Дело № 2 – 61/2021 копия
УИД 81RS0001-01-2021-000162-40
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июля 2021 года с. Коса
Косинский районный суд Пермского края в составе
председательствующего Андросенко О.В.
при секретаре судебного заседания Коробейниковой И.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федосеева, поданного представителем Ф, к администрации Косинского муниципального округа Пермского края, Министерству строительства Пермского края о признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья без передачи органу местного самоуправления занимаемого жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Федосеева обратилась в суд с иском к администрации Косинского муниципального округа, Министерству строительства Пермского края о признании за ней права на получение социальной выплаты без передачи органу местного самоуправления жилого помещения по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований указала, что состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «Инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства» с ДД.ММ.ГГГГ. Письмом администрации Косинского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ уведомлена о том, что решением Министерства строительства Пермского края ей отказано в оформлении и выдаче государственного жилищного сертификата в 2021 году, с чем истец не согласна, полагая, что отсутствие в собственности жилого помещения, расположенного на отчужденном ею в 2016 году земельном участке, не может повлиять на получение социальной выплаты.
Истец Федосеева и ее представитель по доверенности Ф в судебном заседании, при сведениях о надлежащем извещении, участия не принимали, направив в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, с участием адвоката М
Представитель истца адвокат М, действующая на основании ордера, в судебном заседании на иске настаивала, указав на отсутствие оснований для отказа в выдаче Федосеева жилищного сертификата.
Представитель администрации Косинского муниципального округа М, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что решение об отказе в выдаче сертификата принято Министерством строительства Пермского края, администрация Косинского муниципального округа лишь уведомила Федосеева о принятом решении. Однако, указала, что исходя из рекомендаций Министроя России, данных в рамках настоящего дела, заявителю для признания ее права на получение сертификата необходимо представить сведения по инвентаризационной стоимости жилого помещения.
Представитель ответчика - Министерства строительства Пермского края в судебное заседание не явился, в отзыве, направленном в суд, П, действующая на основании доверенности, просила рассмотреть дело в ее отсутствие и в удовлетворении исковых требований отказать, пояснив, что поскольку Федосеева не оформила в собственность жилое помещение, право на которое у нее имелось, однако распорядилась им в пользу иных лиц, в связи с чем в настоящее время не может дать обязательство о его сдаче, что является обязательным условием для выдачи жилищного сертификата, следовательно в ее действиях усматривается злоупотребление правом.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Предоставление гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ.
Статьей 1 указанного Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение или строительство жилых помещений (статья 4 вышеназванного Закона).
Статья 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривает условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему по договору социального найма жилого помещения или по договору найма специализированного жилого помещения, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения. Условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 (далее - Положение).
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 16.09.1992 № 1085 «О неотложных мерах по социально-экономическому развитию Коми-Пермяцкого автономного округа Пермской области» Гайнский, Косинский и Кочевский районы Коми-Пермяцкого автономного округа с 1 июля 1992 года отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Федосеева, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалид 1 группы по зрению с ДД.ММ.ГГГГ, имеющая трудовой стаж в районах Крайнего Севера 39 лет 8 месяцев 13 дней, не обеспеченная жильем за пределами территории Косинского района, состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категории «Инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства» с составом семьи 1 человек с ДД.ММ.ГГГГ. Учетное дело № от ДД.ММ.ГГГГ.
В адрес Министерства строительства Пермского края ДД.ММ.ГГГГ администрацией Косинского муниципального округа направлено гарантийное письмо о выдаче Федосеева государственного жилищного сертификата.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства Пермского края Федосеева отказано в оформлении и выдаче жилищного сертификата в 2021 году со ссылкой на рекомендации ФКУ «Объединенная Дирекция» Минстроя России.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в ответ на обращение начальника управления жилищной политики Министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по возникшему вопросу о предоставлении Федосеева сертификата, сообщено, что, проанализировав материалы учетного дела Федосеева Минстрой России считает, что Федосеева, являвшаяся надлежащим владельцем жилого помещения по адресу: <адрес>, не воспользовалась правом регистрации недвижимого имущества. Приведя положения п.15.1 Правил выпуска и реализации сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, указывают на обстоятельства расчета социальной выплаты исходя из инвентаризационной стоимости жилого помещения на дату заключения договора дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ письмом администрации Косинского муниципального округа Федосеева поставлена в известность о том, что ей отказано в оформлении и выдаче сертификата.
Судом также установлено, что Федосеева с ДД.ММ.ГГГГ проживает в жилом доме по адресу: <адрес>. Данный жилой дом расположен на земельном участке, принадлежащем Федосеева на праве собственности (свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ №).
При постановке Федосеева на учет для получения жилищной субсидии с нее обязательство о передаче жилого помещения по адресу: <адрес>, уполномоченным органом не истребовано.
Право истца на получение жилищной субсидии сохранялось и не оспаривалось уполномоченными органами на протяжении длительного периода времени.
На основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ Федосеева произвела отчуждение земельного участка в пользу У, который ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировал право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, 1959 года строительства с кадастровой стоимостью 144 278, 92 руб. (основание государственной регистрации: договор дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ).
Истец Федосеева проживает в данном жилом доме на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с У
Таким образом, судом установлено, что Федосеева, состоявшая в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и включенная в сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2021 году по Пермскому краю, не имеет на праве собственности жилых помещений, не занимает жилое помещение на условиях договора социального найма.
Проживание Федосеева в жилом помещении, не принадлежащем ей на праве собственности либо на условиях социального найма не может служить основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты в виде государственного жилищного сертификата. Положения Правил выпуска и реализации сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, не связывают возможность отказа гражданину в выдаче государственного жилищного сертификата с неисполнением не возникших у него обязательств и данное обстоятельство не влечет снятия гражданина с соответствующего жилищного учета.
Правового механизма передачи заявителем (участником) жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, принадлежащего на праве собственности иному гражданину, жилищная программа не предусматривает.
При этом суд считает необходимым отметить, что из письма Министерства строительства Пермского края не следует причина отказа в выдаче Федосеева сертификата, а имеется лишь ссылка на письмо вышестоящего органа, который, в свою очередь, не наделен правом по толкованию нормативных правовых актов, а его сообщение носит информативный характер. Позиция же ответчика при рассмотрении дела сводится к злоупотреблению правом истца при отчуждении недвижимости, поскольку влечет невозможность сдачи жилого помещения в муниципальную собственность, что следует из письменного отзыва на иск представителя Министерства строительства Пермского края.
Вместе с тем, суд, руководствуясь ч.3 ст.196 ГПК РФ, принимает решение по заявленным требованиям.
Таким образом, в данном случае, исходя из заявленных требований, суд приходит к выводу об удовлетворении иска, то есть признания за истцом права на получение социальной выплаты без передачи занимаемого жилого помещения органу местного самоуправления.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07.07.2021
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░