РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 октября 2016 года Ленинский районный суд г.Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Орловой Т.А.,
с участием прокурора Пригородного района Свердловской области Мазырина А.А.,
с участием представителя Управления образования Администрации города Нижний Тагил - Калининой И.П., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
с участием представителя МБУ «Центр организации отдыха и оздоровления детей» - Муслимовой А.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
при секретаре судебного заседания Елисеевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2963 (2016) по иску прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Центр организации отдыха и оздоровления детей», Управлению образования Администрации города Нижний Тагил, Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» о понуждении к совершению определенных действий,
У С Т А Н О В И Л:
31 августа 2016 года прокурор Пригородного района Свердловской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Центр организации отдыха и оздоровления детей», Управлению образования Администрации города Нижний Тагил, Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» о возложении обязанности на МБУ «Центр организации отдыха и оздоровления детей», Управление образования Администрации города Нижний Тагил, Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» в помещениях и зданиях загородного оздоровительного лагеря «Звонкие голоса», расположенного по адресу: Свердловская обл., Пригородный район, п. Евстюниха, совершить определенные действия: обеспечить наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения для дежурного персонала в срок до 01.06.2017; в здании для летнего детского отдыха (спальный корпус № 1) организовать не менее 2 эвакуационных выходов с первого этажа до 01.06.2017; оборудовать в спальном корпусе № 1 в комнатах № 1,2,3,4, в общем коридоре между комнатами № 3,4, в комнате № 5, в общем коридоре между комнатами № 5,6, в комнатах № 3,4 - пожарные извещатели автоматической установки пожарной сигнализации, в комнате вожатой/воспитателя, в общем коридоре между комнатами № 7,8 по 1 извещателю автоматической установки пожарной сигнализации, в срок до 01.06.2017; установить в спальных корпусах ЗОЛ «Звонкие голоса», класса функциональной пожарной безопасности Ф 1.1, сигнал, который дублируется на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта, в срок до 01.06.2017.
В обоснование исковых требований прокурор в исковом заявлении указал, что Прокуратурой Пригородного района при проведении проверки исполнения законодательства при организации оздоровления и отдыха детей установлено, что государственным инспектором отдела надзорной деятельности г. Нижнего Тагила и ГГО УНдиПР ГУ МЧС России по Свердловской области проведена проверка Ш.С.А. в июле 2015 года проведена проверка зданий и помещений ЗОЛ «Звонкие голоса» МБОУ «Центр организации отдыха и оздоровления детей» (п. Евстюниха Пригородный район) по соблюдению требований пожарной безопасности в соответствии с ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 в целях обеспечения безопасного пребывания в оздоровительном лагере детей, сотрудников и других лиц. Проведенной проверкой выявлены нарушения ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 «О противопожарном режиме». По результатам данной проверки директору МБОУ «Центр организации отдыха и оздоровления детей» З.С.П. выдано предписание № по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Срок исполнения установлен 01.04.2016. В мае 2016 года государственным инспектором ОНД г. Нижнего Тагила и ГГО Ш.С.А. в ЗОЛ «Звонкие голоса» проведена проверка исполнения выданного ранее предписания №. В ходе данной проверки выявлено, что ряд нарушений, указанных в предписании не устранены:
Пункт 1. Руководителем организации не обеспечено наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения для дежурного персонала (срок эксплуатации истек в феврале 2014 года).
Пункт 2. В здании для летнего детского отдыха (спальный корпус № 1) не предусмотрено не менее 2 эвакуационных выходов с первого этажа.
Пункт 3. При проведении изменений объемно - планировочных решений уменьшается зона действия автоматической пожарной сигнализации (спальный корпус № 1) при оборудовании подвесных потолков в комнатах № 1,2,3,4, общем коридоре между комнатами № 3,4, комната № 5, общий коридор между комнатами № 5,6, комнатах № 3,4 отсутствуют пожарные извещатели автоматической установки пожарной сигнализации; комната вожатой/воспитателя, общий коридор между комнатами № 7,8 - по 1 извещателю автоматической установки пожарной сигнализации.
Пункт 5. В спальных корпусах ЗОЛ «Звонкие голоса» класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1, система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование сигнала на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта.
Ответственность за соблюдение безопасных условий в данной организации возложена на руководителя учреждения, которым является З.С.П. По данным нарушениям государственным инспектором по пожарному надзору ДД.ММ.ГГГГ составлен и вручен директору МБУ «ЦООиОД» З.С.П. акт проверки и выдано новое предписание № об устранении нарушений требований пожарной безопасности. В этот же день в отношении юридического лица МБУ «ЦООиОД» инспектором составлен административный протокол по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ. В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», соблюдение правил пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны является обязанностью руководителей организаций. Таким образом, невыполнение требований законодательства по обеспечению безопасности нахождения детей в загородном оздоровительном лагере нарушает их права, ставит под угрозу их жизнь и здоровье во время нахождения в данном лагере. В соответствии с Уставом, МБУ «Центр организации отдыха и оздоровления детей» является муниципальным бюджетным учреждением (п. 1.1. Устава); собственником его имущества и учредителем является МО «Город Нижний Тагил». Функции и полномочия учредителя от имени администрации г.Нижний Тагил осуществляет управление образования администрации г.Нижний Тагил (пункт 1.3. Устава); загородный оздоровительный лагерь «Солнечный» является структурным подразделением МБУ «Центр организации отдыха и оздоровления детей» (пункт 1.8 Устава); является юридическим лицом (пункт 1.9 Устава); его финансовое обеспечение осуществляется в соответствии с планом с планом финансово-хозяйственной деятельности Учреждения за счет субсидии из бюджета города Нижний Тагил (пункт 1.10 Устава); основным видом деятельности Учреждения является оказание услуги по организации отдыха и оздоровления детей (пункт 2.3. Устава).
В судебном заседании прокурор Пригородного района Свердловской области Мазырин А.А., отказался от исковых требований совершить определенные действия: обеспечить наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения для дежурного персонала в срок до 01.06.2017; в здании для летнего детского отдыха (спальный корпус № 1) организовать не менее 2 эвакуационных выходов с первого этажа до 01.06.2017, т.к. ответчиком добровольно устранены данные недостатки. Определением суда от 04.10.2016 отказ прокурора от данной части иска принят судом, производство по делу в этой части прекращено.
В остальной части прокурор требования поддержал, доводы, изложенные в исковом заявлении подтвердил, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика – Управление образования Администрации г.Нижнего Тагила в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что являются ненадлежащим ответчиком.
Представитель ответчика – МБУ «Центр организации отдыха и оздоровления детей» в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, в обоснование своей позиции указала, что являются бюджетным учреждением, в 2016году средств было выделено недостаточно. Требования прокурора удовлетворены в настоящее время только частично.
Представитель ответчика – Администрация МО «Город Нижний Тагил» - в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела был надлежащим образом извещен.
Представитель третьего лица – ГУ МЧС РФ по Свердловской области - в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела был надлежащим образом извещен.
Заслушав прокурора и исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора Пригородного района в интересах неопределенного круга лиц обоснованным и подлежащим удовлетворению к ответчикам Муниципальное бюджетное учреждение «Центр организации отдыха и оздоровления детей», Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» по следующим основаниям.
Согласно ст.34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Согласно ст. 37 Федерального закона № 69, руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии с п.1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - Правила), Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2).
Сторонами по делу не отрицается, что по результатам проверок, проводившихся прокуратурой совместно с ГУ МЧС России по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ в адрес МБОУ «Центр организации отдыха и оздоровления детей» направлялось предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, которое не было исполнено в части, предусмотренной пунктами 1, 2, 3, 5.
Наличие указанных нарушений: руководителем организации не обеспечено наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения для дежурного персонала (срок эксплуатации истек в феврале 2014 года); в здании для летнего детского отдыха (спальный корпус № 1) не предусмотрено не менее 2 эвакуационных выходов с первого этажа; при проведении изменений объемно - планировочных решений уменьшается зона действия автоматической пожарной сигнализации (спальный корпус № 1) при оборудовании подвесных потолков в комнатах № 1,2,3,4, общем коридоре между комнатами № 3,4, комната № 5, общий коридор между комнатами № 5,6, комнатах № 3,4 отсутствуют пожарные извещатели автоматической установки пожарной сигнализации; комната вожатой/воспитателя, общий коридор между комнатами № 7,8 - по 1 извещателю автоматической установки пожарной сигнализации; в спальных корпусах ЗОЛ «Звонкие голоса» класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1, система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование сигнала на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта., сторонами по делу не отрицается.
В объяснениях о причинах неустранения нарушений требований пожарной безопасности руководитель МБОУ «Центр организации отдыха и оздоровления детей» сослался на недостаточное финансирование со стороны Администрации города Нижний Тагил.
В соответствии с Уставом, МБУ «Центр организации отдыха и оздоровления детей» является муниципальным бюджетным учреждением (п. 1.1. Устава); собственником его имущества и учредителем является МО «Город Нижний Тагил». Функции и полномочия учредителя от имени администрации г.Нижний Тагил осуществляет управление образования администрации г.Нижний Тагил (пункт 1.3. Устава); загородный оздоровительный лагерь «Солнечный» является структурным подразделением МБУ «Центр организации отдыха и оздоровления детей» (пункт 1.8 Устава); является юридическим лицом (пункт 1.9 Устава); его финансовое обеспечение осуществляется в соответствии с планом с планом финансово-хозяйственной деятельности Учреждения за счет субсидии из бюджета города Нижний Тагил (пункт 1.10 Устава); основным видом деятельности Учреждения является оказание услуги по организации отдыха и оздоровления детей (пункт 2.3. Устава).
Ответчик Администрация города Нижний Тагил, а не его структурное подразделение Управление образования, является распорядителем средств муниципального бюджета, направляемых, в том числе, на финансирование муниципальных образовательных учреждений. Также указанный ответчик действует от имени собственника имущества МБОУ «Центр организации отдыха и оздоровления детей».
В соответствии с требованиями ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Положения ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» указывают на то, что бюджетное учреждение финансируется за счет бюджета соответствующего уровня.
Принимая во внимание указанные нормы закона в совокупности с вышеприведенными обстоятельствами, суд приходит к выводу о том, что невозможно исполнить предписания об устранении нарушений правил пожарной безопасности без участия собственника имущества МБОУ «Центр организации отдыха и оздоровления детей» в форме надлежащего финансирования данного бюджетного учреждения.
Наличие или отсутствие у Администрации города Нижний Тагил финансовой возможности выделить средства для устранения нарушений, влекущих опасность для жизни и здоровья детей и иных лиц, находящихся в образовательном учреждении, не имеет правового значения для разрешения данного спора, поскольку разрешение таких вопросов является обязанностью органа местного самоуправления, не связанной с наличием финансовых возможностей (ст. 132 Конституции Российской Федерации, п. 9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Кроме того, в силу ст. ст. 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов, бюджетной системы Российской Федерации.
В свою очередь, непринятие Администрацией города Нижний Тагил, Муниципальным бюджетным учреждением «Центр организации отдыха и оздоровления детей» мер по оборудованию в спальном корпусе № 1 в комнатах № 1,2,3,4, в общем коридоре между комнатами № 3,4, в комнате № 5, в общем коридоре между комнатами № 5,6, в комнатах № 3,4 - пожарных извещателей автоматической установки пожарной сигнализации, в комнате вожатой/воспитателя, в общем коридоре между комнатами № 7,8 по 1 извещателей автоматической установки пожарной сигнализации и установке в спальных корпусах ЗОЛ «Звонкие голоса», класса функциональной пожарной безопасности Ф 1.1, сигнала, который дублируется на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта, нарушает право неопределенного круга лиц.
Предъявляя настоящий иск, прокурор действовал в рамках полномочий, предоставленных ему ч. 4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Обоснование своего права на предъявление настоящего иска приведено прокурором в исковом заявлении, оно является убедительным и основан на фактических обстоятельствах дела.
Согласно статьям 204, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Предложенный прокурором срок продолжительностью до 01.06.2017г., носит разумный характер.
При этом изменение срока исполнения решения суда, в том числе с учетом финансовых возможностей ответчика, возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198 и 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Возложить на Муниципальное бюджетное учреждение «Центр организации отдыха и оздоровления детей», Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» обязанность в помещениях и зданиях загородного оздоровительного лагеря «Звонкие голоса», расположенного по адресу: Свердловская обл., Пригородный район, п. Евстюниха, совершить определенные действия:
оборудовать в спальном корпусе № 1 в комнатах № 1,2,3,4, в общем коридоре между комнатами № 3,4, в комнате № 5, в общем коридоре между комнатами № 5,6, в комнатах № 3,4 - пожарные извещатели автоматической установки пожарной сигнализации, в комнате вожатой/воспитателя, в общем коридоре между комнатами № 7,8 по 1 извещателю автоматической установки пожарной сигнализации, в срок до 01.06.2017;
установить в спальных корпусах ЗОЛ «Звонкие голоса», класса функциональной пожарной безопасности Ф 1.1, сигнал, который дублируется на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта, в срок до 01.06.2017.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения «Центр организации отдыха и оздоровления детей» государственную пошлину <...> руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 10 октября 2016 года.
Председательствующий – подпись.
Копия верна.
Председательствующий – Т.А.Орлова