Дело № 12-173/2017
РЕШЕНИЕ
13 июня 2017 годаг. Саранск
Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Парамонов С. П.,
при секретаре судебного заседания Киселевой И. В.,
с участием в деле: представителя лица, привлеченного к административной ответственности, открытого акционерного общества «СаранскТеплоТранс» Сидельникова Р. В., действующего на основании доверенности № 7 от 30 января 2017 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу открытого акционерного общества «СаранскТеплоТранс» на постановление № 8-ПП/2017-22/46/138/5/11 Главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия Мисякова Н. Ф. в отношении открытого акционерного общества «СаранскТеплоТранс» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной Инспекции труда в Республике Мордовия Мисякова Н.Ф. № 8-ПП/2017-22/46/138/5/10 от 28 апреля 2017 года ОАО «СаранскТеплоТранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 79 900 рублей.
Представитель ОАО «СаранскТеплоТранс» не согласившись с данным постановлением, подал жалобу в суд на вышеуказанное постановление, считая его незаконным, вынесенным с нарушением требований законодательства Российской Федерации и подлежащим отмене, а производство по делу прекращению.
В обоснование своей жалобы, указал, что установленные в ходе проведения проверки обстоятельства не соответствуют действительности. В связи с этим просил суд признать незаконным, отменить Постановление Государственной инспекции труда в Республике Мордовия № 8-ПП/2017-22/46/138/5/10 от 28 апреля 2017 года.
В судебном заседании представитель ОАО «СаранскТеплоТранс» Сидельников Р.В. доводы жалобы поддержал, просил обжалуемое постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
В судебном заседании представитель Государственной инспекции труда в Республике Мордовия ФИО1 суду пояснил, что данное Постановление вынесено в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании тех данных, которые были исследованы проверяющим.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд приходит к мнению, что данная жалобаподлежит частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ее взаимосвязи со статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в районный суд по месту нахождения коллегиального органа.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Исходя из положений части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить приобретение и своевременную бесплатную выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ), смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами, работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (статья 212, 221 Трудового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 5 части 1 статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждый работник имеет право на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 22 февраля 2017 года №7369/17 исполняющего обязанности заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Мордовия ФИО2проведена проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с целью защиты прав и интересов работников ОАО «СаранскТеплоТранс».
В ходе проведения плановой документарной проверки в ОАО «СаранскТеплоТранс» в период с 14 марта по 27 марта 2017 года Государственной инспекцией труда в Республике Мордовия выявлены нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о чем составлен акт проверки от 11 апреля 2017 года и выдано предписание от 27 марта 2017 года № 8-ПП/2017-22/46/138/5/3.
На основании протокола №8-ПП/2017-22/46/138/5/4 об административном правонарушении от 14 апреля 2017 года, Главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия Мисяковым Н.Ф. 28 апреля 2017 года вынесено постановление о привлечении к административной ответственности юридического лица – ОАО «СаранскТеплоТранс» и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 79 900 рублей за нарушение трудового законодательства.
В вину ОАО «СаранскТеплоТранс» было вменено 11 пунктов нарушений, в частности:
1. Не организована должным образом и не производится стирка специальной одежды, нарушение статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации,
2.Отсутствует перечень должностей и профессий электротехнологического персонала, которому необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности, нарушение пункта 1.4.3, ПТЭЭП утвержденных приказом Минэнерго 13.01.2003 г. № 6,
3.До начала выполнения работ на высоте не организовано проведение технико-технологических мероприятий, включающих в себя разработку и утверждение технологических карт на Производство работ, нарушение пункта 17 «Правил по охране труда при работе на высоте», утвержденных приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 28 марта 2014г., № 155н.
4. Для обеспечения безопасности работ, проводимых на высоте, не организован правильный выбор и использование средств защиты, Нарушение п/п, а) п. 20 «Правил по охране труда при работе на высоте».
5. Отсутствует утвержденный работодателем перечень работ, выполняемых на высоте но наряду-допуску в который включаются работы на высоте, выполняемые на нестационарных рабочих местах, нарушение пункта 21 «Правил по охране труда при работе на высоте».
6. В энергослужбе предприятия учет средств защиты и контроль за их состоянием ведется не в полном объеме, в частности касок, выдаваемых в индивидуальное пользование, а также спасательных канатов. В журнале учета и содержания средств защиты каски, спасательные канаты не зарегистрированы. Нарушение пункта 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обовью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.06.2009г. № 290н, пункта 1.4.2. Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках утвержденной приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 г. № 261.
7. РУ-6 кВ, РУ-0,4 кВ насосной станции № 10 не укомплектовано в полном объеме электрозащитными средствами, в частности изолирующими клещами, противогазами изолирующими, защитными ограждениями (щитами).Нарушение: пункт 1.4 «Правил охраны труда при эксплуатации электроустановок» утвержэденных приказом Министерства труда и социальной защиты от 14.07.2013 № 328H, приложение №8 Инструкции по применению и испытанию средств зашиты используемых в электроустановках, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.05.2003 г. № 261.
8. Для выполнения работ на высоте, предусмотренными утвержденным Перечнем работ, выполняемых по распоряжению в электроустановках, в том числе ремонт и обслуживание осветительной электропроводки и арматуры, в частности в ЗРУ HC№ 10 работники предприятия не обеспечены переносными изолирующими лестницами. Нарушение пункта 16 «Правил по охране труда при работе на высоте», утвержденных приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 28 марта 2014 г. №155н, пункта 45.15. «Правил охраны труда при эксплуатации электроустановок» утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты от 14.07.2013 г. №328н.
9. В помещении насосной станции № 10 опасная зона, в частности приямок, не огражден по всему периметру. Нарушение пункта 22 Правил по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 17 августа 2015 г. № 551н.
10. В производственных помещениях, в которых установлены тепловые энергоустановки, в частности в помещении насосной станции № 10 не вывешены плакаты, наглядно иллюстрирующие безопасные методы и приемы работы и правила оказания первой помощи пострадавшим. Нарушение пункта 26 Правил по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 17 августа 2015г. № 551н.
11. На трубопроводах насосной станции № 10 применяются манометры со шкалой, предел измерения рабочего давления находился не во второй трети шкалы. Не на всех манометрах на шкале нанесена красная черта, соответствующая предельному рабочему давлению. Нарушение пункта 66 Правил по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 17 августа 2015 г. № 551н.
Наличие нарушений, указанных в пунктах 1-6 обжалуемого постановления нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения жалобы, поскольку подтверждается представленными суду материалами проверки. Достоверных доказательств, опровергающих данные факты, суду не представлено.
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения норм трудового законодательства в этой части, а также свидетельствующих о том, что ОАО «СаранскТеплоТранс», приняло все зависящие от него меры по недопущению указанных правонарушений, как того требует часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в материалах дела не имеется.
Поэтому суд считает в этой части доводы жалобы несостоятельными, а постановление в этой части законным и обоснованным.
Вместе с тем, статья 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В ходе рассмотрения жалобы, суду было представлено свидетельство о государственной регистрации права от 08.07.2015 года, из которого следует, что Теплофикационная насосная станция «Центральная» на обратном трубопроводе (НС-10 по классификации мордовского филиала) Саранская ТЭЦ-2 принадлежит Открытому акционерному обществу «Волжская территориальная генерирующая компания».
Суду так же была представлена копия Журнала учета работ выполняемых в порядке текущей эксплуатации электромонтерами службы ЭТО ЦРС ПАО «Т Плюс» филиал «Мордовский», из которого следует, что текущие работы по обслуживанию электрооборудования, включая замену ламп (ЛОН), осуществляются не работниками ОАО «СаранскТеплоТранс», а подрядной организацией.
Данные обстоятельства дают суду основания для вывода, что нарушения, указанные в пунктах 7-11 обжалуемого постановления, не могут быть вменены в вину ОАО «СаранскТеплоТранс», поскольку не представлено доказательств того, что на него возложены обязанности, в невыполнении которых его обвиняют. То есть, ОАО «СаранскТеплоТранс» не является субъектом административных правонарушений, указанных в пунктах 7-11 Постановления.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. Поскольку одной из составляющих состава административного правонарушения является субъект, то в данном случае, такой субъект отсутствует.
Поэтому, постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной Инспекции труда в Республике Мордовия Мисякова Н.Фот 28 апреля 2017 года № 8-ПП/2017-22/46/138/5/10 в отношении ОАО «СаранскТеплоТранс» подлежит изменению. Производство по делу об административном правонарушении в части пунктов постановления 7-11 подлежит прекращению ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Согласно статье 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Назначая наказание в виде штрафа, Главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия Мисяковым Н.Ф. приняты во внимание характер совершенного правонарушения, обстоятельства смягчающие наказание и отсутствие отягчающих наказание ОАО «СаранскТеплоТранс» обстоятельств. Наказание в виде штрафа в полной мере соответствует характеру совершенного правонарушения.
С учетом того, что производство по делу об административном правонарушении подлежит частичному прекращению, то назначенное ОАО «СаранскТеплоТранс» административное наказание в виде штрафа подлежит изменению, с учетом совершенных нарушений, обстоятельств смягчающих наказание и отсутствие отягчающих.
Представленные по делу доказательства должностным лицом оценены по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Не согласиться с произведенной оценкой доказательств оснований не имеется.
Административное наказание подлежит назначению юридическому лицу – ОАО «СаранскТеплоТранс», в минимальных пределах санкции части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением общих правил назначения наказания, установленных статьями 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нормы материального права применены и истолкованы должностным лицом правильно, нарушения процессуальных требований не допущено и оснований для отмены в целом обжалуемого постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление Главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия Мисякова Н. Ф. от 28 апреля 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении открытого акционерного общества «СаранскТеплоТранс» изменить.
Производство по делу об административном правонарушении, в части, предусмотренной пунктами 7-11 постановления Главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия Мисякова Н. Ф. от 28 апреля 2017 г. № 8-ПП/2017-22/46/138/5/10 в отношении ОАО «СаранскТеплоТранс» прекратить по основаниям пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.
Признать открытое акционерное общество «СаранскТеплоТранс» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятидесяти тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен по реквизитам: Управление федерального казначейства по Республике Мордовия, получатель: Государственная инспекция труда в Республике Мордовия, ГРКЦ Национального Банка Республики Мордовия Банка России, БИК 048952001, расчетный счет 40101810900000010002, КБК 15011619000016000140, ОКТМО 89701000, ИНН 1326049116, КПП 132601001.
Штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу, либо со дня отсрочки, либо рассрочки уплаты штрафа.
На решение судьи может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Судья С.П. Парамонов