Дело № 2-162/2020
УИД 19RS0008-01-2020-000293-34
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Копьёво 14 сентября 2020 года
Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия
в составе судьи Южаковой М.Н.,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия в интересах неопределённого круга лиц (несовершеннолетних) к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Приисковая средняя общеобразовательная школа», Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия об обязании устранить нарушения норм законодательства о социальной защите прав инвалидов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Орджоникидзевского района Республики Хакасия обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц (несовершеннолетних) к Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия обязать в срок до ../../.. выделить Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Приисковая средняя общеобразовательная школа» в достаточном количестве денежные средства, необходимые для устранения нарушений норм законодательства о социальной защите прав инвалидов, а именно: при входе в здание МБОУ «Приисковая средняя общеобразовательная школа», расположенное по адресу: ... установить вывеску с названием образовательного учреждения, графиком его работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Обязать МБОУ «Приисковая средняя общеобразовательная школа» в течение одного месяца с момента выделения денежных средств администрацией ... Республики Хакасия устранить нарушения норм законодательства о социальной защите прав инвалидов, а именно: при входе в здание МБОУ «Приисковая средняя общеобразовательная школа», расположенное по адресу РХ, ... установить вывеску с названием образовательного учреждения, графиком его работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В обоснование своих исковых требований прокурор Орджоникидзевского района Республики Хакасия указал, что прокуратурой Орджоникидзевского района во исполнение поручения прокуратуры республики проведена проверка соблюдения законодательства об образовании и законодательства о социальной защите прав инвалидов, в части обеспечения доступности граждан с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Приисковая средняя общеобразовательная школа». В нарушение пп. «а» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ../../.. №.., при входе в МБОУ «Приисковая средняя общеобразовательная школа» отсутствует вывеска с названием школы, графиком её работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В связи с тем, что здание МБОУ «Приисковая средняя общеобразовательная школа» находится в муниципальной собственности администрации Орджоникидзевского района, то в силу ст. 9 Федерального закона «Об образовании в РФ» органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны обеспечивать содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Администрация Орджоникидзевского района, как учредитель МБОУ «Приисковая средняя общеобразовательная школа» осуществляет финансирование данного учреждения. Школа не имеет других источников дохода и не может распоряжаться поступающими денежными средствами по своему усмотрению.
Учитывая отсутствие у образовательного учреждения достаточных средств на устранение нарушений законодательства о социальной защите прав инвалидов, наличие субсидиарной ответственности администрации Орджоникидзевского района по обязательствам, как учредителя МБОУ «Приисковая средняя общеобразовательная школа» и собственника занимаемого им здания, расходы по устранению нарушений норм законодательства о социальной защите прав инвалидов детского сада, следует возложить также и на администрацию Орджоникидзевского района за счет средств бюджета данного муниципального образования.
Несоблюдение условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования является нарушением прав указанных лиц, в связи с чем, просит обязать Администрацию Орджоникидзевского района Республики Хакасия в срок до ../../.. выделить муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Приисковая средняя общеобразовательная школа» денежные средства в достаточном количестве, необходимые для устранения нарушений норм законодательства о социальной защите прав инвалидов, а МБОУ «Приисковая средняя общеобразовательная школа» в течение 1 месяца с момента выделения денежных средств администрацией Орджоникидзевского района Республики Хакасия устранить нарушения норм законодательства о социальной защите прав инвалидов.
В судебном заседании старший помощник прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия ФИО2 настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, привел доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Приисковая средняя общеобразовательная школа» ФИО3, действующая на основании устава, в судебном заседании не участвовала, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. В письменном отзыве пояснила, что ../../.. между МБОУ «Приисковая средняя общеобразовательная школа» и ООО «<данные изъяты>» заключен Договор поставки на изготовление и поставку фасадной тактильной вывески с названием образовательного учреждения, графиком его работы, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Согласно условиям договора, ООО «<данные изъяты>» обязуется поставить продукцию после получения оплаты в течение 15 дней. После изготовления и поставки вывески, в течение 1 месяца она будет установлена на здании МБОУ «Приисковая средняя общеобразовательная школа». Расходы, на вышеуказанные мероприятия в программе «Развитие образования в Орджоникидзевском районе (2019-2021 годы)» не предусмотрены, данные средства будут предусмотрены при составлении бюджета на очередной финансовый год. Указала, что дети-инвалиды по зрению в дошкольном общеобразовательном, учреждении отсутствуют.
Представитель ответчика Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя. В письменном отзыве на заявленные требования указано, что приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ../../.. №.. «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» установлено, что «Руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне». Работа в данном направлении проводится, между МБОУ «Приисковая средняя общеобразовательная школа» и Обществом с ограниченной ответственностью «...» заключен Договор поставки на изготовление и поставку фасадной тактильной вывески с названием образовательного учреждения, графиком его работы, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Согласно условиям договора, ООО «...» обязуется поставить продукцию (вывеску) после получения оплаты в течение 15 дней. После изготовления и поставки вывески, в течение 1 месяца она будет установлена на здании муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Приисковая средняя общеобразовательная школа». На изготовление вывесок Брайля, которые подразумевают под собой не только одну вывеску с названием образовательного учреждения, но ещё и вывески с планом здания, графиком работы, требуются значительные для районного бюджета финансовые средства. В настоящее время бюджетные средства на финансирование указанных мероприятий отсутствуют. Расходы в муниципальной программе «Развитие образования в Орджоникидзевском районе (2019-2021 годы)» в текущем году на данные мероприятия не предусмотрены. Кроме того, на сегодняшний день имеется кредиторская задолженность районного бюджета, которая составляет 36152,1 тысяч рублей. Необходимые финансовые средства будут предусмотрены при составлении проекта районного бюджета на очередной финансовый год. В соответствии со статьей 85 Устава муниципального образования Орджоникидзевский район, Администрация Орджоникидзевского района вносит проект решения о районном бюджете на рассмотрение Совета депутатов не позднее ../../... В конце декабря 2020 года районный бюджет на очередной финансовый год будет утвержден на сессии Совета депутатов Орджоникидзевского района. Учитывая крайне тяжелое финансовое положение Администрации Орджоникидзевского района, а также, то обстоятельство, что дети-инвалиды по зрению в общеобразовательных учреждениях Орджоникидзевского района отсутствуют, просит установить срок исполнения принятого решения до ../../...
Представитель третьего лица - Управления образования администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия в судебное заседание не явился.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определено продолжить рассмотрение дела при имеющейся явке.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав приобщенные к делу документы, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Абзацем 8 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что одним из способов защиты нарушенных гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 15 Федерального закона от ../../.. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам. Статьей 28 Федерального закона от ../../.. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, обучающихся и работников образовательной организации, а также иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Как установлено судом и следует из материалов дела, покуратурой Орджоникидзевского района при проведении проверки соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов в МБОУ «Приисковая средняя общеобразовательная школа» установлено нарушение пп. «а» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ../../.. №.. – при входе в МБОУ «Приисковая средняя общеобразовательная школа» отсутствует вывеска с названием школы, графиком её работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. ../../.. директору МБОУ «Приисковая средняя общеобразовательная школа» внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, которое рассмотрено и удовлетворено, однако, нарушения фактически не устранены, при входе в здание МБОУ «Приисковая средняя общеобразовательная школа» вывеска с названием школы, графиком её работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, не установлена, что подтверждается информацией от ../../... В соответствии с п.п. 1.7, 1.8 Устава образовательного учреждения учредителем и собственником имущества детского сада является администрация Орджоникидзевского района РХ, функции и полномочия учредителя детского сада осуществляет Управление образования администрации Орджоникидзевского района РХ. Пунктом 5.2 Устава образовательного учреждения установлено, к компетенции Учредителя относится финансовое обеспечение детского сада. Администрация Орджоникидзевского района, как учредитель МБОУ «Приисковая средняя общеобразовательная школа» осуществляет финансирование данного учреждения. Школа не имеет других источников дохода и не может распоряжаться поступающими денежными средствами по своему усмотрению. Статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждение создаётся собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично; учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несёт собственник соответствующего имущества. Согласно п. 9 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. В силу ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. В материалах дела имеется справка руководителя финансового управления Администрации Орджоникидзевского района, из которой следует, что финансирование расходов необходимых для приобретения вывесок образовательных учреждений, выполненных с соблюдением норм законодательства о социальной защите прав инвалидов рельефно-точечным шрифтом Брайля не представляется возможным, в связи с недостаточностью собственных средств на выполнение собственных расходных полномочий и наличием значительной кредиторской задолженности муниципальных учреждений за оказанные услуги и выполненные работы. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами гражданского дела. В соответствии с абзацем 8 ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты нарушенного права является присуждения к исполнению обязанности в натуре. Вместе с тем, указанный способ защиты нарушенного права подлежит применению в том случае, когда ответчик обязан выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства. При этом ответчик на момент предъявления соответствующего требования должен иметь реальную возможность для его исполнения. Однако для устранения выявленных нарушений закона требуются материальные затраты. Учитывая отсутствие у образовательного учреждения достаточных средств на устранение нарушений законодательства о социальной защите прав инвалидов, наличие субсидиарной ответственности администрации Орджоникидзевского района по обязательствам, как учредителя МБОУ «Приисковая средняя общеобразовательная школа» и собственника занимаемого им здания, расходы по устранению нарушений норм законодательства о социальной защите прав инвалидов общеобразовательной школы, следует возложить также и на администрацию Орджоникидзевского района за счет средств бюджета данного муниципального образования. Судом факт нарушения ответчиками законодательства о социальной защите прав инвалидов в МБОУ «Приисковая средняя общеобразовательная школа» был установлен, обязание ответчиков совершить действия, которые должны были быть исполнены в соответствиями с требованиями действующего законодательства и которые исполнены не были, является ненадлежащее исполнение должностных обязанностей сотрудниками МБОУ «Приисковая средняя общеобразовательная школа». Таким образом, нарушения действующего законодательства препятствует в реализации гражданами конституционного права инвалидов. С учетом всех обстоятельств дела, суд считает возможным установить срок для выделения администрацией Орджоникидзевского района Республики Хакасия МБОУ «Приисковая средняя общеобразовательная школа» в достаточном количестве денежных средств, необходимых для устранения нарушений норм законодательства о социальной защите прав инвалидов, до ../../... На основании изложенного, руководствуясь статьями 196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия удовлетворить.
Обязать администрацию Орджоникидзевского района Республики Хакасия в срок до ../../.. выделить Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Приисковая средняя общеобразовательная школа» в достаточном количестве денежные средства, необходимые для устранения нарушений норм законодательства о социальной защите прав инвалидов, а именно:
- при входе в здание Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Приисковая средняя общеобразовательная школа» расположенного по адресу: Республика Хакасия Орджоникидзевский район, с. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, №.., установить вывеску с названием образовательного учреждения, графиком его работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Приисковая средняя общеобразовательная школа» в течение 1 месяца с момента выделения денежных средств администрацией Орджоникидзевского района Республики Хакасия устранить нарушения норм законодательства о социальной защите прав инвалидов, а именно:
- при входе в здание Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Приисковая средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: Республика Хакасия Орджоникидзевский район, с. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, №.. установить вывеску с названием образовательного учреждения, графиком его работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ../../...
Судья М.Н. Южакова