Дело № 2-171(2)/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Петуховский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Димовой Ю.А.,
при секретаре Овчинниковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 6 июля 2015 года в с. Частоозерье Частоозерского района Курганской области гражданское дело по иску прокурора Частоозерского района в интересах неопределенного круга лиц к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Лада» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Частоозерского района Курганской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к СПК «Лада» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности. В обоснование указал, что прокуратурой Частоозерского района проведена проверка исполнения требований законодательства об охране жизни, здоровья граждан в деятельности СПК «Лада» по результатам которой установлено, что на предприятии работает 10 человек, имеется 11 тракторов, в том числе К-701- 2 ед., Т-4 - 3 ед., ДТ-75 - 1 ед., МТЗ-4 ед., Т-16-1 ед. 9 зерноуборочных комбайнов, 5 автомобилей, от деятельности которых образуются отходы: от деятельности работающего персонала: мусор от офисных и бытовых помещений организаций не сортированный (исключая крупногабаритный) - 4 класса опасности, расчет данного вида отхода производится с учетом удельного норматива образования бытовых отходов, 0.3 м. куб. на человека в год и плотности бытовых отходов 0, 25 т/м.куб.; от автотракторного парка образуются отходы минеральных масел - 3 класса опасности; аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с электролитом - 2 класса опасности; покрышки пневматических шин с тканевым и металлическим кордом отработанные - 4 класса опасности; фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные - 4 класса опасности, фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные - 3 класса опасности; обтирочный материал загрязненный нефтепродуктами менее 15 % - 4 класса опасности; от использования в качестве осветительных приборов ртутьсодержащих люминесцентных ламп образуются отходы - ртутные люминесцентные лампы утратившие потребительские свойства - 1 класса опасности. Между тем в нарушение указанных требований природоохранного законодательства, ответчик осуществляет свою деятельность без составления паспортов на опасные отходы, что подтверждается информацией Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курганской области, согласно с которой паспорта на опасные отходы I- IV класса опасности для окружающей среды у СПК «Лада». отсутствуют. Отсутствие паспортов на опасные отходы I- IV класса опасности является нарушением порядка обращения с отходами производства и потребления, что может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью не только работников и неопределенного круга лиц. Просит признать СПК «Лада» выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению паспортов отходов, незаконным. Обязать СПК «Лада» составить, утвердить и представить на согласование в Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курганской области паспорт отходов I- IV классов опасности, которые образуются от его деятельности.
В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора Частоозерского района Курганской области Тверитин Е.С. исковые требования поддержал, на удовлетворении требований настаивал. Полагал возможным предоставить срок для исполнения решения суда до 01.03.2016 с учетом длительности изготовления паспорта и его утверждения.
Представитель ответчика Колмаков В.Г.в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, о чем предоставил заявление. В обоснование указал, что ответчик осуществляет деятельность в <адрес>. Действительно в процессе деятельности ответчика образуются отходы, относящиеся к 1-4 классу опасности, указанный в исковом заявлении. Для изготовления паспорта отходов требуется время, так как для согласования паспорт направляется в г. Москва, кроме того, сейчас идет посевная, а затем уборка, отсутствуют время и средства для изготовления паспорта, после окончания уборки паспорт отходов будет изготовлен, поэтому просит установить срок для исполнения решения суда до 01.03.2016.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы в сфере природопользования по Курганской области в судебное заседание не явился, извещался повесткой о причинах неявки суд не уведомил.
Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что СПК «Лада» является юридическим лицом с дд.мм.гггг, что подтверждено выпиской из ЕГРЮЛ № Из указанной выписки следует, что вид экономической деятельности СПК «Лада» - выращивание зерновых и зернобобовых культур, покупка и продажа земельных участков, покупка и продажа собственных нежилых зданий и помещений, разведение свиней, разведение овец и коз, разведение крупного рогатого скота.
Согласно протокола осмотра от дд.мм.гггг составленного помощником прокурора Частоозерского района Погадаевым С.А., с участием специалиста Михайлова Ю.И. - СПК «Лада» осуществляет деятельность по адресу: <адрес>, в организации работает 10 человек, используется 11 тракторов, 5 автомобилей, 9 комбайнов, имеется 1 мастерская, 5 складов. Освещение производится люминесцентными лампами, бытовой мусор не сортируется и собирается в урны, затем вывозится на свалку, отопление печное, дровами.
Из справки о наличии источников образования отходов производства и потребления у СПК «Лада» и опасных отходов 1-4 классов опасности, подписанной помощником прокурора Частоозерского района Погадаевым С.А. и государственным инспектором Курганской области в сфере охраны окружающей среды Михайловым Ю.И., при проверке СПК «Лада» установлено, что на предприятии работает 10 человек, имеется 11 тракторов, в том числе К-701- 2 ед., Т-4 - 3 ед., ДТ-75 - 1 ед., МТЗ-4 ед., Т-16-1 ед. 9 зерноуборочных комбайнов, 5 автомобилей, от деятельности которых образуются отходы: от деятельности работающего персонала: мусор от офисных и бытовых помещений организаций не сортированный (исключая крупногабаритный) - 4 класса опасности, расчет данного вида отхода производится с учетом удельного норматива образования бытовых отходов, 0.3 м. куб. на человека в год и плотности бытовых отходов 0, 25 т/м.куб.; от автотракторного парка образуются отходы минеральных масел - 3 класса опасности; аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с электролитом - 2 класса опасности; покрышки пневматических шин с тканевым и металлическим кордом отработанные - 4 класса опасности; фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные - 4 класса опасности, фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные - 3 класса опасности; обтирочный материал загрязненный нефтепродуктами менее 15 % - 4 класса опасности; от использования в качестве осветительных приборов ртутьсодержащих люминесцентных ламп образуются отходы - ртутные люминесцентные лампы утратившие потребительские свойства - 1 класса опасности.
Из ответа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курганской области от дд.мм.гггг № следует, что у СПК «Лада» отсутствует согласованный паспорт отходов, образующихся от его деятельности.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Постановлением Правительства Российской Федерации №712 от 16 августа 2013 года «О порядке проведения паспортизации отходов 1-1V классов опасности» утверждены Правила проведения паспортизации отходов 1-1V классов опасности, а также типовая форма паспорта отходов I - IV классов опасности, которыми предусмотрено:
П. 3 Паспорт отходов I - IV классов опасности (далее - паспорт) составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
П. 4. Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица).
П. 7. На отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
П. 10. На отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов. На отходы, включенные в федеральный классификационный каталог отходов в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, индивидуальные предприниматели и юридические лица оформляют паспорт в порядке, установленном пунктом 7 настоящих Правил.
Представитель СПК «Лада» представил заявление о признании исковых требований в полном объеме, пояснив, что от деятельности ответчика образуются отходы 1-IV класса опасности.
В соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если признание иска выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска, признания иска или заключения мирового соглашения сторон. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Признание иска представителем ответчика не противоречит закону, при этом не установлено в судебном заседании нарушения прав третьих лиц таким признанием иска, последствия признания иска представителю ответчика разъяснены и понятны. В связи с чем, препятствий для принятия судом признания иска представителем ответчика не имеется.
На основании изложенного требования прокурора Частоозерского района о признании незаконным бездействия СПК «Лада, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению паспортов отходов, возложении обязанности на СПК «Лада» составить, утвердить и представить на согласование в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курганской области паспорт отходов I - IV классов опасности, которые образуются от ее деятельности подлежат удовлетворению. С учетом мнения лиц, участвующих в деле суд полагает возможным установить срок для исполнения решения суда до 01.03.2016.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ за истцом закреплено право обращения в суд с заявлением в защиту интересов прав неопределенного круга лиц, Российской Федерации.
Поскольку при подаче иска истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика необходимо взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек в доход муниципального образования Частоозерский район Курганской области
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Частоозерского района в интересах неопределенного круга лиц к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Лада» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности- удовлетворить.
Признать бездействие сельскохозяйственного производственного кооператива «Лада», выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению паспортов отходов, незаконным.
Обязать сельскохозяйственный производственный кооператив «Лада» в срок до 1 марта 2016 года составить, утвердить и представить на согласование в Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курганской области паспорт отходов I - IV классов опасности, которые образуются от его деятельности.
Взыскать с сельскохозяйственного производственного кооператива «Лада» государственную пошлину в доход Муниципального образования Частоозерский район Курганской области в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд через Петуховский районный суд Курганской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10.07.2015.
Председательствующий судья: Ю.А. Димова
Решение вступило в законную силу 12 августа 2015 года, не обжаловалось.