Дело № 2 -189/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 февраля 2019 года г. Саяногорск
Саяногорский городской суд Республики Хакасия
в составе
председательствующего судьи Казаковой Т.А.,
при секретаре Кожиной Т.О.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванченко А. Н. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, периоды отпуска по уходу за ребенком, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, об обязании назначить досрочную трудовую пенсию с даты обращения за ее назначением,
УСТАНОВИЛ:
Иванченко А.Н. обратилась в Бейский районный суд Республики Хакасия суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное) (далее ГУ - УПФ России в г. Саяногорске РХ (межрайонное)) о признании права на досрочную страховую пенсию, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, периоды отпуска по уходу за ребенком, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, об обязании назначить досрочную трудовую пенсию с даты обращения за ее назначением, мотивируя исковые требования тем, что ДАТА с целью реализации своего права на назначение досрочной страховой пенсии по старости она обратилась к ответчику. Решением ответчика от ДАТА ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине недостаточности специального страхового стажа в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». По мнению ответчика, не подлежат зачёту в специальный страховой стаж следующие периоды: с ДАТА по ДАТА с ДАТА по ДАТА - в должности медицинской сестры массажистки в терапевтическом отделении в Бейской центральной районной больнице - всего в календарном исчислении <>. Не засчитывая вышеуказанные периоды, ответчик сослался на отсутствие должности медицинской сестры массажистки в терапевтическом отделении в штатном расписании и в Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала. Считает, что решение ответчика основано на неправильном применении норм материального права, а именно игнорировании комплекса нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой. Указывает, что она работала в ДАТА-ДАТА в должности медицинской сестры массажистки в терапевтическом отделении в Бейской центральной районной больнице постоянно в течение полного рабочего дня, осуществляла лечебную деятельность или деятельность по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения, что даёт ей право на применение льготного порядка исчисления стажа указанной работы <> для досрочного назначения страховой пенсии по старости. Не засчитаны также периоды с ДАТА по ДАТА с ДАТА по ДАТА с ДАТА по ДАТА – нахождения ее в отпуске по уходу за детьми до 1, 5 лет - всего в календарном исчислении <>. Считает, что решение ответчика о не зачёте вышеуказанных периодов основано на неправильном применении норм материального права, а именно игнорировании нормативного правового акта, обладающего большей юридической силой. Полагает, что также должны быть зачтены периоды с ДАТА по ДАТА; с ДАТА по ДАТА; с ДАТА по ДАТА; с ДАТА по ДАТА; с ДАТА по ДАТА; с ДАТА по ДАТА; с ДАТА по ДАТА; с ДАТА - ДАТА; с ДАТА по ДАТА; с ДАТА по ДАТА. В силу характера выполняемых ею трудовых функций, она в вышеуказанные периоды направлялась работодателем на курсы повышения квалификации с отрывом от работы с сохранением заработной платы. Просила признать за ней право на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности свыше 25 лет, обязать ответчика включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периоды работы: с ДАТА по ДАТА; с ДАТА по ДАТА в должности медицинской сестры массажистки в терапевтическом отделении в Бейской центральной районной больнице с применением льготного исчисления стажа <>, с ДАТА по ДАТА; с ДАТА по ДАТА; с ДАТА по ДАТА - периоды отпуска по уходу за ребёнком до 1,5 лет - в календарном исчислении - всего <>, периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДАТА по ДАТА; с ДАТА; с ДАТА по ДАТА; с ДАТА по ДАТА; с ДАТА по ДАТА; с ДАТА по ДАТА; с ДАТА по ДАТА; с ДАТА - ДАТА; с ДАТА по ДАТА; с ДАТА по ДАТА в календарном исчислении всего <>, обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с ДАТА, взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Определением Бейского районного суда Республики Хакасия от ДАТА гражданское дело по иску Иванченко А.Н. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное) (далее ГУ - УПФ России в г. Саяногорске РХ (межрайонное)) о признании права на досрочную страховую пенсию, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, периоды отпуска по уходу за ребенком, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, об обязании назначить досрочную трудовую пенсию с даты обращения за ее назначением передано в Саяногорский городской суд Республики Хакасия по подсудности.
В судебном заседании истец Иванченко А.Н., ее представитель по ордеру Зайцев В.О. поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ - УПФ России в г. Саяногорске РХ (межрайонное) по доверенности Конопелько Ю.А. в судебном заседании иск не признала по основаниям, указанным в решении. Просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав объяснения истца Иванченко А.Н., ее представителя по ордеру Зайцева В.О., представителя ответчика ГУ - УПФ России в г. Саяногорске РХ (межрайонное) по доверенности Конопелько Ю.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. Закона № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона).
ДАТА Иванченко А.Н. обратилась в ГУ - УПФ России в г. Саяногорске РХ (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением ГУ - УПФ России в г. Саяногорске РХ (межрайонное) от ДАТА № Иванченко А.Н. не засчитаны в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в должности медицинской сестры массажистки в терапевтическом отделении Бейской центральной районной больницы с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, периоды нахождения на курсах повышения квалификации ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, ДАТА, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА.
На момент работы истца в должности медицинской сестры массажиста действовало Постановление Совета Министров РФ от 06.09.1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет". В указанном Списке профессий и должностей, утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, должность массажиста или медицинской сестры по массажу прямо не указана, но предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности (п. 1 Списка).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781) было установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 данного постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 г. правовому регулированию (постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абзац пятый пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464).
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
Из приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения, следует, что до 1 ноября 1999 г. в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях: врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Несмотря на то, что Списками, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, а также Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 г., должность "медицинская сестра-массажистка" не предусмотрена, однако, должность медицинской сестры-массажистки относится к среднему медицинскому персоналу и имеет правильное наименование "медицинская сестра по массажу", тогда как Списками предусмотрены следующие должности: "врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности".
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
В спорные периоды времени Иванченко А.Н., при наличии у нее диплома по специальности "медицинская сестра", работала в должности медицинской сестры-массажистки, осуществляла лечебную деятельность, что подтверждается записями трудовой книжки; справкой от ДАТА.
Следовательно, указанная работа истца должна быть засчитана в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца (пп. "а" п. 5 Правил).
Разъяснения относительно применения указанного подпункта Правил содержатся в абзаце втором пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в котором указано, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
При этом в стаж работы в льготном порядке <> независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, может быть засчитан период работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года (абзац седьмой пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30).
Таким образом, после ДАТА льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников допустимо только при наличии смешанного стажа, то есть при выполнении соответствующей работы и в городе, и в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке).
Из материалов дела следует, что в спорные периоды с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА истец осуществляла трудовую деятельность медицинской сестры массажистки в терапевтическом отделении Бейской центральной районной больницы, поэтому указанные периоды подлежат включению в льготный стаж истца как 1 год 3 месяца за 1 год работы.
Оценивая требования истца в части возложения на ответчика обязанности включить в специальный стаж периоды нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, суд учитывает следующее.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
До введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 06.10.1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30, при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до ДАТА, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Поскольку отпуска истца по уходу за ребенком, начались после ДАТА, они не подлежит включению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Разрешая требования истца в части возложения на ответчика обязанности включить в ее специальный страховой стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, ДАТА, суд учитывает следующее.
Согласно статьи 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Из содержания приведенной нормы следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как было установлено, Иванченко А.Н. в период работы с ДАТА по ДАТА работала в должности медицинской сестры палатной (постовой) в ГБУЗ «Бейская межрайонная больница», на основании приказов работодателя находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства. За данные периоды работодателями уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Поскольку Иванченко А.Н. в указанные спорные периоды осуществляла трудовую деятельность в должности медицинской сестры палатной (постовой) в ГБУЗ «Бейская межрайонная больница» и направлялась на курсы повышения квалификации, соответствующие периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, подлежат включению в специальный страховой стаж.
Поскольку при суммировании указанного стажа со стажем работы, включенным ответчиком, специальный стаж истицы составляет менее требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости <> то требования истца Иванченко А.Н. о признании права на досрочную страховую пенсию по старости ранее достижения возраста, назначении досрочно страховой пенсии по старости с ДАТА являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск Иванченко А. Н. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, периоды отпуска по уходу за ребенком, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, об обязании назначить досрочную трудовую пенсию с даты обращения за ее назначением удовлетворить частично.
Возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное) обязанность включить в специальный стаж работы истца Иванченко А. Н. периоды ее работы с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА в должности медицинской сестры массажистки в терапевтическом отделении Бейской центральной районной больницы в льготном исчислении, как <>, периоды нахождения истца Иванченко А. Н. на курсах повышения квалификации ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, ДАТА.
В удовлетворении иска Иванченко А. Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное) об обязании включить в специальный стаж периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, о признании права на досрочную страховую пенсию, об обязании назначить досрочную страховую пенсию с ДАТА отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Хакасия через Саяногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.А. Казакова
Резолютивная часть решения объявлена 12.02.2019.
Решение в окончательной форме принято 18.02.2019.