Дело №2-494/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пгт.Грибановский 05 августа 2014 г.
Грибановский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего-судьи Карповой И.С.,
при секретаре Бобровских Ю.Ю.,
с участием
заявителя Рязанцевой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Рязанцевой В. М. об обжаловании действий ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по принятию решения об отказе в признании участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы,
установил:
Рязанцева В.М. обратилась в суд с заявлением, указывая, что с 1973 года по настоящее время постоянно проживает и зарегистрирована в г.Воронеж-45 Воронежской области. Ранее работала на различных гражданских должностях в войсковой части 14254. Жилой дом, в котором она проживает, расположен в закрытом военном городке Воронеж-45, принадлежит войсковой части 14254. Законодателем данный населенный пункт отнесен к категории закрытого военного городка (Распоряжение Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 752-р).
Согласно справке ФКУ «Войсковая часть 14254» №615 от ДД.ММ.ГГГГ она состоит в списке кандидатов на получение государственного жилищного сертификата в разделе «Граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков». Несмотря на это, в поступившем уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны РФ. Основанием для этого явилось то, что она не относится к категориям граждан, которые подлежат переселению.
По ее мнению, проживание в закрытом военном городке является самостоятельным основанием к выдаче ей ГЖС, поскольку связано со спецификой данного населенного пункта и необходимостью отселения из него лиц, утративших связь с военным ведомством. Какого - либо жилья в собственности на территории Российской Федерации она не имеет.
Просит признать незаконным уведомление зам.начальника 3 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в признании ее участником подпрограммы; обязать ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ включить ее в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Заявитель Рязанцева В.М. в судебном заседании свои требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Суду заявитель пояснила, что последние полтора года временно проживает у дочери в г.Нововоронеж в связи с ухудшением состояния здоровья. Уведомление от 05.06.2013г. об отказе в признании ее участником подпрограммы она получила в июле 2013г., срок обжалования пропустила по причине болезни, а потом попросту забыла.
Представитель ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, уведомленный о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Начальник 3-его отдела учреждения Дергунов А.В. предоставил заявление с просьбой о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие. Требования Рязанцевой В.М. не признает, просит отказать в их удовлетворении требований, применив срок исковой давности.
Представитель ФКУ «Войсковая часть 14254», надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Суд, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса по имеющимся доказательствам.
Выслушав пояснения Рязанцевой В.М., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение, которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом (далее по тексту - ГЖС).
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года № 1062 «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан» в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с п.п.«б» п.5, п.п.6, 17-19, 24, 27 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153), устанавливающих порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации названной подпрограммы - граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков, учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки, перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством РФ по представлению Министерства юстиции РФ) имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы; в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание; применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются, в отношении граждан, указанных в подпунктах «а» - «е» пункта 5 настоящих Правил, постоянное проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители; выдачу сертификатов осуществляют гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 5 настоящих Правил, федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба (служба); для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением документов. В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Список граждан, изъявивших желание получить сертификат, формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были постановлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в подразделениях, или гражданин, проживающий в закрытом военном городке или поселке, представляет рапорт (заявление) в порядке и в сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Из анализа приведенных положений следует, что проживание граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которое связано со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством. Каких-либо дополнительных условий для включения в состав участников подпрограммы действующее правовое регулирование не содержит.
Согласно ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
В соответствии с Перечнем имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 752-р, г. Воронеж-45 является закрытым военным городком.
В силу п.9 Приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в вооруженных силах Российской Федерации», формирование сводного списка получателей сертификатов осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы.
Порядок очередности определяется для граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, - с даты подачи (отправки по почте) ими в структурное подразделение уполномоченного органа заявления (рапорта) на участие в подпрограмме, а для граждан, ранее вставших в воинских частях на учет для переселения из закрытых военных городков, - по дате регистрации заявления в воинской части.
Как установлено в судебном заседании, Рязанцева В.М. зарегистрирована и постоянно проживает в закрытом военном городке <адрес>, что подтверждается копией паспорта с отметкой о регистрации (л.д.12), выпиской из поквартирной карточки (л.д.16), справкой о регистрации воинской части (л.д.14).
Таким образом, Рязанцева В.М., которая относится к гражданам, поименованным в п.п.«б» п.5 Правил, выразила желание участвовать в подпрограмме, обратившись в соответствующим заявлением в надлежащий орган (л.д.17).
Рязанцева В.М. состоит в списке кандидатов на получение государственного жилищного сертификата в разделе «Граждане подлежащие отселению из закрытых военных городков» с 17.08.2001г. под№2, что подтверждается справкой ФКУ «Войсковая часть 14254» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18).
Как установлено материалами дела, на территории Российской Федерации Рязанцева В.М. не имеет жилья в собственности.
Таким образом, законных оснований для отказа в признании Рязанцевой В.М. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны РФ, не имеется. Доводы ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, изложенные в уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ, суд находит несостоятельными.
ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ ссылается на ст.93 ЖК РФ и п.3 ст. 104 ЖК РФ, указывая, что у Рязанцевой В.М. нет правовых оснований для проживания на территории <адрес>, так как прекращение трудовых отношений влечет прекращение договора найма служебного жилого помещения.
Указанные аргументы не могут быть приняты судом во внимание, поскольку для разрешения данного спора имеет значение лишь сам факт проживания в закрытом городке, независимо от оснований такого проживания.
Кроме того, заявитель является пенсионером, а поэтому правомочен проживать в служебном помещении. Рязанцева В.М. была вселена в служебное жилое помещение на законных основаниях до 01 марта 2005 года, а значит, в соответствии с действовавшим на тот момент п.9 ст.108 Жилищного кодекса РСФСР, ст.13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не может быть выселена из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Аналогичные положения сохранены и в действующем Жилищном кодексе РФ. Так, согласно п.п.2 п.2 ст.103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений пенсионеры по старости.
Предоставление социальной выплаты, закрепленной сертификатом, следует расценивать как способ предоставления жилья взамен служебного.
При таких обстоятельствах Рязанцева В.М. подлежит переселению из закрытого военного городка, ее следует считать участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» в соответствии с п.п.«б» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
Таким образом, уведомление об отказе в признании участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, является незаконным.
Однако, суд полагает, что заявителем пропущен установленный ГПК срок обжалования действия (бездействия) должностного лица.
Исходя из положений ч.1 ст.256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд составляет три месяца и начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Уведомление об отказе в признании участником подпрограммы Рязанцева В.М. получила в июле 2013г., что она подтвердила в судебном заседании.
Заявление об обжаловании действий ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за пределами трехмесячного срока со дня, когда заявитель получила уведомление об отказе. Указанный срок является пресекательным. Доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска указанного срока, заявителем не представлено. При таких обстоятельствах суд полагает, что заявлением Рязанцевой В.М. подлежит оставлению без удовлетворения в связи с пропуском срока давности обращения в суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 254-258, ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении заявления Рязанцевой В. М. о признании незаконным уведомления начальника 3 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 05.07.2013г. № об отказе в признании ее участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и признании участником указанной подпрограммы, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий п/п И.С.Карпова
Копия верна: Судья И.С.Карпова
Секретарь
Дело №2-494/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пгт.Грибановский 05 августа 2014 г.
Грибановский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего-судьи Карповой И.С.,
при секретаре Бобровских Ю.Ю.,
с участием
заявителя Рязанцевой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Рязанцевой В. М. об обжаловании действий ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по принятию решения об отказе в признании участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы,
установил:
Рязанцева В.М. обратилась в суд с заявлением, указывая, что с 1973 года по настоящее время постоянно проживает и зарегистрирована в г.Воронеж-45 Воронежской области. Ранее работала на различных гражданских должностях в войсковой части 14254. Жилой дом, в котором она проживает, расположен в закрытом военном городке Воронеж-45, принадлежит войсковой части 14254. Законодателем данный населенный пункт отнесен к категории закрытого военного городка (Распоряжение Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 752-р).
Согласно справке ФКУ «Войсковая часть 14254» №615 от ДД.ММ.ГГГГ она состоит в списке кандидатов на получение государственного жилищного сертификата в разделе «Граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков». Несмотря на это, в поступившем уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны РФ. Основанием для этого явилось то, что она не относится к категориям граждан, которые подлежат переселению.
По ее мнению, проживание в закрытом военном городке является самостоятельным основанием к выдаче ей ГЖС, поскольку связано со спецификой данного населенного пункта и необходимостью отселения из него лиц, утративших связь с военным ведомством. Какого - либо жилья в собственности на территории Российской Федерации она не имеет.
Просит признать незаконным уведомление зам.начальника 3 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в признании ее участником подпрограммы; обязать ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ включить ее в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Заявитель Рязанцева В.М. в судебном заседании свои требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Суду заявитель пояснила, что последние полтора года временно проживает у дочери в г.Нововоронеж в связи с ухудшением состояния здоровья. Уведомление от 05.06.2013г. об отказе в признании ее участником подпрограммы она получила в июле 2013г., срок обжалования пропустила по причине болезни, а потом попросту забыла.
Представитель ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, уведомленный о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Начальник 3-его отдела учреждения Дергунов А.В. предоставил заявление с просьбой о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие. Требования Рязанцевой В.М. не признает, просит отказать в их удовлетворении требований, применив срок исковой давности.
Представитель ФКУ «Войсковая часть 14254», надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Суд, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса по имеющимся доказательствам.
Выслушав пояснения Рязанцевой В.М., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение, которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом (далее по тексту - ГЖС).
