Дело №-2-248/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 марта 2018 года город Орел
Заводской районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Щербакова А.В.,
при секретаре Григорьевой Е.В.,
с участием: истца Ветрова С.И., представителя ответчиков Андриянцева А.Н. /доверенности (номер обезличен) от (дата обезличена), (номер обезличен)/ТО/8/2 от (дата обезличена)/, третьего лица Ветровой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении Заводского районного суда г. Орла гражданское дело по иску Ветрова Сергея Ивановича к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службе исполнения наказаний России по Орловской области о признании незаконным решения комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
установил:
истец Ветров С.И. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России) и Управлению Федеральной службе исполнения наказаний России по Орловской области (далее - УФСИН России по Орловской области), заявив требования о признании незаконным решения УФСИН России по Орловской области комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что является сотрудником УФСИН России по Орловской области, выслуга лет в календарном исчислении составляет более 10 лет. Семья истца состоит из трех человек, сам истец Ветров С.И., его супруга ФИО10 (Мартынова) Е.В. и несовершеннолетний сын - ФИО2 Истец в период с 14.03. по (дата обезличена), супруга истца с (дата обезличена) и сын с момента рождения постоянно зарегистрированы по месту проживания по адресу: (адрес обезличен)-(адрес обезличен), кв. (адрес обезличен). Общая площадь жилого помещения, в котором зарегистрированы истец и его семья составляет 66,3 кв.м. Данное жилое помещение принадлежит по ? доли в праве - супруге истца и ее матери -ФИО9 (дата обезличена) истцом был подан рапорт с приложением необходимых документов в УФСИН России по Орловской области о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Согласно выписке из протокола (номер обезличен) от (дата обезличена) заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения ему было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 4 ФЗ РФ от 30.12.2012 г. №-283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров (заявитель является членом семьи собственника жилого помещения, согласно статье 31 ЖК РФ).
С вышеуказанным решением комиссии ФСИН России истец не согласен, считает его незаконным, необоснованным, нарушающим его право на получение, предусмотренной законом социальной гарантии в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Истец считает, что он и его семья не обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи 15 квадратных метров. В связи с чем истец просил суд признать незаконным отказ УФСИН России по Орловской области (номер обезличен) от (дата обезличена) в постановке его на учет по вопросу получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также обязать УФСИН России по Орловской области поставить его с составом семьи 3 человека (он, супруга и его сын) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты вынесения решения комиссии ФСИН России об отказе в постановке истца на учет, то есть с (дата обезличена).
Судом, в порядке статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора была привлечена Ветрова Е.В.
В судебном заседании истец Ветров С.И. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнив, что оспаривает решение комиссии ФСИН России (номер обезличен) от (дата обезличена) и просит обязать ФСИН России поставить его с семьей на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Представитель ответчика ФСИН России по доверенности Андриянцев А.П. в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, полагал, что Ветрову С.И. было законно и обоснованно отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Ветрова Е.В., в суде полагала заявленные истцом требования обоснованными, указав, что ее мать не является членом их семьи, она против проживания и регистрации истца в ее квартире по адресу: (адрес обезличен)б, (адрес обезличен). Единственное, на что она соглашается, это на временную регистрацию Ветрова С.И. в данной квартире. Полагает, что при решении вопроса о субсидии необходимо исходить из обеспеченности ее семьи площадью помещения, приходящейся на ее долю в праве, то есть 33,15 кв.м.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2012 г. №-283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30.12.2012 г. №-283-ФЗ) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. №-283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. №-283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. №-283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. №-283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. №-369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, (далее - Правила).
В силу пункта 11 Правил при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
При разрешении спора по настоящему делу, судом было установлено, что истец Ветров С.И. (дата обезличена) был принят на службу в Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области, где проходит ее в должности старшего инспектора филиала по Орловской области Федерального казенного учреждения УФСИН России по Орловской области. Срок выслуги истца, его стаж службы в уголовно-исполнительной системе России составляет более 19 лет в календарном исчислении, что подтверждается справкой УФСИН России по Орловской области (номер обезличен) от (дата обезличена).
Семья истца состоит из трех человек, истец Ветров С.И., его супруга Ветрова Екатерина Владимировна (дата обезличена) рождения, а также сын - ФИО2 (дата обезличена) рождения, что подтверждается свидетельством о заключении брака от (дата обезличена) и свидетельством о рождении от (дата обезличена).
Также судом установлено и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, что истец в период с 14.03. по (дата обезличена) проживал по адресу: (адрес обезличен)-б, (адрес обезличен), супруга истца с (дата обезличена), а его сын с (дата обезличена) постоянно зарегистрированы и проживают в этой же квартире.
Указанное жилое помещение, в котором на момент подачи документов о постановке его в очередь на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения проживал истец и его семья, представляет собой трехкомнатную квартиру, общей площадью 66,3 кв.м., принадлежит на праве обще долевой собственности супруге истца, Ветровой Е.В. и ФИО9 по ? доле в праве общей долевой собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии (адрес обезличен) от (дата обезличена) и серии (адрес обезличен) от (дата обезличена).
Судом так же установлено, что (дата обезличена) истец Ветров С.И. обратился с заявлением (рапортом) к начальнику ФСИН (адрес обезличен) о постановке его в очередь на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. №-369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации», представив необходимые документы.
На заседании подкомиссии УФСИН России по Орловской области от (дата обезличена), члены подкомиссии, ознакомившись с заявлением (рапортом) истца и документами, им представленными, пришли к выводу, что все документы предоставлены им в полном объеме и направлении заявления (рапорта) истца с приложенными к нему документы в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке его с семьей (состав семьи 3 человека) на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решением комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России от (дата обезличена) по рассмотрению вопросов о предоставлении сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленным протоколом (номер обезличен) от 01.11. 2016 г., истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. №-283-ФЗ в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В данном случае, спор по настоящему делу возник вследствие различных подходов сторон к вопросу определения площади обеспеченности жилым помещением семьи истца. Так, сторона истца полагая, что такая площадь должна определяться исходя из доли Ветровой С.И. в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: (адрес обезличен)-б, (адрес обезличен), то есть ? от 66,3 кв.м. (33,15 кв.м.), считает, что в этом случае семья истца из 3 человек обеспечена общей площадью по 11,5 кв.м. на человека.
В тоже время, сторона ответчиков утверждает, что при постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты необходимо учитывать общую площадь квартиры и количество проживающих в ней, то есть 66,3 кв.м. на 4 человека означает обеспеченность площадью 16,57 кв.м., что превышает нормативно установленные 15 кв.м. на одного члена семьи.
Проанализировав нормы права, регулирующие возникшие между сторонами по делу правоотношения и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Частью 1 статьи 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 ЖК РФ).
Судом установлено, что на дату вынесения комиссией ФСИН России оспариваемого решения квартира (номер обезличен) (адрес обезличен)-б, расположенного (адрес обезличен) в натуре сособственниками разделена не была, финансово-лицевой счет на оплату коммунальных услуг и внесения иных, связанных с пользованием данной квартирой платежей был общим для Ветровых и ФИО9, порядок раздельного пользования квартирой сторонами ни в судебном, ни во внесудебном порядке не определялся. В связи с этим, суд считает, что истец Ветров С.Е., его жена и ребенок, а также мать его жены ФИО9, пользовались квартирой целиком, как члены одной семьи, а значит при определении площади обеспеченности жилым помещением семьи истца следует исходит из общей площади квартиры, разделив ее на количество проживающих в ней лиц. Таким образом, на дату вынесения оспариваемого истцом решения обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи превышает 15 квадратных метров (66,3 кв.м. площади на 4 человек – Ветрова С.И., Ветрову Е.В., ФИО2, ФИО9), а следовательно, решение ФСИН России (номер обезличен) от (дата обезличена) является законным и обоснованным.
Совокупность изложенных обстоятельств позволяет суду прийти к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Ветровым С.И. исковых требований.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Ветрова Сергея Ивановича к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службе исполнения наказаний России по Орловской области о признании незаконным решения комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья: