копия
№ 2-13786/2019
24RS0048-01-2019-011350-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2019 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Черновой Т.Л.,
при секретаре Погореловой И.К.,
с участием:
истца Туркина В.А.,
представителя ответчика УПФР (ГУ) в Советском районе г. Красноярска – Губич М.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Туркина ФИО8 к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе г.Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Истец Туркин В.А. обратился в суд с иском к УПФР (ГУ) в Советском районе г. Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности.
Требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в УПФР (ГУ) в Советском районе г. Красноярска с заявлением о назначении страховой пенсии по инвалидности. ДД.ММ.ГГГГ УПФР (ГУ) в <адрес> в удовлетворении заявления ему было отказано. Считает, что отказ в назначении пенсий является незаконным, поскольку ему установлена <данные изъяты>, причиной которой послужило заболевание, полученное в период военной службы. Характер и место его работы подтверждено записями в трудовой книжке.
Просит признать решение УПФР (ГУ) в Советском районе г. Красноярска № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии по инвалидности и по старости незаконным, обязать УПФР (ГУ) в Советском районе г. Красноярска назначить трудовую пенсию по старости и пенсию по инвалидности с даты обращения за ее назначением ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Туркин В.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно суду пояснил, что в просительной части искового заявления допущена описка, пенсия по инвалидности ему назначена, просит назначить к имеющейся пенсии по инвалидности трудовую пенсию по старости.
Представитель ответчика УПФР (ГУ) в Советском районе г. Красноярска Губич М.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что истец является получателем пенсии по инвалидности. Право на одновременное получение двух пенсий имеют граждане, получившие инвалидность вследствие военной травмы, у истца заболевание получено в период военной службы.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые выплаты установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, могут устанавливаться пенсии по инвалидности, предусмотренные пп. 1 п. 2 (с применением п. 3 и п. 5) ст. 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости.
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ, пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости. При этом размер названной пенсии по инвалидности установлен статьей 15 этого же Федерального закона.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста, предусмотренного ст. 7 настоящего Федерального закона (мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет), инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 15 ФЗ N 166 инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранений, контузий, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территории других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
При этом, согласно пунктам 1, 2 статьи 8 ФЗ N 166 от ДД.ММ.ГГГГ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин пенсии по инвалидности устанавливаются Законом N 166-ФЗ, а военнослужащим, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и старшин пенсии по инвалидности назначаются в порядке, предусмотренном Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Таким образом, право на получение двух пенсий в порядке подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" имеют военнослужащие, проходившие военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин и ставшими инвалидами вследствие военной травмы (пункт 2 статьи 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ).
В ходе судебного разбирательства установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил билете серии НА №
С ДД.ММ.ГГГГ истец является получателем пенсии по инвалидности.
Согласно справке МСЭ № истец Туркин В.А. является инвалидом <данные изъяты>, <данные изъяты> установлена с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в УПФР (ГУ) в Советском районе г. Красноярска с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Согласно материалам пенсионного дела, страховой стаж истца составил 24 года 11 месяцев 07 дней, общий трудовой стаж составил 22 года 04 месяца 10 дней.
Решением УПФР (ГУ) в Советском районе г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в установлении пенсии по п.3 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием документа, подтверждающего получение инвалидности вследствие заболевания при исполнении обязанностей военной службы, право на страховую пенсию по старости отсутствует.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 17 утверждено разъяснение N 1 от ДД.ММ.ГГГГ "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", согласно которому федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, применяя различные формулировки, в том числе военная травма; заболевание получено в период военной службы.
Согласно п. 7 данных разъяснений, причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется гражданам, уволенным с военной службы, в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется как по прямым последствиям вышеуказанных увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, так и по различным их осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от увечий (ранений), травм, контузий), заболеваний, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.
Согласно п. 8 разъяснений, причина инвалидности с формулировкой "заболевание получено в период военной службы" определяется в случаях, если инвалидность бывшего военнослужащего наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Рассматриваемые разъяснения соответствуют аналогичным нормам, содержащимся в пп. 1 п. 2 и в пп. 2 п. 2 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Таким образом, действующее законодательство разграничило такие виды заболеваний как "заболевание, полученное вследствие военной травмы", которое непосредственно связано с исполнением обязанностей военной службы, и "заболевание, полученное в период военной службы", не связанное с исполнением обязанностей военной службы. И как следствие, разграничило причины инвалидности, в зависимости от вида полученного заболевания. Различие в видах заболевания и причинах инвалидности влекут не тождественные правовые последствия. Для граждан, ставших инвалидами вследствие заболевания, полученного в период военной службы, право на одновременное получение двух пенсий (пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости) законом не предусмотрено.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что у истца не возникло право на получение одновременно двух пенсий, поскольку он не относится к инвалидам, которые по статусу приравниваются по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, а потому решение УПФР (ГУ) в Советском районе г.Красноярска об отказе в назначении пенсии по инвалидности и по старости является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, исковые требования Туркина В.А. к УПФР (ГУ) в Советском районе г.Красноярска о признании решения незаконным и возложении обязанности назначить одновременно две пенсии по старости и инвалидности с даты обращения за ее назначением удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Туркина ФИО9 к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе г.Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности, отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Советский районный суд <адрес> путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись
Копия верна.
Председательствующий Т.Л.Чернова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение не вступило в законную силу.
Председательствующий Т.Л.Чернова