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года № 1062 «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан» в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с п.п.«б» п.5, п.п.6, 17-19, 24, 27 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153), устанавливающих порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации названной подпрограммы - граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков, учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки, перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством РФ по представлению Министерства юстиции РФ) имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы; в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание; применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются, в отношении граждан, указанных в подпунктах «а» - «е» пункта 5 настоящих Правил, постоянное проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители; выдачу сертификатов осуществляют гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 5 настоящих Правил, федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба (служба); для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением документов. В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Список граждан, изъявивших желание получить сертификат, формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были постановлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в подразделениях, или гражданин, проживающий в закрытом военном городке или поселке, представляет рапорт (заявление) в порядке и в сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Из анализа приведенных положений следует, что проживание граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которое связано со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством. Каких-либо дополнительных условий для включения в состав участников подпрограммы действующее правовое регулирование не содержит.
Согласно ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
В соответствии с Перечнем имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 752-р, г. Воронеж-45 является закрытым военным городком.
В силу п.9 Приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в вооруженных силах Российской Федерации», формирование сводного списка получателей сертификатов осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы.
Порядок очередности определяется для граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, - с даты подачи (отправки по почте) ими в структурное подразделение уполномоченного органа заявления (рапорта) на участие в подпрограмме, а для граждан, ранее вставших в воинских частях на учет для переселения из закрытых военных городков, - по дате регистрации заявления в воинской части.
Как установлено в судебном заседании, Рязанцева В.М. зарегистрирована и постоянно проживает в закрытом военном городке <адрес>, что подтверждается копией паспорта с отметкой о регистрации (л.д.12), выпиской из поквартирной карточки (л.д.16), справкой о регистрации воинской части (л.д.14).
Таким образом, Рязанцева В.М., которая относится к гражданам, поименованным в п.п.«б» п.5 Правил, выразила желание участвовать в подпрограмме, обратившись в соответствующим заявлением в надлежащий орган (л.д.17).
Рязанцева В.М. состоит в списке кандидатов на получение государственного жилищного сертификата в разделе «Граждане подлежащие отселению из закрытых военных городков» с 17.08.2001г. под№2, что подтверждается справкой ФКУ «Войсковая часть 14254» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18).
Как установлено материалами дела, на территории Российской Федерации Рязанцева В.М. не имеет жилья в собственности.
Таким образом, законных оснований для отказа в признании Рязанцевой В.М. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны РФ, не имеется. Доводы ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, изложенные в уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ, суд находит несостоятельными.
ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ ссылается на ст.93 ЖК РФ и п.3 ст. 104 ЖК РФ, указывая, что у Рязанцевой В.М. нет правовых оснований для проживания на территории <адрес>, так как прекращение трудовых отношений влечет прекращение договора найма служебного жилого помещения.
Указанные аргументы не могут быть приняты судом во внимание, поскольку для разрешения данного спора имеет значение лишь сам факт проживания в закрытом городке, независимо от оснований такого проживания.
Кроме того, заявитель является пенсионером, а поэтому правомочен проживать в служебном помещении. Рязанцева В.М. была вселена в служебное жилое помещение на законных основаниях до 01 марта 2005 года, а значит, в соответствии с действовавшим на тот момент п.9 ст.108 Жилищного кодекса РСФСР, ст.13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не может быть выселена из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Аналогичные положения сохранены и в действующем Жилищном кодексе РФ. Так, согласно п.п.2 п.2 ст.103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений пенсионеры по старости.
Предоставление социальной выплаты, закрепленной сертификатом, следует расценивать как способ предоставления жилья взамен служебного.
При таких обстоятельствах Рязанцева В.М. подлежит переселению из закрытого военного городка, ее следует считать участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» в соответствии с п.п.«б» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
Таким образом, уведомление об отказе в признании участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, является незаконным.
Однако, суд полагает, что заявителем пропущен установленный ГПК срок обжалования действия (бездействия) должностного лица.
Исходя из положений ч.1 ст.256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд составляет три месяца и начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Уведомление об отказе в признании участником подпрограммы Рязанцева В.М. получила в июле 2013г., что она подтвердила в судебном заседании.
Заявление об обжаловании действий ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за пределами трехмесячного срока со дня, когда заявитель получила уведомление об отказе. Указанный срок является пресекательным. Доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска указанного срока, заявителем не представлено. При таких обстоятельствах суд полагает, что заявлением Рязанцевой В.М. подлежит оставлению без удовлетворения в связи с пропуском срока давности обращения в суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 254-258, ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении заявления Рязанцевой В. М. о признании незаконным уведомления начальника 3 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 05.07.2013г. № об отказе в признании ее участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и признании участником указанной подпрограммы, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий п/п И.С.Карпова
Копия верна: Судья И.С.Карпова
Секретарь