Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4967/2021 ~ М-4344/2021 от 25.06.2021

Дело

26RS0-66

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 августа 2021 года <адрес>

Промышленный районный суд <адрес> края в составе:

председательствующего судьи Макарской А.В.,

при секретаре Живолуповой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> края (межрайонное) к Васильченко А. М., ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Минтруда России о признании недействительными с момента выдачи справки об установлении инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, взыскании незаконно полученных сумм пенсии по инвалидности, ежемесячной выплаты и единовременной выплаты, исключении из информационного ресурса информации о признании инвалидом,

У С Т А Н О В И Л:

ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ пог.<адрес> (межрайонное) обратилось в Промышленный районный суд <адрес> с исковым заявлением к Васильченко А.М., Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительными с момента выдачи справки об установлении инвалидности МСЭ-2012 от дата и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2012 от дата, взыскании с Васильченко А.М. незаконно с дата по дата пенсии по инвалидности в сумме 497196,85 руб., за период с дата по дата ежемесячной денежной выплаты в сумме 132164,81 руб., а также единовременной выплаты за январь 2017 года в сумме 5000 руб., расходов по уплате государственной пошлины в сумме 9543,62 руб., возложении обязанности на ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России исключить из информационного ресурса информацию о признании Васильченко А.М. инвалидом.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что на основании документов, представленных ответчиком, ответчику была назначена пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная выплата. Согласно информации, поступившей в государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> из федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, стало известно, что в архиве бюро МСЭ нет дела освидетельствования ответчика, а сведения, указанные в справке и выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выданных бюро МСЭ, на основании которых ответчику были назначены пенсия по инвалидности и ЕДВ, не соответствуют информации, имеющейся в протоколе заседаний бюро МСЭ. Полученные сведения свидетельствуют о том, что гражданин не проходил медико-социальную экспертизу в бюро МСЭ и как следствие знал об этом при предъявлении недействительной справки в Управление ПФР с целью получения пенсии по инвалидности и ЕДВ. Законом обязанность по предоставлению надлежащих документов, необходимых для установления причины инвалидности, возложена на заявителя. Данное обстоятельство послужило основанием для прекращения Управлением ПФР ежемесячных денежных выплат ответчику в соответствии с п.п. 3 ч.1 ст. 25 Федерального закона от дата № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Истец считает, что Васильченко А.М. незаконно получены за период с дата по дата пенсия по инвалидности в сумме 497196,85 руб., за период с дата по дата ежемесячная денежная выплата в сумме 132164,81 руб., а также единовременная выплата за январь 2017 года в сумме 5000 руб.

В судебном заседании представитель истца ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ пог. <адрес> (Межрайонное), извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, участие не принял.

В судебном заседании ответчик Васильченко А.М., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, участие не приняла.

В судебном заседании представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, извещенный надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, участие не принял, представив отзыв на исковое заявление.

Исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствие со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

Статьей 56 ГПК РФ определено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу положений ст. 1 ФЗ от дата N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от дата утверждены Правила признания лица инвалидом, которые определяют в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и основания возникновения права на пенсионное обеспечение установлены Федеральным законом от дата N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно ст. 9 приведенного закона право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

В силу положений ст. 28.1 Федерального закона от дата № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) имеют инвалиды и дети-инвалиды.

В соответствии с ФЗ № 385-ФЗ от дата «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» гражданам, получающим пенсию по инвалидности в январе 2017 года была выплачена единовременная выплата в размере 5000 руб.

Прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию) (п.2 ст. 25 ФЗ № 400-ФЗ).

Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (ч. 1 ст. 28 ФЗ № 400-ФЗ).

Из материалов дела следует, что в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации Ставропольского края по <адрес> дата с заявлениями о назначении пенсии и назначении ежемесячной денежной выплаты обратилась Васильченко А.М., предоставив справку серии об установлении инвалидности МСЭ-2012 от дата и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2012 от дата, выданные филиалом Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>». На основании вышеуказанных документов, документов о стаже и заработке Решением Управления ПФР Васильченко А.М., были назначены соответствующие выплаты. Вместе с тем, согласно информации, поступившей в государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> из федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, стало известно, что в архиве бюро МСЭ нет дела освидетельствования ответчика, а сведения, указанные в справке и выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выданных бюро МСЭ, на основании которых ответчику были назначены пенсия по инвалидности и ЕДВ, не соответствуют информации, имеющейся в протоколе заседаний бюро МСЭ. Законом обязанность по предоставлению надлежащих документов, необходимых для установления причины инвалидности, возложена на заявителя. Данное обстоятельство послужило основанием для прекращения Управлением ПФР ежемесячных денежных выплат и ответчику в соответствии с п.п.3 ч.1 ст.25 Федерального закона от дата № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Судом установлено, что в архиве ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» отсутствует «Дело освидетельствования в бюро МСЭ» Васильченко А.М. за 2013 год. Также отсутствуют данные о регистрации заявления и направления на МСЭ формы 088/У-06 в «Журнале регистрации направлений на МСЭ» форм 088/У-06 и в «Алфавитной книге» бюро - филиала Учреждения. Однако в Учреждении сохранился Журнал протоколов заседаний бюро МСЭ - филиала Учреждения от дата согласно записи, которого, Васильченко А.М., 1982 года рождения; пов., была освидетельствована дата, протокол , акт освидетельствования , группа инвалидности до освидетельствования - 3; группа инвалидности после освидетельствования - 3; причина инвалидности - общее заболевание; срок инвалидности – 03.14. Согласно «Книге учета выданных бланков справок МСЭ» Хетагурову А.Г. была выдана справка МСЭ 2012 от дата.

дата Груднева С.Х. - работала в должности руководителя бюро - филиала Учреждения, врача по МСЭ, терапевта.

Согласно поданному заявлению от дата, с той же даты, была уволена по п.3 части первой статьи 77 ТК РФ (инициатива работника (собственное желание)).

дата, согласно табелям учёта использования рабочего времени и расчёта заработной платы, за февраль 2013 г. бюро МСЭ - филиала Учреждения, а также протоколу заседаний бюро МСЭ - филиала Учреждения от 28.02.2013г. , в комиссию входили: Зимовцов В.А. - врач-специалист по МСЭ (терапевт); Катасонова Л.И. - врач-специалист по МСЭ (хирург); Мерзликина Ю.Ю..- врач невролог. Коробова Т.А. – психолог; Склярова Н.И.- спец. по реабилитации; Брисюк О.Г. - специалист по социальной работе; старшей медицинской сестрой, согласно протоколу, была Чермидова Л.И.

Судом установлено, что Груднева С.Х. признавалась виновной по аналогичным делам, а именно части 1 статьи 286 УК РФ (приговор Ленинского районного суда <адрес> от дата).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что согласно представленным сведениям Васильченко А.М. не проходила медицинское освидетельствование в бюро МСЭ и соответственно знала об этом при подаче заявления в ГУ УПФР о назначении пенсии и предъявлении недействительной справки в Управление ПФР с целью получения пенсии по инвалидности и ЕДВ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца о признании с момента выдачи справки об установлении инвалидности МСЭ-2012 от дата и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2012 от дата, выданные филиалом Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>», согласно которым Васильченко А.М., дата года рождения, установлена вторая группа инвалидности, бессрочно.

Рассматривая заявленные требования в части взыскания с Васильченко А.М. незаконно начисленных денежных средств, суд считает необходимым отметить, что пунктом 2 ст. 28 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрена обязанность лица, виновного в причинении Пенсионному фонду Российской Федерации ущерба, в случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий.

Как было указано выше в соответствии со ст. 8 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Согласно п. 2 ст. 25 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных п. 4 ст. 23 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.

В соответствии с представленными в материалы дела сведениями, всего Васильченко А.М. были получены: с дата по дата пенсия по инвалидности в сумме 497196,85 руб., за период с дата по дата ежемесячная денежная выплата в сумме 132164,81 руб., а также единовременная выплата за январь 2017 года в сумме 5000 руб.

Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой основании приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 1102 ГК РФ, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли, неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Вместе с тем, как следует из положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от дата N 10-П «По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пунктов 1 и 2 статьи 25 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статей 1102 и 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н.Н. Горностаевой» вменение пенсионеру в вину ошибок, допущенных при оформлении документов третьими лицами, незаконно.

Учитывая изложенное и в соответствии с п. 3 ст. 1109 ГК РФ у суда не имеется оснований для взыскания с Васильченко А.М. в пользу ответчика незаконно начисленных пенсии по инвалидности за период с дата по дата в сумме 497196,85 руб., за период с дата по дата ежемесячной денежной выплаты в сумме 132164,81 руб., а также единовременной выплаты за январь 2017 года в сумме 5000 руб., и в данной части заявленных требований суд считает необходимым отказать.

Рассматривая требования в части возложения обязанности на ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России исключить из информационного ресурса информацию о признании Васильченко А.М. инвалидом, суд считает необходимым отметить, что в соответствии с Концепцией создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от дата -р, поставщиками информации для формирования и ведения Федерального реестра инвалидов (далее - ФРИ) являются: Фонд социального страхования Российской Федерации; Пенсионный фонд Российской Федерации; федеральные органы исполнительной власти органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющие государственные услуги инвалидам; федеральные учреждения медико-социальной экспертизы; иные организации, участвующие в предоставлении таких услуг.

Согласно этапности формирования Федерального реестра инвалидов, предусмотренной Концепцией создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов», с дата поставщиками информации в Федеральный реестр инвалидов являются: ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации»; Пенсионный фонд Российской Федерации; Федеральная служба по труду и занятости; Фонд социального страхования Российской Федерации; Министерство здравоохранения Российской Федерации; Министерство образования и науки Российской Федерации; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы для осуществления полномочия Российской Федерации в части обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, а также путевками на санаторно-курортное лечение в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Федеральный реестр инвалидов содержит в себе всю информацию об инвалидах, что позволяет избежать многократного и разнонаправленного документооборота между органами власти и необходимости предоставления инвалидом документов для получения услуг и повышения эффективности госуправления в области социального обеспечения и качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг инвалидам.

Функционирование федерального реестра инвалидов осуществляется с применением программно-технических и иных средств, обеспечивающих совместимость и взаимодействие с другими информационными системами, используемыми для предоставления государственных услуг в электронной форме.

Сведения, подлежащие включению в федеральный реестр инвалидов, представляются Фондом социального страхования Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющими государственные услуги инвалидам, а также федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и иными организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг инвалидам.

Согласно ст. 5.1 Федерального закона от дата № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральный реестр инвалидов является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Оператором федерального реестра инвалидов является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Функционирование федерального реестра инвалидов осуществляется с применением программно-технических и иных средств, обеспечивающих совместимость и взаимодействие с другими информационными системами, используемыми для предоставления государственных услуг в электронной форме.

Судом установлено, что в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации существует информационный ресурс для загрузки архивной информации по инвалидам (Реестр архивной информации).

При таких обстоятельствах, суд считает подлежащими удовлетворению требования истца о возложении обязанности на ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России исключить из информационного ресурса информацию о признании Васильченко А.М. инвалидом.

С учетом частичного удовлетворения заявленных требований, суд в порядке ч. 1 ст. 98 ГПК РФ считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца государственную пошлину, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в сумме 300 руб., в удовлетворении остальной части заявленных требований о взыскании государственной пошлины, считает необходимым отказать.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> края (межрайонное) к Васильченко А. М., ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Минтруда России о признании недействительными с момента выдачи справки об установлении инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, взыскании незаконно полученных сумм пенсии по инвалидности, ежемесячной выплаты и единовременной выплаты, исключении из информационного ресурса информации о признании инвалидом удовлетворить частично.

Признать недействительными с момента выдачи справку об установлении инвалидности МСЭ-2012 от дата и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2012 от дата, выданные филиалом Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>», согласно которым Васильченко А. М., дата года рождения, установлена вторая группа инвалидности, бессрочно.

Возложить на Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации обязанность исключить из информационного ресурса информацию о признании Васильченко А. М. инвалидом.

Взыскать с Васильченко А. М. в пользу государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> края (межрайонное) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

В удовлетворении остальной части заявленных государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда РФ пог. <адрес> (межрайонное) отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составленодата.

Судья                                                                        А.В. Макарская

2-4967/2021 ~ М-4344/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ГУ Управление Пенсионного фонда г.Ставрополя
Ответчики
Васильченко Альмира Мавлидиновна
ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Минтруда России
Суд
Промышленный районный суд г. Ставрополя
Судья
Макарская Алена Владимировна
Дело на сайте суда
promyshleny--stv.sudrf.ru
25.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.06.2021Передача материалов судье
28.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2021Судебное заседание
18.08.2021Судебное заседание
20.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2021Дело оформлено
05.07.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее