период.
В соответствии с п.6 ст.58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Обязанность по уплате налога на имущество в добровольном порядке налогоплательщиком исполнена в полном объеме не была.
В установленный ст. 70 НК РФ срок налоговый орган направил в адрес ответчика требования об уплате налога с предложением добровольно погасить недоимку по налогу, пени: № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога со сроком исполнения до 02.02.2021 года.
В связи с вышеизложенным у административного ответчика возникла обязанность уплаты задолженности по налогу на имущество физических лиц
Требования об уплате обязательных налоговых платежей налогоплательщиком не исполнено, что подтверждается материалами административного дела.
В связи с этим, административный истец был вынужден обратиться в суд.
29.04.2021 года мировым судьей по заявлению Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Мясникова Г.М. в пользу Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области недоимки по налогам и пени.
В силу ст. 289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Вместе с тем суду также представлено решение Ставропольского районного суда Самарской области от 27.04.2021 года по гражданскому делу №2-1196/2021 по заявлению Мясникова Геннадия Михайловича об установлении факта, имеющего юридическое значение, которым постановлено «Заявление Мясникова Геннадия Михайловича об утрате имущества – удовлетворить. Установить факт утраты имущества – гидроцикла «RXP 215», идентификационный номер №, ДД.ММ.ГГГГ постройки, строительный идентификационный номер CIN (if available №
При этом как следует из решения суда установлена утрата гидроцикла с 2021 года.
Согласно ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Принадлежность административному ответчику объектов налогообложения была оспорена административным ответчиком о опровергнута представленными суду доказательствами.
Кроме того, согласно п.3 ст. 46 НК РФ налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога.
Поскольку срок уплаты по требованию № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ годаустановлен до ДД.ММ.ГГГГ истец вправе был обратиться к мировому судье с заявлением до ДД.ММ.ГГГГ года (ДД.ММ.ГГГГ + 6 месяцев).
Взыскание задолженности по налогам производится в приказном порядке, но налогоплательщик при несогласии может подать заявление на отмену судебного приказа (ст. 286 КАС РФ).
МИ ФНС России № 15 по Самарской области обратилась к мировому судье суд в апреле 2021 года с соблюдением установленного законодательствам 6-и месячного срока после истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога.
18.05.2021 года на основании заявления ответчика мировым судьей судебного участка № 155 Ставропольского судебного района Самарской области вынесено определение об отмене судебного приказа, вынесенного по административному делу по заявлению Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области о взыскании с Мясникова Г.М. обязательных платежей.
В соответствии с НК РФ с момента отмены судебного приказа у ИФНС есть еще 6 месяцев на то, чтобы обратиться в суд за взысканием суммы недоимки, но уже в порядке искового производства
Как уже говорилось выше, судебный приказ о взыскании с Мясникова Г.М. был отменен 18.05.2021 года. Истец вправе был обратиться в суд с заявлением о взыскании налога до 18.11.2021 года (18.05.2021 года. + 6 месяцев). МИ ФНС России № 15 по Самарской области обратилась в суд в 04.02.2022 года.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности, в течение которого истец должен был обратиться в суд о взыскании с ответчика недоимки по налогам и пени истек.
Абзацем 4 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Следовательно, истечение предусмотренного законом срока для взыскания обязательных платежей не может являться препятствием для обращения в суд, а вопрос о пропуске этого срока и наличии уважительных причин для его восстановления подлежит исследованию судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
Суд, не находит основания для восстановления, по заявлению административного истца, пропущенного ИФНС срока на подачу искового заявления, поскольку не усматривает наличие уважительной причины для пропуска срока ввиду отсутствия денежных средств в бюджете инспекции.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требования о взыскании недоимки по налогам и пени с административного ответчика не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований МИ ФНС России № 15 по Самарской области к Мясникову Геннадию Михайловичу о восстановлении срока и взыскании недоимки по налогам и пени – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.
Судья подпись Н.В. Лазарева
Мотивированное решение изготовлено 18.04.2022 года
Копи верна.
Судья Н.В. Лазарева