Дело № 5-17/2015
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
об административном правонарушении
гор. Тейково Ивановской области 26 февраля 2015 года
Судья Тейковского районного суда Ивановской области Кочетков С.С. с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ФИО1, ее защитника – ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в отношении:
ФИО1, <данные изъяты>
дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
<данные изъяты> февраля <данные изъяты> года в Тейковский районный суд Ивановской области на рассмотрение поступил протокол об административном правонарушении, составленный инспектором ИАЗ МО МВД России "Тейковский" в отношении ФИО1 по ч. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> КоАП РФ.
Из вышеуказанного протокола следует, что <данные изъяты> февраля <данные изъяты> года с <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут до <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут по адресу: <адрес>, у входа на территорию <адрес> ФИО1 осуществила проведение публичного мероприятия, а именно уличного религиозного действия в форме публичного богослужения, а также действий по разъяснению населению и проходящим по улице гражданам особенностей вероучения "<данные изъяты>" в форме публичного мероприятия с использованием стенда и средств наглядной агитации, при том, что в установленном порядке уведомление в орган местного самоуправления – администрацию г.о. Тейково о проведении данного публичного мероприятия не поступало. Данное мероприятие в силу ч. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> Федерального закона от <данные изъяты> сентября <данные изъяты> года № <данные изъяты>-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" регламентируется Федеральным законом от <данные изъяты> июня <данные изъяты> года № <данные изъяты>-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ФИО1 вину в совершении данного административного правонарушения не признала, от дачи объяснений отказалась, воспользовавшись ст. <данные изъяты> Конституции РФ.
Защитник ФИО3 полагал необходимым производство по делу прекратить в связи с отсутствием его события и состава данного правонарушения в действиях ФИО1, поскольку полагал, что распространение литературы религиозной организации "<данные изъяты>", а также мнения верующих по вопросам веры, не является правонарушением, а лишь способом реализации гарантированного ст.ст. <данные изъяты>, <данные изъяты> Конституции РФ и ст. <данные изъяты> Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод прав на свободу совести и распространение информации; ФИО1 не осуществлялись какие-либо публичные действия по смыслу положений Федерального закона от <данные изъяты> сентября <данные изъяты> года № <данные изъяты>-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", в связи с чем направления уведомлений в органы власти не требовалось; при производстве по делу в нарушение требований ч. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> КоАП РФ сотрудниками полиции использованы доказательства, полученные с нарушением требований ст. <данные изъяты> Федерального закона от <данные изъяты> августа <данные изъяты> года № <данные изъяты>-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", поскольку целью проведения оперативно-розыскных мероприятий явилось выявление административного правонарушения, а не преступления.
Свидетель ФИО4 в судебном заседании показал, что <данные изъяты> февраля <данные изъяты> года в утреннее время им совместно с другими сотрудниками полиции были замечены две женщины, которые, находясь у входа в <данные изъяты> на <адрес> с помощью средств наглядной агитации осуществляли разъяснение гражданам особенностей вероучения "<данные изъяты>". В целях пресечения несанкционированной публичной акции они подошли к женщинам, представились и потребовали пройти с ними в отдел полиции для разбирательства. Женщины стали возмущаться, утверждать, что совершают подобные действия регулярно, однако после некоторых препирательств, все же проследовали в отдел полиции, где в отношении одной из них, которой оказалась ФИО1, был составлен протокол об административном правонарушении по ст. <данные изъяты> ч. <данные изъяты> КоАП РФ. Как следовало из объяснений ФИО1 и второй женщины, инициатором данной акции были они. Они договорились каждый четверг и субботу проводить подобные мероприятия в указанном месте.
