Дело № 2-366-369/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 30 ноября 2020 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при ведении протокола помощником судьи Герасимовым Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям администрации Лахденпохского муниципального района к Белокурову Владимиру Анатольевичу, Белокуровой Ирине Александровне, Цыганкову Евгению Васильевичу и Яценко Дмитрию Александровичу о признании недействительными договоров аренды земельных участков, применении последствий недействительности сделки и исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости,
у с т а н о в и л:
Администрация Лахденпохского муниципального района (далее - АЛМР) обратилась в суд с иском к Белокурову В.А. о признании недействительным договора аренды земельного участка, применении последствий недействительности сделки и исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
Иск мотивирован тем, что 15.05.2020 между АЛМР и Белокуровым В.А. был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером (далее - КН) №, площадью 2 000 кв.м., сроком на 20 лет. Государственная регистрация договора аренды произведена 15.06.2020. В соответствии с постановлением АЛМР от 15.05.2020 № 316 договор аренды был заключен без проведения торгов. Ссылаясь на положения п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909, истец указал, что извещение о возможности предоставления указанного земельного участка в аренду не было размещено на сайте www.torgi.gov.ru. Информация о предоставлении земельного участка была лишь размещена в газете «Вести Приладожья» от 19.02.2020 № 17. Данные действия свидетельствуют о нарушении ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в несоблюдении процедуры предоставления земельного участка, необоснованном препятствовании неограниченному кругу лиц в намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды спорного земельного участка. Таким образом, процедура предоставления спорного земельного участка, предусмотренная ст. 39.18 ЗК РФ, не была соблюдена. 21.09.2020 в адрес ответчика было направлено заказанное письмо с указанием на нарушение процедуры предоставления земельного участка, а также с предложением о расторжении договора аренды.
На основании вышеизложенного, ссылаясь на ст.ст. 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) истец просил: признать недействительным договор аренды от 15.05.2020 № 7/2020 земельного участка с КН №, заключенный между АЛМР и Белокуровым В.А.; применить последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка с КН № в муниципальную собственность Лахденпохского городского поселения Республики Карелия; исключить из ЕГРН запись о государственной регистрации договора от 15.05.2020 № 7/2020, заключенного между АЛМР и Белокуровым В.А.
С аналогичным иском и по тем же основаниям АЛМР обратилась в суд к Яценко Д.А., в котором истец просил: признать недействительным договор аренды от 06.04.2020 № 1/2020 земельного участка с КН № заключенный между АЛМР и Яценко Д.А.; применить последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка с КН № в муниципальную собственность Лахденпохского городского поселения Республики Карелия; исключить из ЕГРН запись о государственной регистрации договора от 06.04.2020 № 1/2020, заключенного между АЛМР и Яценко Д.А.
С аналогичным иском и по тем же основаниям АЛМР обратилась в суд к Цыганкову Е.В., в котором истец просил: признать недействительным договор аренды от 15.05.2020 № 9/2020 земельного участка с КН №, заключенный между АЛМР и Цыганковым Е.В.; применить последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка с КН № в муниципальную собственность Лахденпохского городского поселения Республики Карелия; исключить из ЕГРН запись о государственной регистрации договора от 15.05.2020 № 9/2020, заключенного между АЛМР и Цыганковым Е.В.
Также, с аналогичным иском и по тем же основаниям АЛМР обратилась в суд к Белокуровой И.А., в котором истец просил: признать недействительным договор аренды от 15.05.2020 № 8/2020 земельного участка с КН №, заключенный между АЛМР и Белокуровой И.А.; применить последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка с КН № в муниципальную собственность Лахденпохского городского поселения Республики Карелия; исключить из ЕГРН запись о государственной регистрации договора от 15.05.2020 № 8/2020, заключенного между АЛМР и Белокуровой И.А.
Указанные иски объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель истца, действующая на основании доверенности Медведева О.В., заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исках, пояснив, что поводом для обращения в суд с указанными исками явилось одно основание – это нарушение процедуры предоставления земельного участка, выразившееся в отсутствии опубликования извещения о возможности предоставления спорных земельных участков в аренду на сайте www.torgi.gov.ru. Не отрицала, что права на земельные участки были зарегистрированы в установленном законом порядке, к ответчикам – арендаторам земельных участков у АЛМР претензий нет. Исполнение по договорам началось, так как ответчики расчистили земельные участки, подготовив их для строительства, а ответчик Яценко Д.А. возвел фундамент под строительство дома. Обращение в суд связано только с указанным нарушением, вызванным ошибкой специалиста АЛМР. Кроме того, представитель истца отметила, что в адрес АЛМР поступил запрос по спорным земельным участкам из Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия на основании заявлений Дарбянина П.Г. и Александрова Ю.А. о нарушении антимонопольного законодательства. Также в адрес АЛМР было направлено представление прокурора об устранении нарушений земельного законодательства, привлечении к ответственности виновных лиц и принятии мер к расторжению договоров аренды. Вместе с тем, представитель истца акцентировала внимание на то, что АЛМР обращается в суд только в своих интересах, а не в интересах указанных либо неопределенного круга лиц. Нарушенное право истца заключается в том, что в случае соблюдения требований закона о надлежащем опубликовании заявлений ответчиков о намерении приобрести спорные земельные участки, иные лица также могли бы претендовать на земельные участки, следовательно, земельные участки предоставлялись бы на аукционе, и в бюджет поступило бы больше денежных средств.
Ответчик Цыганков Е.В., извещенный надлежащим образом, в судебном заседании отсутствовал.
Ответчики Белокуров В.А., Белокурова И.А. и Яценко Д.А. заявленные исковые требования не признали.
Представители ответчиков адвокат Сайконен В.В., действующий на основании ордера, и Смирнов А.В., действующий на основании устных ходатайств ответчиков, исковые требования также не признали.
Представитель Смирнов А.В. указал, что АЛМР обращается в суд только в своих интересах. При этом, не размещение необходимой информации на сайте www.torgi.gov.ru истцом не доказано. Все действия ответчиков являются добросовестными, при этом нарушения допущены самим истцом. Ответчики закон не нарушали.
Представитель ответчиков Сайконен В.В. также отметил, что ответчики не нарушали каких-либо прав истца. Они добросовестно начали возводить строения на земельных участках. Никакие иные лица не предъявляли к ответчикам претензий по поводу спорных земельных участков.
Представитель третьего лица Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия при надлежащем извещении в судебном заседании отсутствовал. Ходатайствовали о рассмотрении о рассмотрении дела без участия их представителя.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Республике Карелия, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В направленном отзыве на исковое заявление решение по делу оставили на усмотрение суда, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителя.
Заслушав участвующих в деле лиц и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что 07.02.2020 Белокуров В.А. обратился в АЛМР с заявлением о предварительном согласовании предоставления на основании п. 2 пп. 15 ст. 39.6 ЗК РФ без проведения торгов в аренду сроком на 20 лет земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Карелия, Лахденпохский муниципальный район, г. Лахденпохья, ул. Ладожская, для индивидуального жилищного строительства, территориальная зона Ж1 – зона застройки индивидуальными жилыми домами (Т. 1 л.д. 6).
В своем письме от 12.02.2020 исх.№ 851 АЛМР уведомила Белокурова В.А. о том, что в соответствии с п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ администрация осуществила опубликование на официальном сайте АЛМР и газете «Вести Приладожья» извещения о предстоящем предоставлении земельного участка. В случае отсутствия заявок о намерении участвовать в аукционе, будет принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (Т. 1 л.д. 7, 25).
Постановлением АЛМР от 10.04.2020 № 236 Белокурову В.А. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2 000 кв.м., расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский муниципальный район, г. Лахденпохья, ул. Ладожская, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, относящегося к категории земель населенных пунктов, образуемого в результате раздела земельного участка с КН №, принадлежащего на праве собственности МО «Лахденпохское городское поселение» (Т. 1 л.д. 8-9).
30.04.2020 был осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка с присвоением кадастрового номера №.
На основании постановления АЛМР от 15.05.2020 № 316 Белокурову В.А. на праве аренды предоставлен земельный участок с КН №, площадью 2 000 кв.м., находящегося на землях населенного пункта по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский муниципальный район, г. Лахденпохья, ул. Ладожская, для индивидуального жилищного строительства сроком на 20 лет (Т. 1 л.д. 9).
