Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1978/2020 ~ М-1994/2020 от 27.11.2020

                     Дело №2-1978/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 декабря 2020 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

В лице председательствующего судьи Степченковой Е.А.

При секретаре Морозовой А.В.

С участием прокурора Кулешовой А.А.,

истца Артеменкова С.С., представителя истца Артеменковой И.А., представителей Смоленской таможни Масловой Н.В. и Демидова А.Л. (доверенности от ДД.ММ.ГГГГг. и от ДД.ММ.ГГГГг.),

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артеменкова С.С. к Смоленской таможне о восстановлении на государственной гражданской службе,

у с т а н о в и л:

Артеменков С.С. обратился в суд с иском к Смоленской таможне о восстановлении на государственной гражданской службе.

Обосновывая требования иска, Артеменков С.С. указывает, что на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГг. он был принят в Смоленскую таможню на должность государственного таможенного инспектора. Его стаж государственной гражданской службы составляет 14 лет.

Приказом Смоленской таможни от ДД.ММ.ГГГГг. он был уволен по основаниям, предусмотренным пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе).

Ответчик предложил Артеменкову С.С. перевод на другую должность, с которой он согласился, однако спустя две недели его уволили, указав на то, что выбранная им вакантная должность будет замещаться другим должностным лицом.

Истец полагает свое увольнение незаконным, поскольку ответчиком не было принято во внимание наличие у него на иждивении двух несовершеннолетних детей ДД.ММ.ГГГГ рождения и ДД.ММ.ГГГГ рождения. Кроме того, в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. Артеменков С.С. проходил повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Организация совершения таможенных операций и таможенного контроля в отношении отдельных категорий товаров и транспортных средств международных перевозок», с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. - по дополнительной программе «Менеджмент на основе стандартов Всемирной торговой организации».

За достигнутые положительные результаты в работе по защите экономических интересов Российской Федерации Артеменков С.С. был награжден почетной медалью «25 лет ФТС России», медалью Министерства обороны Российской Федерации в 2017г. «За участие в военном параде», посвященному 72-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне по поручению Смоленской таможни.

Согласно приказу Смоленской таможни от ДД.ММ.ГГГГг. № «Об организационно - штатных мероприятиях» в отделе таможенного досмотра подлежали сокращению государственные таможенные инспектора с классным чином референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса. При этом, Артеменкову С.С. был присвоен классный чин «Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса», что указывает на нарушение процедуры сокращения.

Кроме того, на основании указанного приказа вводились новые должности в количестве 30 единиц, из которых 20 единиц - должности главного государственного таможенного инспектора с классным чином «советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса». Несмотря на то, что в соответствии со статьей 12 Федерального закона №79-ФЗ от 27 июля 2004г. «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» для замещения должностей гражданской службы категорий ведущей группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования, которое у истца имеется, перечисленные должности ему предложены не были.

Также приказом Смоленской таможни от ДД.ММ.ГГГГг. был уволен ФИО4, в связи с чем была освобождена должность старшего государственного таможенного инспектора, которая также Артеменкову С.С. предложена не была.

Стаж таможенной службы Артеменкова С.С. составляет 8 лет, но при этом на вновь созданные вакантные должности в количестве 30 единиц были выбраны должностные лица со стажем работы в таможенном органе менее 3 лет.

По указанным основаниям, ссылаясь на положения статей 81, 139,391,392 Трудового кодекса Российской Федерации, Артеменков С.С. просит восстановить его на службе в Смоленской таможне (л. д. 2-3).

Истец Артеменков С.С., его представитель Артеменкова И.А. в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме. В дополнение к вышеизложенным доводам истец и его представитель также указали, что при увольнении было нарушено преимущественное право Артеменкова С.С. на оставление на работе (стаж работы в таможенных органах, наличие на иждивении двух несовершеннолетних детей), поскольку на вакантные должности в Стабнинском таможенному посту были назначены работники, имеющие незначительный стаж государственной гражданской службы, а также не имеющие на иждивении детей (ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9). В нарушение статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» Смоленской таможней не был проведен мониторинг официального сайта федеральной государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации», не направлены запросы в Межрайонную ИФНС России по Смоленской области и ИФНС России по г. Смоленску. При этом, по данным официального сайта в ИФНС России по г. Смоленску ДД.ММ.ГГГГг. был объявлен конкурс на замещение трех вакантных должностей старшего государственного налогового инспектора. Кроме того, Артеменков С.С. выразил согласие на замещение вакантной должности старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра Стабнинского таможенного поста, поскольку из предложенного ему для ознакомления списка вакансий следовало, что на ДД.ММ.ГГГГг. имеются две таких должности. Фактически же имелась лишь одна указанная вакантная должность, что ввело истца в заблуждение, свело его шансы к назначению на указанную должность к минимуму. Также выразили несогласие с произведенной таможенным органом оценкой профессиональной служебной деятельности, на основании которой работодателем определялась квалификация государственных гражданских служащих Смоленской таможни, пояснив, что с проведенной оценкой истец ознакомлен не был, названная оценка основана лишь на субъективном мнении руководителя структурного подразделения таможни, в связи с чем вызывает сомнения.

Представители Смоленской таможни, Маслова Н.В., Демидов А.Л., в судебном заседании иск Артеменкова С.С. не признали. Указали, что Артеменков С.С. с ДД.ММ.ГГГГг. проходил службу в Смоленской таможне в должности государственного таможенного инспектора (референта государственной гражданской службы 1 класса). За ненадлежащее исполнение обязанностей государственного гражданского служащего Артеменков С.С. в период с 2014г. по 2020г. привлекался к различным мерам дисциплинарной и материальной ответственности. В соответствии с приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГг. «Об утверждении Порядка оценки профессиональной служебной деятельности должностных лиц таможенных органов РФ» начальником структурного подразделения Смоленской таможни была проведена оценка профессиональной деятельности Артеменкова С.С., в соответствии с которой ключевой показатель эффективности деятельности (КПЭ) составил 2,47 балла, в то время как должностные лица, продолжившие службу в таможенных органах, имеют ключевой показатель эффективности и результативности деятельности, равный 3 баллам. На основании результатов проведенной оценки начальником таможни было принято решение о конкретных должностных лицах, замещающих должности государственной гражданской службы, в отношении которых будут проводиться организационно - штатные мероприятия, в числе которых был включен и Артеменков С.С. ДД.ММ.ГГГГг. Артеменкову С.С. было вручено уведомление о проведении организационно - штатных мероприятий. С ним, а также со всеми остальными лицами, участвующими в организационно - штатных мероприятиях, проведены беседы, на которых был доведен под подпись перечень всех имеющихся в Смоленской таможне вакантных должностей по состоянию на дату проведения организационно - штатных мероприятий, доведены вакантные должности в других государственных органах. В отношении истца указанная беседа была проведена ДД.ММ.ГГГГг., по результатам которой он выразил желание о прохождении службы в замещаемой им на тот момент должности, тем самым отказавшись от предложенных должностей гражданской службы. Повторно беседа была проведена ДД.ММ.ГГГГг., по результатам которой истец выразил желание проходить службу в должности старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра Стабнинского таможенного поста, тем самым отказавшись от иных предложенных должностей гражданской службы. На должность гражданской службы, которую выбрал Артеменков С.С., также претендовало 6 должностных лиц, участвующих в организационно - штатных мероприятиях. Преимущественное право назначения на данную должность определено за старшим государственным таможенным инспектором Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Стабнинского таможенного поста ФИО12, являющейся единственным кормильцем в семье, имеющей на иждивении двух несовершеннолетних детей. По результатам проведенного анализа выявлено отсутствие у Артеменкова С.С. преимущественного права для замещения должности относительно иных претендентов, а также меньшая квалификация. Кроме того, указали, что на момент проведения организационно - штатных мероприятий на ДД.ММ.ГГГГг. вакантная должность ФИО36 была указана в числе предложенных вакансий, с которыми истец был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГг. По указанным основаниям, представители ответчики просили отказать в удовлетворении иска Артеменкова С.С. в полном объеме.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшей иск Артеменкова С.С. правомерным и подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 27 июля 2004г. №79-ФЗ) предметом регулирования указанного Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правого положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий).

Пунктом 4 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ закреплено такое общее основание прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с государственной гражданской службы, как расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статья 37 названного Федерального закона).

