Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
« 12 » декабря 2023 года г.Нефтегорск.
Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Лопутнев В.В., с участием прокурора Фомина Н.В., при секретаре Мурзабековой М.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-835/2023 по административному иску Нефтегорского межрайонного прокурора к администрации муниципального района Нефтегорский о признании бездействия незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Нефтегорский межрайонный прокурор обратился с данным иском, в котором просит признать незаконным бездействие административного ответчика в непринятии мер по постановке на кадастровый учет объекта газоснабжения, и обязать его в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу принять меры по постановке на кадастровый учет объекта газоснабжения «Газопровод ГК-3 до хлебозавода», расположенного в г.Нефтегорске Самарской области.В его обоснование указал, что непринятие таких мер может создать препятствия для его содержания и ремонта, угрозу в случае аварии причинения вреда жизни и здоровью людей, а также окружающей среде.
В судебном заседании прокурор административный иск поддержал.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался, судом обязательной его явка не признавалась. В отзыве на иск указал, что на данный момент спорный объект на кадастровый учет не поставлен, принимаются все возможные меры для этого. Разрешение вопроса оставлял на усмотрение суда.
Выяснив мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.218 ч.1 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных Федеральными законами.
Согласно ст.14 ч.1 п.п.3, 4 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В силу ст.7 Федерального закона «О газоснабжении в РФ» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ и муниципальными нормативными правовыми актами.Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, если иное не установлено законом субъекта РФ, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ и муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно ст.2 данного закона газоснабжение является одной из форм энергоснабжения; система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа; газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям. Также имеется понятие охранной зоны газопровода, которая устанавливается в т.ч. вдоль трассы газопроводов в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения.
В соответствии с п.п.6, 7 ст.1 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 года «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст.130, 131, 132, 133.1, 164 ГК РФ.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно ст.14 данного закона государственный кадастровый учет осуществляется в т.ч. в связи с созданием объекта недвижимости, его образованием.
Объекты централизованногогазоснабжения (газопроводы) по общему правилу относится к линейным объектам-сооружениям (п.10.1 ст.1 ГрК РФ, ст.2 Федерального закона № 69-ФЗ от 31.03.1999 года).
Таким образом, если подобные объекты в установленном порядке введены в эксплуатацию, в отношении них должен быть осуществлен государственный кадастровый учет.
Как следует из материалов дела в реестре муниципальной собственности состоят объекты газоснабжения, в т.ч.«Газопровод ГК-3 до хлебозавода», расположенный на территории г.п.Нефтегорск Самарской области (постановление администрации г.п.Нефтегорск № 317 от 28.10.2015 года). Данных о его постановке на кадастровый учет не имеется.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что административный ответчик, являясь исполнительным органом местного самоуправления, не принял мер к постановке указанного объекта газоснабжения на кадастровый учет, что создает препятствия для планирования работ по его содержанию и является основанием для удовлетворения иска. Предложенный для устранения установленного нарушения срок принимается судом как представляющийся обоснованным и разумным, реальным для исполнения решения и не подвергнутым корректировке.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административный иск удовлетворить.
Признать незаконным бездействиеи обязать администрацию муниципального района Нефтегорскийв течение 1 года со дня вступления решения в законную силу принять меры по постановке на кадастровый учет объекта – «Газопровод ГК-3 до хлебозавода», расположенного в г.Нефтегорске Самарской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нефтегорский районный суд.
Судья В.В.Лопутнев