В материалах дела, кроме протокола об административном правонарушении, содержатся следующие документы:
• объяснение ФИО1 от <данные изъяты> февраля <данные изъяты> года, согласно которому она от дачи объяснений отказалась, воспользовавшись ст. <данные изъяты> Конституции РФ (л.д. <данные изъяты>);
• сопроводительное письмо заместителя начальника УМВД России по <адрес> о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности от <данные изъяты> февраля 2015 года (л.д. <данные изъяты>);
• постановление заместителя начальника УМВД России по <адрес> о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности от <данные изъяты> февраля 2015 года в МО МВД России "Тейковский" (л.д. <данные изъяты>);
• рапорт старшего оперуполномоченного ЦПЭ УМВД России по <адрес> ФИО5 от <данные изъяты> февраля <данные изъяты> года о наличии поступившей ему информации о причастности последователей местной религиозной организации "<данные изъяты>" к совершению публичных действий, направленных на возбуждение ненависти или вражды, а также унижения достоинства человека либо группы лиц по признакам отношения к религии, другой социальной группе, выражающихся в проведении групповых публичных мероприятия с наглядной агитацией около <адрес> без подачи уведомления в администрацию <адрес> о проведении публичного мероприятия (л.д. <данные изъяты>);
• постановление о проведении наблюдения за представителями местной религиозной организации "<данные изъяты>" с использованием специальных технических средств аудио- видеозаписи (л.д. <данные изъяты>);
• объяснение ФИО7 от <данные изъяты> февраля <данные изъяты> года, согласно которым <данные изъяты> февраля <данные изъяты> года около <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут он, находясь на <адрес> на <адрес> подходил к представителям организации "<данные изъяты>", которые распространяли печатную продукцию, на одной из которых имелось название: <данные изъяты>", а на других информация о деятельности данной религиозной организации. В ходе общения с ним ее представители рассказывали о сути вероучения, предлагали помощь в изучении библии, приглашали посетить их богослужения и передали ему <данные изъяты> брошюры с названием: <данные изъяты> <данные изъяты>. После того, как он отошел от указанных женщин, к нему подошли сотрудники полиции, записали его личные данные, после чего пригласили в отдел полиции и взяли с него объяснение (л.д. <данные изъяты>);
• рапорт инспектора ИАЗ МО МВД России "Тейковский" ФИО4 о том, что <данные изъяты> февраля <данные изъяты> года около <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут им совместно с другими сотрудниками полиции были замечены две женщины, которые при входе на территорию <адрес> на <адрес> осуществляли проведение публичного мероприятия. Ими оказались ФИО1 и ФИО6 Они пояснили, что являются последователями религиозной организации "<данные изъяты>" <адрес> и осуществляли мероприятие по разъяснению проходящим гражданам свое вероисповедание. О проведении данного мероприятия они органы местного самоуправления не уведомляли. Ими было предложено проследовать в отдел полиции для дачи объяснений и разбирательства (л.д.<данные изъяты>);
• объяснение ФИО6 от <данные изъяты> февраля 2015 года, согласно которому она является членом организации "<данные изъяты>" и рассказывает людям о боге, библии, используя различную печатную продукцию. Их деятельность координирует старейшина – Спивак Владимир. Также в данной организации состоит ее знакомая ФИО1 Они с ней решили выходить на <адрес>, где расположена территория ТМУП БОН "Ярмарка" в рыночные дни – в четверг и субботу и рассказывать людям о боге, то есть проводить уличные религиозные мероприятия. О данной договоренности знают все члены религиозной организации "<данные изъяты>" <адрес>. Обычно она ходит на данные мероприятия с ФИО1, а, если она не может по каким-либо причинам, то звонит другим членам организации и зовет на мероприятие". Они распределили между собой, что она (ФИО6) будет выходить по четвергам, а ФИО1 – по субботам. <данные изъяты> февраля 2015 года они, предварительно созвонившись и договорившись о встрече у территории ТМУП БОН на <адрес>, пришли на указанное место. С собой она привезла стенд с религиозной литературой, которое заказывало их руководство для проведения мероприятия "служение со стендом". Собрав стенд и разместив в нем религиозную литературу, они стали проводить религиозные мероприятия, которые заключались в том, что они отвечали проходящим гражданам на их вопросы, а тем, кто заинтересовался их делом, предлагали посетить их "Зал царств". Около <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут к ним подошли сотрудники полиции и предложили пройти с ними в отдел полиции в связи с наличием в их действиях состава административного правонарушения. Каких-либо уведомлений о проведении данного мероприятия они никуда не подавали (л.д. <данные изъяты>);
• актом оперативного наблюдения от <данные изъяты> февраля 2015 года, согласно которому старшим оперуполномоченным ЦПЭ УМВД России по <адрес> ФИО5 проводилось наблюдение за деятельностью последователем местной религиозной организации "<данные изъяты>" <адрес> у входа на территорию ТМУП БОН "Ярмарка". В ходе наблюдения было установлено, что к входу на территорию данного предприятия подошли две женщины, которые развернули стенд с пластиковыми полками, табличкой с изображением и текстом. На данных полках для всеобщего обозрения располагалась различная печатная продукция, представляющая собой листовки и брошюры, выполненные типографским способом. В <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут к женщинам подошел молодой человек, стал рассматривать стенд, после чего женщины завели с ним разговор. После разговора в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минуты молодой человек отошел от них. В <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут к ним подошел еще один молодой человек, к которому также подошли две вышеуказанные женщины и также завели с ним разговор, после чего передали ему литературу с полок стенда, а также находившаяся в ручной клади. После разговора в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут, когда молодой человек отошел от них были установлены его данные (ФИО7). Затем к данным женщинам подошли три сотрудника полиции, после чего после разговора совместно с данными женщинами проследовали в здание МО МВД России "Тейковский" (л.д. <данные изъяты>);
• справка из администрации г.о. Тейково от <данные изъяты> февраля 2015 года № <данные изъяты>, согласно которой в администрацию г.о. Тейково уведомлений о проведении <данные изъяты> февраля 2015 года на <адрес> публичных общественных мероприятий не поступало (л.д. <данные изъяты>);
• компакт-диск формата DVD+R "Smarttrack" <данные изъяты>, продолжительностью <данные изъяты> min, объемом <данные изъяты> Gb с <данные изъяты> файлами, содержащими видеозапись оперативно-розыскного мероприятия "наблюдение", которые были просмотрены в судебном заседании (л.д. <данные изъяты>).
Проанализировав доказательства по делу, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью <данные изъяты> настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из ст. <данные изъяты> Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов. Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с ч. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> Федерального закона от <данные изъяты> сентября 1997 года № <данные изъяты>-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения; в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения; в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий; в помещениях, зданиях, сооружениях и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или предоставленных на ином имущественном праве организациям, созданным религиозными организациями; на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве; в местах паломничества; на кладбищах и в крематориях; в жилых помещениях.
Также в силу ч. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> Федерального закона от <данные изъяты> сентября 1997 года № <данные изъяты>-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства РФ. Религиозные обряды могут проводиться также в зданиях, строениях религиозного назначения, расположенных на территориях образовательных организаций, а также в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов.
Между тем, в соответствии с ч. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> Федерального закона от <данные изъяты> сентября 1997 года № <данные изъяты>-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" в иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии (включая молитвенные и религиозные собрания), проводимые в общественных местах в условиях, которые требуют принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности как самих участников религиозных обрядов и церемоний, так и других граждан, осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.
Федеральным законом от <данные изъяты> июня 2004 года № <данные изъяты>-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" установлен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории РФ.
Ст. <данные изъяты> Федерального закона от <данные изъяты> июня 2004 года № <данные изъяты>-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан РФ, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, а пикетирование - как форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
В силу п. <данные изъяты> ч. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> Федерального закона от <данные изъяты> июня 2004 года № <данные изъяты>-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. <данные изъяты> Федерального закона.
Частью <данные изъяты> ст. <данные изъяты> Федерального закона от <данные изъяты> июня 2004 года № <данные изъяты>-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее <данные изъяты> и не позднее <данные изъяты> дней до дня проведения публичного мероприятия.
При этом в силу ч. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> Федерального закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Таким образом, вопреки доводам защитника, публичные богослужения, религиозные обряды, церемонии, и другие публичные действия, связанные с распространением религиозных вероучений, проводимые в общественных местах подпадают под действие Федерального закона от <данные изъяты> июня 2004 года № <данные изъяты>-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", и при определенных условиях для их организации и проведения требуют соблюдения предусмотренного данным законом уведомительного порядка (ст.ст. <данные изъяты> Закона).
При этом, по смыслу ст. <данные изъяты> Федерального закона от <данные изъяты> июня 2004 года № <данные изъяты>-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатором публичного мероприятия является лицо, которое осуществляет определенные действия, направленные на оповещение возможных участников публичного мероприятия и подачу уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, на проведение предварительной агитации; изготовление и распространение средств наглядной агитации, а также другие действия, не противоречащие законодательству РФ, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
Однако, как следует из протокола об административном правонарушении, ФИО1 (одной) вменено в вину лишь проведение публичного религиозного действия в форме публичного богослужения, а также действий по разъяснению населению и проходящим по улице гражданам особенностей вероучения "<данные изъяты>" с использованием стенда и средств наглядной агитации. Организация же данной публичной акции ей в вину правоохранительным органом не вменялось и из исследованных по делу доказательств не следует. То обстоятельство, что ФИО1 договорилась с ФИО6 выйти на территорию ярмарки ТМУП БОН на <адрес> и осуществить соответствующую публичную акцию не свидетельствует о том, что она совершала какие-либо действия, направленные по смыслу ст. <данные изъяты> Федерального закона от <данные изъяты> июня 2004 года № <данные изъяты>-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" на ее подготовку и проведение, а равно осуществляла предварительную агитацию, подготовку, и хранение средств наглядной агитации, которые требовали бы от нее соблюдать уведомительный порядок проведения данных акций.
Поскольку из протокола об административном правонарушении не следует, что ФИО1 являлась организатором данной публичной акции, а, лишь единолично, без участия третьих лиц, совершала действия по разъяснению сути вероучения "<данные изъяты>", соответствующей предусмотренной ч. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> Федерального закона от <данные изъяты> июня 2004 года № <данные изъяты>-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", обязанности уведомлять орган местного самоуправления о проведении данного публичного мероприятия на ней не лежит, в связи с чем она не может нести ответственность за несоблюдение предусмотренного законом требования относительно обязательного уведомительного характера проводимого публичного мероприятия, и поэтому состав административного правонарушения, предусмотренный ч. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> КоАП РФ в ее действиях отсутствует.
Не усматривает судья в действиях ФИО1 и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> КоАП РФ, предусматривающего административную ответственность за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, как его непосредственного участника, ввиду того, что с ее стороны нарушений обязанностей, как участника публичного мероприятия, предусмотренных ст. ч. <данные изъяты>, <данные изъяты> ст. <данные изъяты> Федерального закона от <данные изъяты> июня 2004 года № <данные изъяты>-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", не имелось, а на предъявленное сотрудниками полиции требование правоохранительных органов прекратить свои действия отреагировала прекращением своей деятельности и добровольно проследовала с ними в отдел полиции для разбирательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. <данные изъяты>., <данные изъяты>., <данные изъяты>. Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. <данные изъяты> ч. <данные изъяты> КоАП РФ, в отношении ФИО1 прекратить по основанию, предусмотренному п. <данные изъяты> ч. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> КоАП РФ, в связи с отсутствием в её действиях состава указанного административного правонарушения.
Настоящее постановление может быть обжаловано в порядке ст. 30.9 КоАП РФ Ивановский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: С.С. Кочетков