В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

На основании части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно - служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что на основании приказа Смоленской таможни от ДД.ММ.ГГГГг. -К Артеменков С.С. был принят на государственную гражданскую службу и назначен на должность государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра Стабнинского таможенного поста (л. д. 11,19 167-168).

ДД.ММ.ГГГГг. с Артеменковым С.С. заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации по должности государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра Стабнинского таможенного поста Смоленской таможни (л. д. 164-165).

В 2013г. Артеменкову С.С. присвоен классный чин «Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса», в 2014г. - «Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2-го класса», а приказом Смоленской таможни от ДД.ММ.ГГГГг. -А - «Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса» (л. д. 11-19).

Согласно штатному расписанию Смоленской таможни по состоянию с 04 августа до ДД.ММ.ГГГГг., с 01 октября по ДД.ММ.ГГГГг. штат Стабнинского таможенного поста включал в себя 78 должностей государственных гражданских служащих, 3 должности сотрудников и 1 должность работников, в том числе: начальник поста -1, заместитель начальника поста - 2, делопроизводитель - 2; Отдел таможенного оформления и таможенного контроля: начальник отдела -1, заместитель начальника отдела - 1, главный государственный таможенный инспектор - 13, старший государственный таможенный инспектор - 11, государственный таможенный инспектор - 16; Отдел таможенного досмотра: начальник отдела - 1, заместитель начальника отдела - 2, главный государственный таможенный инспектор -11, старший государственный таможенный инспектор - 8, государственный таможенный инспектор - 14 (л. д. 60-61,81).

Во исполнение приказа Центрального таможенного управления от ДД.ММ.ГГГГг. «Об организационно - штатных мероприятиях», приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГг. «Об утверждении Положения об организационно - штатной работе в таможенных органах Российской Федерации и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России», Смоленской таможней издан приказ от ДД.ММ.ГГГГг. , в соответствии с которым в штатное расписание Смоленской таможни с ДД.ММ.ГГГГг. (дата вступления приказа в силу) внесены изменения.

В соответствии с приложением к названному приказу в штатное расписание, в том числе, Стабнинского таможенного поста подлежали внесению следующие изменения:

- Отдел таможенного оформления и таможенного контроля:

- включение 4 должностей главного государственного таможенного инспектора, советника государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

- исключение 7 должностей государственного таможенного инспектора, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса;

- Отдел таможенного досмотра:

- включение двух должностей главного государственного таможенного инспектора, советника государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

- включение одной должности старшего государственного таможенного инспектора, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса;

- исключение семи должностей государственного таможенного инспектора, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса.

Итого по посту предусматривалось исключение 14 должностей государственных гражданских служащих и включение 7 должностей государственных гражданских служащих (л. д. 25-26, 170-172, 170-182).

В целом по Смоленской таможне предусматривалось исключение из штатного расписания 108 должностей государственных гражданских служащих (исключение - 138, включение в штатное расписание - 30) (л. д. 29).

В соответствии со штатным расписанием Смоленской таможни с ДД.ММ.ГГГГг. в состав Стабнинского таможенного поста Смоленской таможни включена 71 должность государственных гражданских служащих, 3 должности сотрудников и 1 должность работников, в том числе: начальник поста -1, заместитель начальника поста - 2, делопроизводитель - 1; Отдел таможенного оформления и таможенного контроля: начальник отдела -1, заместитель начальника отдела -1, главный государственный таможенный инспектор - 17, старший государственный таможенный инспектор -11, государственный таможенный инспектор - 9; Отдел таможенного досмотра: начальник отдела -1, заместитель начальника отдела -2, главный государственный таможенный инспектор -13, старший государственный таможенный инспектор -9, государственный таможенный инспектор - 7 (л. д. 98-99).

На основании анализа профессиональной оценки, уровня образования и выполняемых должностными лицами, замещающими должности государственного таможенного инспектора в подразделениях Стабнинского таможенного поста, принято решение о сокращении 3 вакантных должностей в отделе таможенного оформления и таможенного контроля Стабнинского таможенного поста, 4 должностных лиц, имеющих минимальную оценку профессиональной деятельности (ФИО13, ФИО14, ФИО15 и ФИО16), а также 3 вакантных должностей и 4 должностных лиц в отделе таможенного досмотра, имеющих минимальную оценку профессиональной деятельности: Артеменков С.С. (низкие результаты профоценки, не профильное образование, наличие дисциплинарного взыскания в 2020г.); ФИО17 (отсутствие профильного образования, низкие результаты профоценки); ФИО18 (низкие результаты профоценки, дважды привлекался к ответственности за нарушения в 2020г.); ФИО19 (отсутствие профильного образования, низкие результаты профоценки) (л. д. 112-113).

