Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2771/2018 ~ М-2343/2018 от 13.09.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 ноября 2018 года г. Тольятти

Судья Ставропольского районного суда Самарской области Болохова О.В., при секретаре Нагиевой К.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2771\2018 по исковому заявлению Макаровой Марии Ивановны в лице законного представителя – опекуна Макаровой Нины Александровны к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области об установлении границ земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Макарова М.И. в лице законного представителя – опекуна Макаровой Н.А. обратилась в Ставропольский районный суд с указанным иском, мотивировав требования тем, что истец является собственником земельного участка из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для приусадебного участка, с не уточненной площадью <данные изъяты>., с кадастровым номером: по адресу: <адрес> В связи с тем, что площадь земельного участка была ориентировочной, с целью надлежащего оформления права собственности на данный земельный участок истец обратился в ООО «ЗЕМ.СТАНДАРТ» для проведения кадастровых работ для уточнения местоположения границ и площади земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером был подготовлен межевой план на указанный земельный участок. При анализе исходных данных кадастровым инженером выявлено, что сведения о местоположении границ земельного участка в документе, подтверждающем право на этот земельный участок, отсутствуют. И в документе об образовании также нет никакой графической информации о границах земельного участка. Кадастровым инженером было установлено, что в материалах инвентаризации указана площадь земельного участка <данные изъяты> тогда как площадь земельного участка по правоустанавливающему документу составляет <данные изъяты> т.е. меньше, чем по материалам инвентаризации. В результате кадастровых работ было установлено, что площадь земельного участка составила <данные изъяты>

Просит установить местоположение границ земельного участка из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для приусадебного участка, площадью <данные изъяты>., с кадастровым номером: , имеющий адрес: <адрес> в конкретных координатах.

В судебном заседании законный представитель истца Макарова М.И. полностью поддержала исковые требования.

Представитель ответчика – администрации муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Определением Ставропольского районного суда от 14.09.2018 года была произведена замена ненадлежащего третьего лица МКУ «УСОИП» на надлежащее ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области.

Представитель третьего лица ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав законного представителя истца изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства на которые ссылается как на основания своих требований и возражений. В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года N 22\10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.

В соответствии со ст. 6 п. 1 п. п. 2, п. 3 Земельного Кодекса РФ объектами земельных отношений являются: земельные участки.

Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно ст. 70 ЗК РФ, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017), в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

По действующему законодательству при межевании вычисляются уникальные координаты угловых точек земельного участка, позволяющие однозначно определить их положение на местности.

Из представленных в суд документов усматривается, что истцом был приобретен в собственность земельный участок из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для приусадебного участка, с не уточненной площадью <данные изъяты>., с кадастровым номером: , по адресу: <адрес>

Принимая во внимание, то, что площадь земельного участка была ориентировочной, с целью надлежащего оформления права собственности на данный земельный участок истец обратился в ООО «ЗЕМ.СТАНДАРТ» для проведения кадастровых работ для уточнения местоположения границ и площади земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером был подготовлен межевой план. При проведении кадастровых работ в отношении указанного земельного участка было выявлено, что сведения о местоположении границ земельного участка в документе, подтверждающем право на этот земельный участок, отсутствуют. В документе об образовании также нет никакой графической информации о границах земельного участка.

В связи с чем, кадастровым инженером были запрошены материалы инвентаризации на земельных участок. В результате предоставлены материалы инвентаризации, выполненные Роскомзем РосНИИземпроект ВолгоНИИгипрозем г. Самара на основе компьютерной обработки масштабированных снимков (фотопланов) М 1:2000, изготовленных на основе летно-съемочных работ 1995 года и материалов их плановой привязки и дешифрирования 1997 года, а именно:

-         план земельного участка с кадастровым номером по инвентаризации

- фрагмент чертежа инвентаризации земель и проекта установления границ земельных участков в кадастровом квартале .

Однако, при совмещении сведений инвентаризации и фактической ситуации на местности выявлено не соответствие. По фактической границе, указанной истцом, участок по стороне улицы имеет прямую границу, а по инвентаризации участок с изломанной границей. Кроме того, в материалах инвентаризации указана площадь земельного участка <данные изъяты>., тогда как площадь земельного участка по правоустанавливающему документу составляет <данные изъяты> т.е. меньше, чем по материалам инвентаризации.

Граница земельного участка проведена:

- с точки н1 до точки н5 - в соответствии со сведениями ЕГРН о границе смежного земельного участка с кадастровым номером , ранее поставленным на ГКУ по материалам межевания. Данные границы не являются предметом согласования.

- с точки н5 до точки н6 - по фактическому ограждению. Смежной территорией по данной границе является территория общего пользования. Данная граница согласованию не подлежит, так как это муниципальные земли.

- с точки н6 до точки н10 - по фактическому ограждению. Согласована данная граница с правообладателями смежного участка с кадастровым номером в индивидуальном порядке.

- с точки н10 до точки н1 - по фактическому ограждению. Смежной территорией по данной границе являются территории и земли общего пользования. Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ., если указанный в обращении земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (в том числе с землями, государственная собственность на которые не разграничена), то согласование местоположения в отношении соответствующей части границы или характерной точки границы в порядке, установленном Законом о кадастре, не проводится. Следовательно, граница земельного участка от точки н5 до точки н6 и с точки н10 до точки н1 согласованию не подлежит, так как это муниципальные земли.

В результате кадастровых работ площадь земельного участка составила 2981 кв.м. Площадь земельного участка указанная в свидетельстве о государственной регистрации и выписке ЕРГН <данные изъяты>

В соответствии с п.2 ст.4 Федерального закона от 07.07.2003г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» приусадебный участок - это земельный участок в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства. В соответствии с п.4 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003г. № 112-ФЗ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Согласно ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрациинедвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно ст. 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:

Согласно ст. 21 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В силу ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане указываются:

сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;

сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;

новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Площадью земельного участка, определенной с учетом, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны.

Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

Согласно ст. 43 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается согласованным, осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости.

В пункте 9 ст. 39 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

На основании ч. 1 ст. 39 указанного Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, владеющими смежными земельными участками, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

В силу части 3 статьи 39 указанного федерального закона согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (часть 1 статьи 40 названного федерального закона).

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в судебном порядке (часть 5 статьи 40 федерального закона, статья 64 ЗК РФ).

Давая толкование приведенным нормам материального права в их совокупности, суд приходит к выводу, что при уточнении границ земельного участка, принимаются во внимание сведения, которые изложены об этом в правоподтверждающих документах на земельный участок, а при отсутствии таковых, принимаются во внимание границы земельного участка, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения.

При отсутствии в документе, подтверждающем право на земельный участок, или в документах, определявших местоположение границ при его образовании, сведений о местоположении границ земельного участка, информация о границах, существующих на местности пятнадцать и более лет, может быть получена из других источников, в том числе – планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что и границы земельного участка, установленные при проведении кадастровых работ, сформированы правильно, а именно границы земельного участка не приводят к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель. Права третьих лиц при уточнение границ не нарушены.

Споров по границам со смежными землепользователями не имеется, что подтверждается актом согласования границ местоположения грани земельного участка.

По результатам кадастровых работ площадь земельного участка составляет <данные изъяты>

Учитывая вышеизложенное, отсутствие возражений со стороны ответчика, претензий со стороны третьих и других лиц в отношении земельного участка, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-214 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Установить установить местоположение границ земельного участка из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для приусадебного участка, площадью <данные изъяты> с кадастровым номером: по адресу: <адрес> в координатах:

Обозначение

характерных

точек границы

X

Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.

Судья –

2-2771/2018 ~ М-2343/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Макарова М.И.
Ответчики
Администрация м. р. Ставропольский по Самарской области
Другие
Макарова Н.А.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
МКУ УСОИП
Суд
Ставропольский районный суд Самарской области
Судья
Болохова О.В.
Дело на странице суда
stavropolsky--sam.sudrf.ru
14.09.2018Передача материалов судье
13.09.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.09.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.10.2018Судебное заседание
13.11.2018Судебное заседание
13.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2018Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее