УИД 63RS0№-68
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> 10 августа 2021 года
Куйбышевский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Маркеловой М.О.,
с участием прокурора ФИО5,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Департамента управления имуществом г.о. Самара к ФИО4, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 об изъятии недвижимого имущества путем выкупа и встречному исковому заявлению ФИО4, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 к Департаменту управления имуществом г.о.Самара об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом г.о. Самара обратился в суд с иском, в котором просит изъять жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, путем выкупа у ФИО4 жилого помещения, в том числе стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, за 1735140 рублей, прекратить право собственности ФИО4 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. После выплаты денежной компенсации ФИО4 признать право собственности на объект недвижимости, по вышеуказанному адресу за муниципальным образованием г.о. Самара и снять ее с регистрационного учета вместе с несовершеннолетними детьми ФИО2 и ФИО3 В обоснование заявленных исковых требований указано, что распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара № от <дата>, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Указанный дом включен в государственную программу <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до <дата>» до 2025 года». Финансирование программы строго целевое и осуществлялось за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета <адрес>. Постановлением главы г.о. Самара от <дата> № принято решение изъять для муниципальных нужд, расположенные в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, литера Д, жилые помещения у правообладателей, в том числе <адрес>, общей площадью 58,0 кв.м, имеющую кадастровый №. Ответчик является собственником <адрес>. Согласно отчету по определению рыночной стоимости жилого помещения площадью 58,0 кв.м, находящегося в многоквартирном доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, расположенным по адресу: <адрес>, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ от <дата> № 188-ФЗ, выполненному ООО «Финэкс», итоговая величина размера возмещения за изъятие жилого помещения составила 1735 140 рублей. Исходя из вышеуказанного отчета от <дата> величина размере возмещения за изъятие жилого помещения включает в том числе стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом. Уведомлением от <дата> № ответчику направлен проект соглашения для ознакомления. Однако ответчик до настоящего времени своего соглашения на заключение соглашения не выразила.
В ходе рассмотрения дела, в судебном заседании от ответчика ФИО4 поступило встречное исковое заявление, в котором она просит предоставить ей и ее детям ФИО2, <дата> и ФИО3, <дата> равное по площади жилье. Выразив несогласие на выплату ей денежной компенсации за жилое помещение в размере 1735140 рублей.
В судебном заседании представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара и Администрации г.о. Самара ФИО7, действующая на основании доверенностей, исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям и просила их удовлетворить. В удовлетворении встречных требований ФИО2 просила отказать.
Ответчик по первоначальному иску ФИО4, принимавшая участие в судебном заседании посредством сеанса видеоконференц-связи с ФКУ ИК-28 УФСИН России по <адрес>, в судебном заседании возражала против удовлетворения первоначальных требований, просила встречные исковые требования удовлетворить.
Представители третьих лиц Управления Росреестра по <адрес>, Управления МВД России по <адрес>, Отдела опеки и попечительства <адрес> г.о. Самара в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении иска Департамента управления имуществом г.о. Самара отказать и удовлетворить встречные исковые требования ФИО4, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара № от <дата>, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу
Указанный дом включен в государственную программу <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до <дата>» до 2025 года».
Финансирование программы строго целевое и осуществлялось за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета <адрес>.
Постановлением главы г.о. Самара от <дата> № принято решение изъять для муниципальных нужд, расположенные в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, литера Д, жилые помещения у правообладателей, в том числе <адрес>, общей площадью 58,0 кв.м, имеющую кадастровый №.
Установлено, что собственником жилого помещения, а именно <адрес>, по адресу: <адрес>, является ФИО2, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Согласно отчету № от <дата> об определении рыночной стоимости жилого помещения площадью 58,0 кв.м, находящегося в многоквартирном доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, расположенным по адресу: <адрес>, литера Д, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ от <дата> № 188-ФЗ, выполненному ООО «Финэкс», итоговая величина размера возмещения за изъятие жилого помещения составила 1735140 рублей.
В адрес ответчика Департаментом управления имуществом направлен проект соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 44309943229894.
Однако своего согласия на заключение соглашения ФИО8 не выразила.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от <дата> № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ).
Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Исходя из вышеуказанных норм права, в случае, когда собственники жилых помещений в аварийном доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, может быть произведено путем предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену только по соглашению с собственником.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ <дата>) разъяснено, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Суд считает, что включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.
Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 ФЗ от <дата> № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Поскольку жилой дом, в котором расположено принадлежащее ответчику жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то ответчик имеет право выбора способа реализации своих жилищных прав.
Во встречных требованиях, ответчик просит о предоставлении ей жилого помещения.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований Департамента управления имуществом г.о. Самара о выкупе у ответчика спорного жилого помещения не имеется, в связи с чем, на Департамент управления имуществом г.о.Самара необходимо возложить обязанность предоставить ответчику благоустроенное жилое помещение, взамен изымаемого для муниципальных нужд.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента управления имуществом г.о.Самара оставить без удовлетворения.
Встречное исковое заявление ФИО4, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 удовлетворить.
Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить в собственность ФИО2 равнозначное благоустроенное жилое помещение взамен жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, подлежащего сносу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Куйбышевский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья: подпись М.О. Маркелова
Копия верна.
Судья:
Оригинал документа находится в гражданском деле № Куйбышевского районного суда <адрес>.