ДД.ММ.ГГГГг. Артеменков С.С. ознакомлен с уведомлением Смоленской таможни от ДД.ММ.ГГГГг. о сокращении замещаемой им должности с ДД.ММ.ГГГГг. (л. д. 156).

ДД.ММ.ГГГГг. Артеменков С.С. был ознакомлен со списком вакансий государственных гражданских служащих (старшей группы) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг., в который включены: старший государственный таможенный инспектор Отдела бухгалтерского учета и финансового мониторинга; старший государственный таможенный инспектор Кинологического отделения; государственный таможенный инспектор (2 вакансии) отдела таможенного досмотра Заднепровского таможенного поста; старший государственный таможенный инспектор (2 вакансии) отдела таможенного досмотра Стабнинского таможенного поста; старший государственный таможенный инспектор (2 вакансии) отдела таможенного оформления и таможенного контроля Стабнинского таможенного поста; старший государственный таможенный инспектор Ярцевского таможенного поста, государственный таможенный инспектор (7 вакансий) Ярцевского таможенного поста (л. д. 142-145).

Также ДД.ММ.ГГГГг. Артеменков С.С. был ознакомлен со списком вакансий в Московской таможне для предложения должностным лицам Смоленской таможни (л. д. 146-148), со списком вакансий в Центральной электронной таможне для предложения должностным лицам Смоленской таможни (л. д. 149-152).

По результатам беседы, проведенной с Артеменковым С.С. ДД.ММ.ГГГГг., он выразил желание продолжить службу в замещаемой должности (л. д. 155).

В листе беседы, проведенной ДД.ММ.ГГГГг., Артеменков С.С. выразил согласие с назначением на предложенную ему должность старшего государственного таможенного инспектора Отдела таможенного досмотра Стабнинского таможенного поста (л. д. 153).

Смоленской таможней также были получены сообщения Главного управления ветеринарии Смоленской области, УМВД России по Смоленской области, Управления Росреестра по Смоленской области, УФНС России по Смоленской области об отсутствии вакантных должностей для предложения должностным лицам Смоленской таможни, замещающим сокращаемые должности, а также сообщение Управления Россельхознадзора об объявлении конкурса на замещение вакантной должности государственного инспектора в отделе пограничного ветеринарного контроля на транспорте (л. д. 107-112).

ДД.ММ.ГГГГг. Артеменков С.С. уведомлен о том, что в ходе проведения анализа должностных лиц таможни, претендующих на замещение вакантных должностей в рамках проводимых организационно - штатных мероприятий, с учетом требований статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №79-ФЗ и Трудового кодекса Российской Федерации, выбранная им вакантная должность будет замещаться другим должностным лицом в ходе организационно - штатных мероприятий, в связи с чем Артеменков С.С. ДД.ММ.ГГГГг. подлежит увольнению в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №№79-ФЗ (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе) (л. д. 154).

Приказом Смоленской таможни -КГ от ДД.ММ.ГГГГг. прекращено действие служебного контракта в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона, Артеменков С.С. освобожден от замещаемой должности и уволен с ДД.ММ.ГГГГг. с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе (л. д. 166).

Из содержания иска, пояснений истца и его представителя, данных в ходе судебного разбирательства, усматривается, что при увольнении Артеменкова С.С. с государственной гражданской службы Смоленской таможней не было принято во внимание наличие у него преимущественного права на оставление на службе в связи с нахождением у него на иждивении двух несовершеннолетних детей, прохождением повышения квалификации в 2015г. и в 2018г. по дополнительным профессиональным программам, награждение медалью «25 лет ФТС России» за достигнутые положительные результаты по защите экономических интересов Российской Федерации и медалью Министерства обороны Российской Федерации в 2017г. «За участие в военном параде».

В подтверждение приведенных доводов суду представлены копии свидетельств о рождении ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; удостоверения, свидетельствующие о прохождении Артеменковым С.С. повышения квалификации, в том числе: в период с 22 сентября по ДД.ММ.ГГГГг. по дополнительной профессиональной программе «Организация совершения таможенных операций и таможенного контроля в отношении отдельных категорий товаров и транспортных средств международных перевозок»», в период с 14 по ДД.ММ.ГГГГг. по дополнительной профессиональной программе «Менеджмент на основе стандартов Всемирной таможенной организации». Сведения о награждении Артеменкова С.С. ДД.ММ.ГГГГг. медалью «25 лет ФТС России» внесены в его трудовую книжку (л. д. 7-10, 11-19).

Возражая против приведенных доводов, представители Смоленской таможни в судебном заседании указали на то, что по итогам организационно - штатных мероприятий на Стабнинском таможенном посту было сокращено 3 вакантных должности, а также 4 государственных гражданских служащих, в том числе государственный таможенный инспектор Артеменков С.С. В ходе проведенной беседы истец выразил желание проходить службу в должности старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра Стабнинского таможенного поста, что отразил в листе беседы. В связи с наличием нескольких претендентов для замещения указанной вакантной должности был проведен анализ наличия преимущественного права для назначения у претендентов, в ходе которого преимущественное право на данную должность определено за старшим государственным таможенным инспектором ФИО12, являющейся единственным кормильцем в семье, имеющей на иждивении двух несовершеннолетних детей.

Разрешая требования Артеменкова С.С. в указанной части, суд отмечает следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №70-ФЗ преимущественное право на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Аналогичные положения содержатся также и в части 1 статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), в силу которой при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы (часть 2 статьи 179 ТК РФ).

Таким образом, положения законодательства, регламентирующие вопросы преимущественного права на оставление на работе (службе) закрепляют основанное на объективных критериях правило отбора работников для оставления на работе при сокращении численность или штата. Устанавливая в качестве таких критериев квалификацию, уровень подготовки, опыт и т. д. работника, законодатель исходит как из необходимости предоставления дополнительных мер защиты трудовых прав работников, имеющих профессиональные качества более высокого уровня, так и из интереса работодателя, направленного на продолжение трудовых отношений с наиболее квалифицированными и эффективно выполняющими трудовые обязанности работниками. Положения части 2 статьи 179 ТК РФ подлежат применению при равной производительности труда и квалификации работников.

Приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГг. утвержден Порядок оценки профессиональной служебной деятельности должностных лиц таможенных органов Российской Федерации (далее по тексту - Порядок оценки) (л. д. 125-128).

Согласно пункту 2 Порядка оценки, оценка профессиональной служебной деятельности (далее - оценка) проводится в отношении всех должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, за исключением должностных лиц, находящихся в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком, и должностных лиц, отсутствующих на службе по иным причинам более трех месяцев подряд.

В отношении должностных лиц структурного подразделения таможенного органа (за исключением начальника) оценка проводится начальником соответствующего подразделения таможенного органа (пункт 4 Порядка оценки).

Результаты оценки могут учитываться при принятии решений о возможности продолжения служебных отношений при проведении организационно - штатных мероприятий (пункт 6 Порядка оценки).

Согласно пунктам 7,8 Порядка оценки, оценка основывается на ключевых показателях эффективности и результативности деятельности (далее - КПЭ должностного лица таможенного органа).

КПЭ должностных лиц таможенных органов являются: показатель качества выполнения должностным лицам таможенного органа должностных (служебных) обязанностей (далее - КПЭ качество), показатель своевременности выполнения должностным лицом таможенного органа задач (подготовки документов) (далее - КПЭ сроки), показатель дисциплины (далее - КПЭ дисциплина).

Согласно листу оценки, составленному начальником Стабнинского таможенного поста в отношении Артеменкова С.С. за период с 01 июня по ДД.ММ.ГГГГг., а также за период с 01 января по ДД.ММ.ГГГГг., КПЭ качество оценено в 0,5 балла; КПЭ сроки - в 1 балл, КПЭ дисциплина - 0 баллов. КПЭ итог - 1,5 балла (л. д. 208,209).

Согласно листу оценки, составленному начальником Стабнинского таможенного поста в отношении государственного таможенного инспектора Артеменкова С.С. за период с 01 января по ДД.ММ.ГГГГг., ключевой показатель эффективности деятельности определен в 2,47 балла, из которых 0,5 балла - КПЭ качество, 0,97 балла - КПЭ сроки, 1 балл - КПЭ дисциплина (л. д. 129-132).

В пункте 9 Порядка оценки указано, что КПЭ качество предназначен для оценки качества выполнения должностным лицом таможенного органа задач (подготовки документов) в рамках исполнения возложенных на него должностных (служебных) обязанностей, а также для оценки его взаимодействия с другими должностными лицами таможенных органов, представителями государственных органов, организаций и гражданами.

КПЭ качество, равный 0,5 балла соответствует следующим характеристикам деятельности должностного лица: на низком профессиональном уровне выполнен ряд задач (подготовлены документы); эффективность и результативность нестабильны; задачи выполняются (документы подготавливаются) небрежно, неоперативно, встречаются ошибки, результаты работ, как правило, требуют проверки; взаимодействие с другими должностными лицами таможенных органов, представителями государственных органов, организаций и гражданами организовано на недостаточном уровне; при выполнении отдельных задач (подготовке документов) должностное лицо продемонстрировало слабые профессиональные знания и низкий уровень владения профессиональными умения ми, не всегда эффективно работало в команде, зачастую проявляло плохую организованность и перекладывало ответственность на других, не всегда было исполнительным, в связи с этим требовало постоянного контроля, проявило затруднения с планированием своей деятельности, проявило низкую работоспособность (л. д. 126-127).

В подтверждение обоснованности о проведенной Артеменкову С.С. оценки профессиональной служебной деятельности суду представлено заключение о результатах служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГг., на основании которой за ненадлежащее выполнение обязанностей государственного гражданского служащего к Артеменкову С.С. были применены меры материального воздействия, а также заключение о профессиональной служебной деятельности Артеменкова С.С. в рамках произведенной оценки в соответствии с приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГг. , согласно которому при выполнении задач за период работы с 01 января по ДД.ММ.ГГГГг. Артеменков С.С. продемонстрировал слабые профессиональные знания и низкий уровень владения профессиональными умениями, проявившиеся в неоперативности и регулярном допуске ошибок по результатам работы (л. д. 133-141, 211-212).

Кроме того, Артеменков С.С. за ненадлежащее выполнение обязанностей государственного гражданского служащего неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности на основании приказов Смоленской таможни от ДД.ММ.ГГГГг. (объявлено замечание); от ДД.ММ.ГГГГг. -км (объявлено замечание), от ДД.ММ.ГГГГг. (объявлено замечание), от ДД.ММ.ГГГГг. (объявлен выговор), от ДД.ММ.ГГГГг. (объявлено замечание) (л. д. 115-124, 157-159, 160,161-162,163).

Ключевой показатель эффективности деятельности остальных государственных гражданских служащих, проходящих государственную гражданскую службу в отделе таможенного досмотра Стабнинского таможенного поста, за исключением ФИО17 (КПЭ качество - 2,79), ФИО18 (КПЭ качество - 2,8), ФИО19 ((КПЭ качество - 2,8), определен в 3 балла (л. д. 114, 210).

По результатам проведенного анализа наличия преимущественного права для назначения у претендентов, а также анализа квалификации, профессиональных знаний и навыков с учетом установленного ключевого показателя эффективности деятельности, Смоленской таможней для замещения должности старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра Стабнинского таможенного поста была выбрана ФИО22, являющаяся единственным кормильцем в семье и имеющая на иждивении двух несовершеннолетних детей.

Наличие у ФИО22 преимущественного права на оставление на государственной гражданской службе истцом и его представителем не оспаривается, подтверждено исследованными в судебном заседании доказательствами.

В судебном заседании истец Артеменков С.С., его представитель Артеменкова И.А. также указали на допущенные работодателем нарушения закона, выразившиеся в несоблюдении преимущественного права истца на замещение занимаемой им должности и сокращении его должности, несмотря на отсутствие преимущественного права у иных сотрудников Стабнинского таможенного поста, а именно: Шашкевича, Шендрика, Пушкина и Захаренковой, которые имеют меньший стаж работы и не имеют на иждивении несовершеннолетних детей.

Возражая против приведенных истцом доводов в указанной части, представители Смоленской таможни в судебном заседании указали, что при решении вопроса о сокращении должностей государственной гражданской службы в первую очередь учитывалась квалификация государственных гражданских служащих, замещающих указанные должности. Произведенная оценка профессиональной деятельности ФИО23, ФИО8, ФИО9 составляла 3 балла, что значительно превышало оценку профессиональной деятельности Артеменкова С.С. Кроме того, перечисленные лица занимали должности государственной гражданской службы в отделе таможенного оформления и таможенного контроля Стабнинского таможенного поста, а не в отделе таможенного досмотра, на должность в котором претендовал Артеменков С.С., в связи с чем его права в указанной части нарушены не были. ФИО24, ФИО13 также были назначены в отдел таможенного оформления и таможенного контроля Стабнинского таможенного поста на основании поданных ими заявлений в рамках проведения организационно - штатных мероприятий.

Согласно штатному расписанию Стабнинского таможенного поста по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. на должности государственной гражданской службы были назначены: начальник отдела таможенного оформления и таможенного контроля ФИО25, на должности главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля: ФИО26 (с ЦЭД), ФИО27 (с Краснинского т/п), ФИО28 (с Заднепровского т/п), ФИО29 (с ЦЭД); на должности старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля: ФИО30 (с ЦЭД), ФИО13, ФИО6 (с ЦЭД), ФИО31 (с ЦЭД, на место ФИО41, находящейся в отпуске по уходу за ребенком), на должности главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра ФИО32 (с ЦЭД) и ФИО33 (с ЦЭД), на должность старшего государственного таможенного инспектора ФИО22 (с ЦЭД) и на должность старшего государственного таможенного инспектора ФИО34 (с ЦЭД, на место ФИО42, находящейся в отпуске по уходу за ребенком) (л. д. 210,216,223-225).

Приведенные доказательства позволяют утверждать, что на вакантную должность старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра, на которую претендовал Артеменков С.С., была назначена лишь ФИО22, имеющая, как указано выше, преимущественное право на оставление на службе. ФИО31 и ФИО35 назначены не на вакантные должности, а на должности сотрудников таможенного органа, находящихся в отпусках по уходу за ребенком. ФИО30 имеет ребенка в возрасте до трех лет, что в силу положений части 3 статьи 261 ТК РФ влечет запрет на расторжение с ней трудового договора по инициативе работодателя по сокращению численности или штата работников. Назначение ФИО13 и ФИО6 произведено на должности старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля, то есть на должности государственной гражданской службы, на которые Артеменков С.С. не претендовал.

Таким образом, оснований полагать, что при увольнении Артеменкова С.С., замещающего должность государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра Стабнинского таможенного поста, и выразившего в ходе проведенной с ним беседы на замещение аналогичной должности также в составе отдела таможенного досмотра, было нарушено его преимущественное право на оставление на государственной гражданской службе в связи с наличием на иждивении двух несовершеннолетних детей, не имеется, поскольку в данном случае преимущественное право другого работника (ФИО22) на оставление на службе, а равно и преимущественное право Шашкевича, Шендрика и Пушкина, замещающих должности старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Стабнинского таможенного поста, равно как и назначение на перечисленные должности в отделе таможенного оформления и таможенного контроля Захаренковой, Алехиной и Зерниченко было определено работодателем в соответствии с частями 1,2 статьи 179 ТК РФ.

При этом, в отсутствие на то законодательных ограничений в случае, когда уровень квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, нескольких государственных гражданских служащих, должности которых подлежат сокращению, соответствуют вакантной должности, право выбора того, кому из таких служащих следует предложить имеющуюся вакантную должность, принадлежит исключительно работодателю.

Ссылка истца на то, что в списке вакансий государственных гражданских служащих до него была доведена информация о наличии на ДД.ММ.ГГГГг. двух вакансий старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра, что ввело его в заблуждение, привело к минимуму его шанс на замещение подобной должности, судом также отклоняется, поскольку не может быть расценена в качестве ограничения его права на выбор всех имеющихся вакансий, в том числе и двух вакансий старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля, 7 вакансий государственного таможенного инспектора Ярцевского таможенного поста.

Одновременно суд отклоняет доводы истца и его представителя о несогласии с произведенной оценкой его профессиональной служебной деятельности, поскольку порядок ее проведения в таможенных органах определен правовым актом ФТС России, выводы о профессиональной служебной деятельности истца основаны на допущенных им в 2020г. нарушениях таможенного законодательства, перечень которых изложен в соответствующем заключении начальника Стабнинского таможенного поста. Утверждение о заинтересованности руководителя структурного подразделения таможенного органа в занижении показателей работы Артеменкова С.С. не обоснованы и не подтверждены какими - либо доказательствами по делу.

Также судом не могут быть приняты во внимание и доводы истца о том, что ему не была предложена должность главного государственного таможенного инспектора с классным чином советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса.

Частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ предусмотрено, что представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ, в случае отказа государственного служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Из системного толкования части 1 и части 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ следует, что представитель нанимателя обязан предлагать государственном служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.

Таким образом, названными нормами на представителя нанимателя не возложена обязанность предлагать истцу вакантные должности, относящиеся к иным категориям и группам должностей гражданской службы.

В соответствии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005г. №1574, замещаемая Артеменковым С.С. должность государственного таможенного инспектора отнесена к Старшей группе должностей, в то время как должность главного государственного таможенного инспектора - к Ведущей группе должностей. Таким образом, несмотря на доводы иска о наличии у истца высшего образования, у нанимателя отсутствовала обязанность предлагать Артеменкову С.С. вакантные должности, относящиеся к иной категории и группе должностей государственной гражданской службы, чем те, которые соответствовали бы замещаемой им должности (Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг.).

Доводы истца о том, что ему не была предложена должность старшего государственного таможенного инспектора, ранее замещаемая ФИО36, в ходе судебного разбирательства также не нашли своего подтверждения.

Как указано выше, ДД.ММ.ГГГГг. Артеменков С.С. был ознакомлен со списком вакансий государственных гражданских служащих (старшей группы) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг., в который были также включены две должности старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Стабнинского таможенного поста Смоленской таможни, на которые впоследствии, ДД.ММ.ГГГГг., были назначены ФИО13 и ФИО6 (л. д. 142).

Старший государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля Стабнинского таможенного поста ФИО36 был освобожден от занимаемой должности и уволен с государственной службы Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГг. (приказ Смоленской таможни от ДД.ММ.ГГГГг.) (л. д. 222).

Таким образом, оснований полагать, что до увольнения Артеменкова С.С. (ДД.ММ.ГГГГг.) замещаемая ФИО36 должность старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Стабнинского таможенного поста являлась вакантной не имеется, в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №79-ФЗ у представителя нанимателя отсутствовала обязанность предлагать указанную должность Артеменкову С.С. Кроме того, на замещаемую ФИО36 должность с ДД.ММ.ГГГГг. была назначена ФИО30, имеющая на иждивении ребенка в возрасте до трех лет.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, суд находит установленным, что порядок увольнения Артеменкова С.С. в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, установленный статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ, был соблюден, поскольку увольнение истца произведено по истечении двухмесячного срока со дня предупреждения работника о предстоящем увольнении, Артеменкову С.С. были предложены все вакантные должности с учетом категории и группы замещаемой должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы, направлению подготовки. Достаточных оснований полагать, что истец обладал преимущественным правом по отношению к другим сотрудникам на замещение вакантных должностей не имеется. Обстоятельств, указывающих на то, что Артеменков С.С. претендовал на иные вакантные должности, не имеется. При этом, законодательство не содержит норм, гарантирующих гражданскому служащему возможность выбора при сокращении численности штата нескольких вакантных должностей.

Таким образом, предусмотренные законом основания для признания увольнения Артеменкова С.С. незаконным и восстановления его в ранее занимаемой должности отсутствуют, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных им требований к Смоленской таможне в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении иска Артеменкова С.С. к Смоленской таможне отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд город Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий          Е.А. Степченкова

Мотивированное решение составлено 12 января 2021г.

2-1978/2020 ~ М-1994/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Артеменков Сергей Сергеевич
Ответчики
Смоленская таможня
Суд
Заднепровский районный суд г. Смоленска
Судья
Степченкова Екатерина Александровна
Дело на странице суда
zadnepr--sml.sudrf.ru
27.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.11.2020Передача материалов судье
01.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.12.2020Предварительное судебное заседание
23.12.2020Судебное заседание
28.12.2020Судебное заседание
12.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2021Дело оформлено
22.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее