Дело № 2-3748/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.о. Самара 22 августа 2013 года
Ленинский районный суд г. Самары в составе судьи Булыгина Р.В., при секретаре Ищенко М.В., с участием представителя истца – Слюсарь Г.А., представителя ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области – Борисовой Е.В., представителя ответчика Администрации г.о. Самара - Обуховой М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Катина Александра Сергеевича Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Самарской области, Администрации г.о. Самара об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Катин А.С. обратился с заявлением, в котором просил суд признать незаконным действия Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> рубля. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Спортивно-учебная база «Лотос» равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> руб. по состоянию на 01.01.2013. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Спортивно-учебная база «Лотос» равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> руб. для целей налогообложения с ДД.ММ.ГГГГ Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.
В ходе досудебной подготовки Катин А.С., уточнил требования и в порядке искового производства просил внести изменения в кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Спортивно-учебная база «л исходя из его рыночной стоимости, равной <данные изъяты> руб., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г.
Свои требования обосновал тем, что на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ он приобрел земельный участок (землепользование) с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., назначение: земли особо охраняемых территорий и объектов, для использования земельного участка под объекты недвижимого имущества.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении данного земельного участка была изменена категория земли: с земли особо охраняемых категорий и объектов на земли населенных пунктов, при этом вид разрешенного использования: для использования земельного участка под объекты недвижимого имущества, не изменился.
Из кадастрового паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что кадастровая стоимость земельного участка составляла <данные изъяты> руб.
Согласно кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка уже составила <данные изъяты> рублей.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка увеличилась приблизительно в 200 раз без изменения его характеристик.
В связи с чем произошло нарушение его прав как собственника этого земельного участка и плательщика земельного налога.
Представитель истца в судебном заседании полностью поддержала уточненные требования.
Представитель ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требования истца. В обоснование своей позиции представлен отзыв, из которого следует, что истец обратился в орган кадастрового учёта с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ № о постановке на кадастровый учет девяти земельных участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с представленным межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ г., подготовленным кадастровым инженером Терешевой И.П. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № в ГКН внесены сведения о девяти земельных участках с присвоением им следующих кадастровых номеров – 63№. В последующем, в порядке информационного взаимодействия от Управления Росреестра по <адрес> поступили сведения о зарегистрированных правах в отношении указанных земельных участков, в связи с чем, земельный участок с кадастровым номером № прекратил свое существование как объект гражданских прав, а сведениям о нем был присвоен статус «архивный».
Представитель ответчика Администрации г.о. Самара в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав участников процесса, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к убеждению о том, что заявленные к ФГБУ «ФКП Росреестра» требования подлежат удовлетворению, а в части иска к Администрации г.о. Самары надлежит отказать по следующим основаниям..
На основании статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог (далее - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Из материалов дела следует, что истец на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ приобрел в собственность земельный участок (землепользование) с кадастровым номером №, имеющий разрешенное использование: для использования земельного участка под объекты недвижимого имущества, площадью <данные изъяты>00 кв.м., относящийся к землям особо охраняемых территорий и объектов и расположенный по адресу: <адрес>, территория Волжской волости, учебно-спортивная база л». Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Указанный земельный участок расположен в границах городского округа <адрес>, что подтверждается письмом <адрес> района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Распоряжением заместителя Главы городского округа – главы администрации <адрес> городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № земельному участку истца присвоен адрес: <адрес>, городской округ Самара, <адрес>, учебно-спортивная л
ДД.ММ.ГГГГ истцом был произведен раздел названного земельного участка, вследствие чего он прекратил свое существование, как объект недвижимого имущества, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации №, выданными ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Истец является плательщиком земельного налога за земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, учебно-спортивная база «л»,0за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.
На основании статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно ст. 24.11. Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя:
принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;
отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки;
определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости;
экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости;
утверждение результатов определения кадастровой стоимости;
опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости;
внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Пункт 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 № 508, установлено, что под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
На основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов <адрес>" в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, принадлежавшего истцу на праве собственности. Данная стоимость составила <данные изъяты> рублей, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в указанное постановление <адрес> были внесены изменения. В связи с этим в государственный кадастр недвижимости были внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №:96, принадлежавшего истцу на праве собственности. После чего его кадастровая стоимость стала составлять <данные изъяты> коп., что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Согласно статье 24.19. Ф. закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Из кадастровой справки о кадастровой стоимости земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ г.следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №:96, площадью 70047,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, учебно-спортивная база л», на ДД.ММ.ГГГГ составляла <данные изъяты> коп.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как установлено судом, истцом в материалы дела представлен выполненный Обществом с ограниченной ответственностью «Научно-методический центр «л» отчет № № от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №:96, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, учебно-спортивная база «л».
Согласно данному отчету величина рыночной стоимости объекта оценки на дату проведения оценки: ДД.ММ.ГГГГ составляла <данные изъяты>.
Исследовав и оценив указанный отчет, суд установил, что он соответствует требованиям статьи 11 Ф. закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также требованиям Федеральных стандартов оценки, утвержденных приказами Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №№ №. Доказательств обратного ответчиками не представлено, ходатайство о проведении судебной экспертизы данного отчета сторонами не заявлялось.
Установление кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>м., расположенного по адресу: <адрес>, учебно-спортивная база «л», равной его рыночной стоимости необходимо истцу для расчета и уплаты земельного налога за 2013 год.
В связи с этим суд считает, что прекращение в результате раздела существования данного земельного участка, как объекта недвижимого имущества, и присвоение в государственном кадастре недвижимости сведениям о нем статуса «архивный» не является основанием для отказа в удовлетворении требования истца.
Исходя из смысла пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
На основании части 1 и 2 статьи 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
В соответствии с приказами Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № № и от ДД.ММ.ГГГГ № П/№ полномочия органа кадастрового учета на территории <адрес> осуществляет филиал Ф. государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>.
Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Между тем, как следует из предмета иска и материалов дела, Администрация городского округа Самара прав, свобод и законных интересов истца не нарушала, поскольку органом кадастрового учета не является.
При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению о том, что требование истца подлежит частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Требования Катина Александра Сергеевича удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №:96, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, учебно-спортивная база «Лотос», равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты>.
Обязать филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области внести в сведения государственного кадастра недвижимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером №:96, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, учебно-спортивная база «Лотос» в размере <данные изъяты> рублей в качестве новой кадастровой стоимости с ДД.ММ.ГГГГ г.
В части удовлетворения требований к Администрации городского округа Самара отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ г.
Судья Р.В. Булыгин