РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2022 г. г. Тольятти
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Меньшиковой О.В.
при секретаре Апахиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №63RS0030-01-2022-002154-74 (производство № 2а-1288/2022) по иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Самарской области к Федорову А.Ю. о взыскании недоимки по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 15 по Самарской области обратилась с административным исковым заявлением о взыскании с Федорова А.Ю. задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, по страховым взносам, пени по налогу на имущество физических лиц, пени по земельному налогу и пени по страховым взносам.
Заявленные требования мотивированы тем, что Федоров А.Ю. является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц, земельного налога и страховых взносов в 2014, 2015, 2016 гг. в связи с наличием объектов налогообложения, а также в соответствии со ст.ст. 23, 419, 430 НК РФ – плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование. Налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления: №... от 12.04.2017 г., в котором был произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2015 налоговый период, № ... от 21.09.2017 г., № ... от 23.08.2018 г., в котором налог на имущество физических лиц рассчитан исходя стоимости имущества, которое находилось в собственности налогоплательщика в 2016-2017 налоговом периоде. Указанные налоговые уведомления были получены ответчиком.
В связи с неуплатой налогов, налогоплательщику в соответствии со ст.75 НК РФ налоговым органом начислены пени по земельному налогу в размере 117,57 руб. и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 94,49 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1202,1 руб., и пени на обязательное медицинское страхование в размере 368,88 руб. В нарушении ст. 45 НК РФ Федоров А.Ю. не исполнил установленную законом обязанность, в связи с чем, истец направил в адрес налогоплательщика требования об уплате налога № 24 от 11.08.2016 г. с предложением добровольно погасить задолженности по налогам и пени до 20.09.2016 г.; № ... от 19.12.2016 г. с предложением погасить задолженность по страховым взносам в срок до 29.12.2016 г., №... от 30.12.2016 г. с предложением погасить задолженность по страховым взносам в срок до 09.01.2017 г.; № ... от 21.02.2018 г. с предложением добровольно погасить задолженность по налогам и пени до 17.04.2018 г., № ... от 27.08.2018 г. с предложением добровольно погасить задолженность по налогам и пени до 03.12.2018 г., №... от 08.07.2019 г. с предложением добровольно погасить задолженность по налогам и пени до 01.11.2019 г., № ... от 10.07.2019 г. с предложением добровольно погасить задолженность по налогам и пени до ...
Налогоплательщиком данные требования не исполнены.
14.01.2022 г. мировым судьей судебного участка № 107 Комсомольского судебного района г.Тольятти Самарской области, был вынесен судебный приказ № 2а-195/2022, однако, согласно определению от 28.01.2022 г. он был отменен, поскольку ответчик представил возражения относительно его исполнения.
Административный истец в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Административный ответчик Федоров А.Ю. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом и заблаговременно, уважительных причин неявки суду не сообщил.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
В силу п. 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков - физических лиц возложена на налоговый орган, в связи с чем, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Как указано в ст. 405 НК РФ, налоговым периодом для уплаты налога на имущество физических лиц является календарный год.
Обязанность исчисления суммы налога, в соответствии с требованиями ст. 408 НК РФ возложена на налоговые органы.
Согласно ч. 2 ст. 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч. 4 ст. 391 НК РФ).
Пунктом 1 ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» установлено, что налогоплательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Положениями п. 1 ст. 3 указанного закона определено, что ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.
В соответствии с п. 10 ст. 5 Закона о налогах на имущество физических лиц № 2003-1 от 09.12.1991 г. (действ, редакция) лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением уплаты налога.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не
Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч. 4 ст. 391 НК РФ).
В соответствии с пп. 1 п. 3.4 ст. 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы.
Как следует из пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В силу п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год.
В соответствии со ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно и уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Статьей 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Из материалов дела следует, что Федорову А.Ю. принадлежало следующее имущество:
- иное строение, помещение и сооружение с кадастровым номером ..., находящееся по адресу: ....
- иное строение, помещение и сооружение с кадастровым номером ..., находящееся по адресу: ....
Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление: № ... от 12.04.2017 г., в котором был произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2015 налоговый период, № ... от 23.08.2018 г., в котором налог на имущество физических лиц рассчитан исходя стоимости имущества, которое находилось в собственности налогоплательщика в 2017 налоговом периоде.
Налоговые уведомления оставлены без исполнения. В связи с несвоевременной уплатой налога налогоплательщику в соответствии со ст.75 НК РФ налоговым органом начислены пени по земельному налогу в размере 117,57 руб. и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 94,49 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1 202,1 руб., и пени на обязательное медицинское страхование в размере 368,88 руб.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В установленный ст. 70 НК РФ срок налоговый орган направил в адрес налогоплательщика требования об уплате налогов:
- № ... от 11.08.2016 г. с предложением добровольно погасить задолженности по налогам и пени до 20.09.2016 г.;
- № ... от 19.12.2016 г. с предложением погасить задолженность по страховым взносам в срок до 29.12.2016 г.,
- №... от 30.12.2016 г. с предложением погасить задолженность по страховым взносам в срок до 09.01.2017 г.;
- № ... от 21.02.2018 г. с предложением добровольно погасить задолженность по налогам и пени до 17.04.2018 г.,
- № ... от 27.08.2018 г. с предложением добровольно погасить задолженность по налогам и пени до 03.12.2018 г.,
- №... от 08.07.2019 г. с предложением добровольно погасить задолженность по налогам и пени до 01.11.2019 г.,
- № ... от 10.07.2019 г. с предложением добровольно погасить задолженность по налогам и пени до 01.11.2019 г.
Из материалов дела следует, что по требованию № ... от 30.12.2016 г. административный истец установил ответчику срок уплаты недоимки до 09.01.2017 г.
Поскольку общая сумма задолженности по налоге и пени на момент вставления указанного требования превысила 3 000 рублей, налоговый орган был вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки в течение шести месяцев срок со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Следовательно, шестимесячный срок обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки истек 09.07.2017 г.
С заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился 12.01.2022 г., а после отмены судебного приказа (28.01.2022г.) с исковым заявлением о взыскании недоимки 29.04.2022 г. Срок судебного взыскания недоимки административным истцом пропущен.
В соответствии со ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Представителем истца заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящими требованиями. Административным истцом не представлено доказательств уважительности пропуска срока обращения в суд, в связи, с чем основания для его восстановления отсутствуют.
Принимая во внимание, что административный истец входит в единую централизованную систему органов исполнительной власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов, внутренняя организация деятельности данного органа не может служить поводом для отступления от требований закона при выполнении возложенных на него функций, уважительных причин для пропуска срока для обращения в суд, налоговым органом не представлено, в связи с чем, оснований для восстановления указанного срока не имеется. Принудительное взыскание обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, поэтому соблюдение таких сроков является одной из основных задач налоговых органов при осуществлении деятельности по принудительному взысканию обязательных платежей и санкций.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требования о взыскании с Федорова А.Ю. задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, по страховым взносам, пени по налогу на имущество физических лиц, пени по земельному налогу и пени по страховым взносам не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по Самарской области к Федорову А.Ю. о взыскании недоимки по налогам и пени – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 14.06.2022 г.
Судья О.В. Меньшикова