15.05.2020 между АЛМР и Белокуровым В.А. заключен договор №7/2020 аренды земельного участка с КН №. Договор прошел государственную регистрацию 15.06.2020. Данные обстоятельства также подтверждаются сведениями ЕГРН (Т. 1 л.д. 10-18).
Письмом от 21.09.2020 исх.№ 5260 АЛМР уведомила Белокурова В.А. о том, что процедура предоставления земельного участка с КН №, предусмотренная ст. 39.18 ЗК РФ, не была соблюдена, в связи с чем, предложила расторгнуть договор аренды указанного земельного участка и возвратить земельный участок (Т. 1 л.д. 19-20).
Также, постановлением администрации Лахденпохского городского поселения от 20.05.2019 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровый квартал №, образованного путем раздела земельного участка с КН №, ориентировочной площадью 2 000 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Карелия, Лахденпохский муниципальный район, г. Лахденпохья, ул. Ладожская, с категорией земель – земли населенных пунктов, территориальная зона – Ж1, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (Т. 1 л.д. 37).
18.09.2019 был осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка с присвоением кадастрового номера №.
04.02.2020 Яценко Д.А. обратился в АЛМР с заявлением о предоставлении права аренды на земельный участок с КН №, расположенный по адресу: Российская Федерация, Республика Карелия, Лахденпохский муниципальный район, г. Лахденпохья, ул. Ладожская, для индивидуального жилищного строительства, территориальная зона Ж1 – зона застройки индивидуальными жилыми домами (Т. 1 л.д. 38).
В письме от 11.02.2020 исх.№ 813 АЛМР уведомила Яценко Д.А. о том, что в соответствии с п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ администрация осуществила опубликование на официальном сайте АЛМР и газете «Вести Приладожья» извещения о праве граждан подавать заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды указанного земельного участка. В случае отсутствия заявок о намерении участвовать в аукционе, будет принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (Т. 1 л.д. 39, 54).
На основании постановления АЛМР от 06.04.2020 № 229 Яценко Д.А. на праве аренды предоставлен земельный участок с КН №, площадью 2 000 кв.м., находящегося на землях населенного пункта по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский муниципальный район, г. Лахденпохья, ул. Ладожская, для индивидуального жилищного строительства сроком на 20 лет (Т. 1 л.д. 40).
06.04.2020 между АЛМР и Яценко Д.А. заключен договор № 1/2020 аренды земельного участка с КН №. Договор прошел государственную регистрацию 24.04.2020. Данные обстоятельства также подтверждаются сведениями ЕГРН (Т. 1 л.д. 41-51).
27.08.2020 Яценко Д.А. уведомил АЛМР о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.
В ответ на указанное обращение, письмом от 21.09.2020 исх.№ 5258 АЛМР уведомила Яценко Д.А. о том, что процедура предоставления земельного участка с КН №, предусмотренная ст. 39.18 ЗК РФ, не была соблюдена, в связи с чем, предложила расторгнуть договор аренды указанного земельного участка и возвратить земельный участок (Т. 1 л.д. 52-53).
Также, 23.12.2019 Цыганков Е.В. обратился в АЛМР с заявлением о предварительном согласовании предоставления на основании п. 2 пп. 15 ст. 39.6 ЗК РФ без проведения торгов в аренду сроком на 20 лет земельного участка (Т. 1 л.д. 67).
В письме от 28.12.2019 исх.№ 5693 АЛМР уведомила Цыганкова Е.В. о том, что в соответствии с п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ администрация осуществила опубликование на официальном сайте АЛМР и газете «Вести Приладожья» извещения о предстоящем предоставлении земельного участка. В случае отсутствия заявок о намерении участвовать в аукционе, будет принято решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка (Т. 1 л.д. 68-69, 79-80).
Постановлением АЛМР от 10.04.2020 № 237 Цыганкову Е.В. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1 500 кв.м., расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский муниципальный район, г. Лахденпохья, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, относящегося к категории земель населенных пунктов, образуемого в результате раздела земельного участка с КН №, принадлежащего на праве собственности МО «Лахденпохское городское поселение» (Т. 1 л.д. 70).
13.05.2020 был осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка с присвоением кадастрового номера №.
На основании постановления АЛМР от 15.05.2020 № 317 Цыганкову Е.В. на праве аренды был предоставлен земельный участок с КН №, площадью 1 500 кв.м., находящегося на землях населенного пункта по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский муниципальный район, г. Лахденпохья, для индивидуального жилищного строительства сроком на 20 лет (Т. 1 л.д. 71).
15.05.2020 между АЛМР и Цыганковым Е.В. заключен договор № 9/2020 аренды земельного участка с КН №. Договор прошел государственную регистрацию 15.07.2020. Данные обстоятельства также подтверждаются сведениями ЕГРН (Т. 1 л.д. 72-78).
Письмом от 21.09.2020 исх.№ 5264 АЛМР уведомила Цыганкова Е.В. о том, что процедура предоставления земельного участка с КН №, предусмотренная ст. 39.18 ЗК РФ, не была соблюдена, в связи с чем, предложила расторгнуть договор аренды указанного земельного участка и возвратить земельный участок (Т. 1 л.д. 81-82).
Также, 07.02.2020 Белокурова И.А. обратилась в АЛМР с заявлением о предварительном согласовании предоставления на основании п. 2 пп. 15 ст. 39.6 ЗК РФ без проведения торгов в аренду сроком на 20 лет земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Карелия, Лахденпохский муниципальный район, г. Лахденпохья, ул. Ладожская, для индивидуального жилищного строительства, территориальная зона Ж1 – зона застройки индивидуальными жилыми домами (Т. 1 л.д. 100).
В письме от 12.02.2020 исх.№ 852 АЛМР уведомила Белокурову И.А. о том, что в соответствии с п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ администрация осуществила опубликование на официальном сайте АЛМР и газете «Вести Приладожья» извещения о предстоящем предоставлении земельного участка. В случае отсутствия заявок о намерении участвовать в аукционе, будет принято решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка (Т. 1 л.д. 101-102, 117).
Постановлением АЛМР от 27.03.2020 № 215 Белокуровой И.А. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2 000 кв.м., расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский муниципальный район, г. Лахденпохья, ул. Ладожская, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, относящегося к категории земель населенных пунктов, образуемого в результате раздела земельного участка с КН №, принадлежащего на праве собственности МО «Лахденпохское городское поселение» (Т. 1 л.д. 99).
29.04.2020 был осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка с присвоением кадастрового номера №.
На основании постановления АЛМР от 15.05.2020 № 318 Белокуровой И.А. на праве аренды был предоставлен земельный участок с КН №, площадью 2 000 кв.м., находящегося на землях населенного пункта по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский муниципальный район, г. Лахденпохья, ул. Ладожская, для индивидуального жилищного строительства сроком на 20 лет (Т. 1 л.д. 103).
15.05.2020 между АЛМР и Белокуровой И.А. заключен договор № 8/2020 аренды земельного участка с КН №. Договор прошел государственную регистрацию 10.06.2020. Данные обстоятельства также подтверждаются сведениями ЕГРН (Т. 1 л.д. 104-110, 113-116).
Письмом от 21.09.2020 исх.№ 5263 АЛМР уведомила Белокурову И.А. о том, что процедура предоставления земельного участка с КН №, предусмотренная ст. 39.18 ЗК РФ, не была соблюдена, в связи с чем, предложила расторгнуть договор аренды указанного земельного участка и возвратить земельный участок (Т. 1 л.д. 111-112).
Материалы дела свидетельствуют, что на момент заключения договоров аренды собственником всех спорных земельных участков являлось МО «Лахденпохское городское поселение». Учитывая, что в соответствии со ст. 25 устава МО «Лахденпохское городское поселение» и ст. 33 устава МО «Лахденпохский муниципальный район» администрация Лахденпохского городского поселения не образуется, а исполнение полномочий АЛГП в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ возлагается на администрацию Лахденпохского муниципального района, следовательно, договоры аренды с ответчиками заключены уполномоченным лицом – истцом АЛМР.
Истец, обращаясь в суд с настоящими исковыми заявлениями, указал, что вышеуказанные договоры аренды являются недействительными сделками, поскольку в нарушение пп. 1 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ извещения о предоставлении земельных участков не были размещены на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.torgi.gov.ru.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В силу пп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 данного Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 данного Кодекса.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909 сайт www.torgi.gov.ru является официальным сайтом Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
На основании п. 4 ст. 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Согласно п. 5 ст. 39.18 ЗК РФ если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 данного Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.
Исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в ст. 39.16 ЗК РФ.
В ходе рассмотрения дела установлено, что единственным основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями, является нарушение истцом АЛМР порядка предоставления земельных участков ответчикам, которое выразилось в несоблюдении процедуры, установленной пп. 1 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ, а именно на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.torgi.gov.ru не были размещены извещения о планируемом предоставлении спорных земельных участков.
Как указала представитель истца в судебном заседании, рассматриваемые споры инициированы истцом лишь в интересах АЛМР. При этом отметив, что требования АЛМР не связаны с защитой нарушенного или оспариваемого права каких-либо конкретных или неопределенного круга лиц.
Учитывая тот факт, что АЛМР заявлены требования лишь в своих интересах, при принятии решения суд исходит из нижеследующего.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
В силу п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно положениям ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 1).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сторона, из поведения которой явствует ее воля сохранить силу сделки, не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли (п. 2 ст.168 ГК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
Вместе с тем, положениями п. 5 ст. 166 ГК РФ установлено, что заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.
Как разъяснено в абзаце 5 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации), например, указывает, что заявление такой стороны о недействительности сделки не имеет правового значения (пункт 5 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из пункта 70 этого же постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что сделанное в любой форме заявление о недействительности (ничтожности, оспоримости) сделки и о применении последствий недействительности сделки (требование, предъявленное в суд, возражение ответчика против иска и т.п.) не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки (пункт 5 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Материалами дела подтверждается, что АЛМР предъявила требование о недействительности спорных договоров аренды после начала их исполнения. При этом поведение истца после заключения договоров аренды безусловно давало ответчикам основание полагаться на их действительность: земельные участки предоставлены ответчикам на основании постановлений АЛМР, в связи с чем с ними были заключены спорные договоры аренды; земельные участки переданы ответчикам АЛМР по актам приема-передачи.
При этом ответчики, действуя добросовестно, приняли спорные земельные участки по актам приема-передачи, пользуются ими в соответствии с их целевым назначением, каждым из ответчиков начата расчистка и отсыпка земельных участков под строительство ИЖС. Ответчиком Яценко Д.В. возведен фундамент.
Как установлено в судебном заседании, ответчики никаких прав истца не нарушали. С самого начала обращения в АЛМР с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельных участков ответчики действовали исключительно добросовестно, и напротив, истец, ссылаясь на ошибку своего же специалиста, заявляет требования к добросовестным ответчикам о признании сделок недействительными. Нарушения, допущенные самим же истцом как публичным органом, в полномочия которого входило соблюдение установленного законом порядка и последовательности совершения действий при предоставлении земли в аренду, по мнению суда не должны по истечении длительного времени после начала исполнения сторонами договоров аренды негативным образом сказываться на добросовестных участниках возникших правоотношений - ответчиках.
Такие действия истца, в данном случае, суд полагает необходимым оценить, как недобросовестные, поскольку правовые дефекты оспариваемых сделок, должны были быть известны истцу до их заключения или, в крайнем случае, перед началом исполнения. Умолчание о дефектах в сочетании с исполнением, даже частичным, по мнению суда, лишает сторону возможности успешно требовать признания оспариваемых договоров недействительными. В рассматриваемом споре очевидным является тот факт, что лишь истец сделал возможным возникновение спорной ситуации, что не может являться законным основанием для удовлетворения заявленного требования.
По мнению суда, в рассматриваемом споре подлежит применению принцип утраты права на возражение при недобросовестном или противоречивом поведении (эстоппель). В результате указанного поведения сторона (истец АЛМР) лишается права оспорить или расторгнуть договор.
Таким образом, правовых оснований для признания спорных договоров аренды земельных участков недействительными не имеется, в связи с чем, заявленные исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования администрации Лахденпохского муниципального района к Белокурову Владимиру Анатольевичу, Белокуровой Ирине Александровне, Цыганкову Евгению Васильевичу и Яценко Дмитрию Александровичу оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья И.В. Жданкина
Мотивированное решение изготовлено 07.12.2020.