Судья Алексейцев И.И.. Дело №33-12040/2018
2.045
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 августа 2018 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Емельянова В.А.,
судей - Сударьковой Е.В., Елисеевой А.Л.,
при секретаре - Васютиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В. гражданское дело по исковому заявлению прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах Бондаренко Натальи Николаевны к МКУ «Балахтинский технологический центр» о взыскании недоначисленной заработной платы,
по апелляционному представлению прокурора Балахтинского района Красноярского края,
на решение Балахтинского районного суда Красноярского края от 14 мая 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах Бондаренко Н.Н. к МКУ « Балахтинский технологический центр» о взыскании заработной платы - удовлетворить.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Балахтинский технологический центр» в пользу Бондаренко Натальи Николаевны недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с августа 2017 года по февраль 2018 года в размере 39836 рублей 48 копеек.
Взыскать Муниципального казенного учреждения «Балахтинский технологический центр» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 1395 рублей 09 копеек».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Балахтинского района Красноярского края в интересах Бондаренко Н.Н. обратился в суд с иском к МКУ «Балахтинский технологический центр» о взыскании недоначисленной заработной платы. Свои требования мотивировал тем, что истица работает у ответчика сторожем. В соответствии со ст. 148 ТК РФ выплата заработной платы в местностях с особыми климатическими условиями производится с начислением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, и иных местностях Красноярского края с особыми климатическими условиями. В нарушение требований указанной нормы, заработная плата за полностью отработанный месяц и выполненную норму труда выплачивалась в размере 10592 рубля, что составляет минимальный размер оплаты труда в Красноярском крае, установленный региональным соглашением.
В соответствии с ч.З ст. 133 ТК РФ заработная плата работника полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда не может быть менее минимального размера оплаты труда, который составлял с 01 января 2017 года - 7500 рублей, с 01 июля 2017 года - 7800 рублей, а с 01 января 2018 года 9489 рублей, на который подлежали начислению
2
районный коэффициент и северная надбавка. Таким образом, заработная плата истицы не соответствует требованиям действующего законодательства.
Просит взыскать с ответчика недоначисленную истице заработную плату с августа 2017 года по февраль 2018 года в сумме 15261 рубль 26 копеек.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении прокурор Балахтинского района Красноярского края просит изменить принятое по делу решение, ссылаясь при этом не неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что районный коэффициент и северная надбавка должны начисляться на минимальный размер оплаты труда, установленный в РФ, а не минимальный размер оплаты труда, установленный в Красноярском крае региональным соглашением, поскольку его сумма уже включает в себя районный коэффициент и северную надбавку..
В судебное заседание истица, представитель ответчика МКУ
«Балахтинский технологический центр» не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, об уважительности причин отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
Неисполнение участниками процесса процессуальной обязанности по уведомлению суда об уважительности причин отсутствия позволяет сделать вывод об отсутствии таковых, что в силу ч.З ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя процессуального истца прокурора Прокуратуры Красноярского края Гайдук О.В., поддержавшей апелляционное представление, судебная коллегия находит представление обоснованным, а решение суда подлежащим изменению по следующим основаниям..
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации - в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
3
Оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ).
Из указанного следует, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда с учетом стимулирующих выплат постоянного характера, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данный вывод следует из системного толкования ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ, поскольку при разработке системы оплаты труда не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000г. 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в редакции ФЗ от 19.12.2016г.) минимальный размер оплаты труда с 01 июня 2016 года установлен в размере 7500 рублей, с 1 июля 2017г. - в сумме 7800 рублей в месяц, с 01 января 2018 года в сумме 9 489 рублей.
Согласно пункта 4.2 Постановления от 07 декабря 2017 года N 38-П Конституционного Суда РФ, в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст.37, ч.З) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны; следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда; поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
С учетом вышеприведенных норм права, судебная коллегия считает обоснованным выводы суда о том, что заработная плата истицы за указанный в исковом заявлении период не соответствует нормам ТК РФ. Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в части расчета недополученной заработной платы.
Как следует из расчетных листков, представленных по запросу судебной коллегии, ежемесячная заработанная плата истицы составляет минимальную
4
заработную плату, установленную региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае.
В соответствии с п. 1.2 Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Красноярском крае от 23 декабря 2016 года размер минимальной заработной платы - устанавливаемый настоящим Соглашением минимальный уровень заработной платы, дифференцированный по группам территорий Красноярского края, включающий размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, стимулирующие выплаты и компенсационные выплаты, в том числе выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями, при условии выполнения работником нормы рабочего времени и нормы труда (трудовых обязанностей). Таким образом, размер минимальной заработной паты, установленный на территориях Красноярского края включает в себя районный коэффициент и северную надбавку.
Согласно ч.4 ст. 133.1 ТК РФ размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Районный коэффициент на территории Балахтинского района Красноярского края в соответствии с Постановлением администрации Красноярского края от 21 августа 1992 г. N 311-П « Об установлении районного коэффициента к заработной плате составляет 30%, надбавка за работу в неблагоприятных климатических условиях, согласно Постановлению Совета Министров СССР, ВЦСПС от 24 сентября 1989 г. N 794 « о введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края -30 %. Соответственно минимальная заработная плата работника полностью отработавшего норму труда с 01 июля 2016 года не могла быть менее 12 000 рублей ( 7500 х 60% + 7500), с 01 июля 2017 года - не менее 12480 рублей ( 7800 х 60% + 7800), и с 01 января 2018 года - не менее 15182,40 рублей ( 9489 х 60% + 9489).
Суд первой инстанции при определении задолженности неправильно применил нормы материального права, начислив на минимальный размер оплаты труда, установленный региональным соглашением в Красноярском крае, районный коэффициент и северную надбавку, в связи с чем, апелляционное представление прокурора подлежит удовлетворению.
Как следует из расчетных листков по начислению заработной платы истице, в августе, сентябре, октябре, ноябре 2017 года истице было начислено за полностью отработанные месяцы 10592 рубля, в декабре 2017 года - 10864 рубля 32 копейки, тогда как минимальный размер оплаты труда не мог быть ниже 12 000 рублей. Таким образом, недополученная разница за каждый из перечисленных месяцев, кроме декабря, составит 1 888 рублей из расчета:
12 480 - 10592 = 1888, а за четыре месяца, общая сумма недополученного заработка составит 7552 рубля из расчета : 1888 х 4 = 7552
В декабре 2017 года недополученная разница составит:
12480-10864,32 = 1615,68.
С 01 января 2018 года минимальный размер оплаты труда был увеличен до 9 489 рублей, соответственно ежемесячная заработная плата истицы не могла быть меньше 15 182 рубля 40 копеек.
В январе и феврале 2018 года истица отработала полную норму рабочего времени, соответственно ее заработная плата не могла быть менее 15 182 рубля 40 копеек. За каждый из указанных месяцев истице было начислено 11016 рублей, недополученная разница составит:
15 182,40 -11016 = 4166,40 х 2 = 8332.80
5
А всего с ответчика в пользу истицы подлежит взысканию 17 500 рублей 48 копеек (7552+1615,68+8332,80), которые и подлежат взысканию с ответчика.
В соответствии со ст. 98,103 ГПК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере, пропорциональном удовлетворенной части предъявленных требований, что с учетом определенной ко взысканию суммы составит 700 рублей 02 копейки, так как истица освобождена от ее уплаты в силу ст. 333-36 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Балахтинского районного суда Красноярского края от 14 мая 2018 года, изменить.
Взыскать с МКУ Балахтинский технологический центр в пользу Бондаренко Н.Н. недополученную заработную плату за период с августа 2017 года по февраль 2018 года в сумме 17 500 рублей 48 копеек и госпошлину в доход местного бюджета 700 рублей 02 копейки.
Председательствующий: Судьи: