Судебный акт #1 (Определение) по делу № 3а-155/2021 ~ М-51/2021 от 21.06.2021

Дело № 3а-155/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 августа 2021 года                     город Орёл

Орловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Георгиновой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Лобовой С.С.,

с участием представителя административного истца ФИО1 - ФИО4, представителя административного ответчика Министерства финансов Российской Федерации Куракова А.В., представителя административного ответчика Государственного учреждения - Орловского регионального отделения Фонда социального страхования ФИО7, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области ФИО6, действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело № 3а-155/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации, Государственному учреждению - Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования, Федеральной службе судебных приставов, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

установил:

ФИО1 обратилась в областной суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (далее - УФССП России по Орловской области) и Государственному учреждению - Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - ОРО ФСС РФ) о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В обоснование заявленного требования ФИО1 указала, что 10 июня 2020 года судебной коллегией по гражданским делам Орловского областного суда постановлено апелляционное определение, которым признана исполненной обязанность по уплате адвокатом ФИО1 страховых взносов за 2017 год в срок до 31 декабря 2017 года; с ГУ- ОРО ФСС РФ в пользу ФИО1 взысканы убытки в виде невыплаченных пособий по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности, по беременности и родам по листку нетрудоспособности, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, в размере 17708 руб. 77 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 1008 руб.

Заявление ФИО1 о возбуждении исполнительного производства с исполнительным документом от 22 июля 2020 года было направлено в МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области 29 июля 2020 года.

7 августа 2020 года судебный пристав - исполнитель ФИО5 вынес постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, которое было оспорено ФИО1 в судебном порядке и признано незаконным на основании апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 17 декабря 2020 года.

В связи с этим 23 декабря 2020 года судебным приставом-исполнителем ФИО5 было возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного листа ФС от 22 июля 2020 года, выданного Северным районным судом города Орла о взыскании с ГУ - ОРО ФСС в пользу ФИО1 денежных средств в размере 17708 руб. 77 коп., а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 1008 руб.

Общая продолжительность исполнения судебного акта, исчисляемая с момента первоначального предъявления исполнительного листа на исполнение (29 июля 2020 года) до момента обращения в суд с заявлением о компенсации (21 июня 2021 года) составила более 10 месяцев, остаток задолженности по исполнительному производству на момент обращения с административным иском в суд составил 17820 руб. 41 коп.

По мнению административного истца, судебный акт не исполнен вследствие неэффективных действий судебного пристава-исполнителя ФИО5 и бездействия должника, в связи с чем, с учетом продолжительности неисполнения судебного акта после истечения двухмесячного срока, предусмотренного законодательством об исполнительном производстве, значимости последствий неисполнения для административного истца, ФИО1 с учетом уточнения заявленных требований в процессе судебного разбирательства, требует присуждения компенсации за неисполнение судебного акта в разумный срок в размере 50000 руб.

В процессе судебного разбирательства определением Орловского областного суда от 5 июля 2021 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба судебных приставов (далее - ФССП России), Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ).

Административный истец ФИО1, представители административных ответчиков ФССП России и ФСС РФ, заинтересованное лицо судебный пристав - исполнитель МОСП по ОИП ФИО5, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили, в связи с чем, судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 - ФИО4 заявленные требования поддержала.

Представитель административного ответчика Министерства финансов Российской Федерации Ставцева В.С., действующая на основании доверенности, в процессе судебного разбирательства заявила ходатайство о прекращении производства по делу ввиду отсутствия у ФИО1 права на обращение с заявлением о присуждении компенсации за неисполнение судебного акта, не предусматривающего обращение взыскания на средства федерального бюджета, бюджета субъекта, местного бюджета, либо возложение на ГУ - ОРО ФСС РФ обязанности исполнить иные требования имущественного характера (неденежные) или требования неимущественного характера, связанные с наделением учреждения отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

Представитель административного ответчика Министерства финансов Российской Федерации Кураков А.В., представитель административного ответчика УФССП России по Орловской области ФИО6, представитель административного ответчика ГУ-ОРО ФСС РФ ФИО7, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании поддержали ходатайство Министерства финансов Российской Федерации о прекращении производства по делу.

Изучив административное исковое заявление с уточнениями к нему, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее по тексту - Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Исходя из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении Пленума от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - постановление Пленума от 29 марта 2016 года № 11) (в редакции от 29 июня 2021 года), Закон о компенсации, согласно взаимосвязанным положениям его части 1 статьи 1 и статьи 3, распространяется на случаи нарушения разумных сроков судопроизводства по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и арбитражными судами (далее также - суды) в соответствии с установленными процессуальным законодательством правилами подведомственности и подсудности (подпункт «а» пункта 2), нарушения разумных сроков исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с действующим на момент возникновения данных правоотношений законодательством; действие Закона о компенсации не распространяется на требования о присуждении компенсации в случаях нарушения срока исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на денежные средства граждан, а также организаций, не являющихся получателями бюджетных средств, в том числе бюджетных учреждений. Однако это не исключает возможности взыскания вреда в общем порядке за виновное неисполнение в принудительном порядке всех других судебных актов, в том числе вынесенных против публично-правовых образований (подпункт «б» пункта 2); нарушения разумных сроков исполнения судебных актов, возлагающих на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера (неденежные) и (или) требования неимущественного характера (например, соответственно нарушение разумных сроков исполнения судебных актов, предусматривающих возложение на публично-правовое образование обязанности по передаче имущества в натуре или возложение на указанных выше субъектов обязанностей по совершению определенных юридически значимых действий) (подпункт «в» пункта 2).

Не имеют права на подачу заявления о компенсации, в том числе лица, требующие присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебных актов, не предусматривающих обращения взыскания на средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета (часть 1 статьи 1 Закона о компенсации) либо не возлагающих на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера (пункт 26 постановления Пленума от 29 марта 2016 года № 11 в редакции от 29 июня 2021 года).

    Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 1992 года № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» предусмотрено, что Фонд социального страхования Российской Федерации является самостоятельным государственным финансово - кредитным учреждением Российской Федерации. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов Российской Федерации, других фондов и изъятию не подлежат.

    Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года № 101 (далее - Положение о Фонде) предусмотрено, что Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется - Фонд) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом (пункт 2 Положения о Фонде).

Средства Фонда образуются за счет:

-страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

-страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

-страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

-доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

-добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

-ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

-прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других) (пункт 7 Положения о Фонде).

Средства Фонда направляются, в том числе, на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг (пункт 8 Положения о Фонде).

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ), финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

В случаях, установленных законами Российской Федерации, федеральными законами, финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения в размерах сверх установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых на указанные цели бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации (часть 5 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ).

Так, Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 364-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» определено, что за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, Фонд осуществляет:

- выплаты пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размерах сверх размеров, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1, и гражданам в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

- расходы по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, включая расходы на осуществление указанных полномочий, за исключением расходов по данному направлению, осуществляемых субъектами Российской Федерации по соглашениям между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче им указанных полномочий;

- расходы по оплате стоимости путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации, по оплате транспортным организациям расходов по предоставлению проезда к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления набора социальных услуг, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения) отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренным Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», за исключением расходов по данному направлению, осуществляемых субъектами Российской Федерации по соглашениям между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче им указанных полномочий, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета на указанные цели.

Аналогичные положения содержит Федеральный закон от 2 декабря 2019 года № 384-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

Закон Орловской области от 4 декабря 2019 года № 2421-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», вопреки доводам представителя административного истца, не предусматривает расходные обязательства Орловской области на выплату пособий по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности, по беременности и родам по листку нетрудоспособности, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, средств на исполнение судебных актов о взыскании таких выплат и судебных издержек, равно как и предоставление на эти цели субвенций и межбюджетных трансфертов ГУ-ОРО ФСС РФ.

Таким образом, взыскание невыплаченного пособия по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности, по беременности и родам по листку нетрудоспособности, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, а также судебных расходов на основании вступившего в законную силу судебного акта, принятого по заявлению ФИО1, осуществляется за счет средств Фонда; выделение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, а также средств из бюджета Орловской области на эти цели не предусмотрено.

Согласно ответу на судебный запрос от 21 июля 2021 года, поступившему из Фонда социального страхования Российской Федерации, исполнение апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 10 июня 2020 года по гражданскому делу № 2-241/2019, которым ГУ - ОРО ФСС РФ в пользу ФИО1 взысканы денежные средства в виде невыплаченных пособий по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности, по беременности и родам по листку нетрудоспособности, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, в размере 17708 руб. 77 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 1008 руб., не предусматривает обращение взыскания на средства федерального бюджета (л.д.75-76 т.2).

В отзыве на административное исковое заявление по данному административному делу, представленном административным ответчиком Министерством финансов Российской Федерации, указывается на принадлежность выплат, взысканных в пользу ФИО1, к кодам бюджетной классификации согласно приказу Минфина России от 6 июня 2019 года № 85-н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения».

Приказом Минфина России от 8 июня 2020 года № 99н утверждены Коды бюджетной классификации на 2021 год (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов).

Так, выплата пособия по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности, по беременности и родам по листку нетрудоспособности, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, отражается по кодам бюджетной классификации: КБК 3931003 03124 30910 313, КБК 393 1003 033 01 30920 313, КБК 393 100303301 30840 313 соответственно. Возмещение судебных расходов отражается по КБК 393100603702 90059 831.

При этом коды направления расходов 30910, 30920, 30840 относятся к расходам, осуществляемым Фондом на выплату пособий в соответствии с Федеральным законом № 255-ФЗ, а также расходы по финансовому обеспечению выплат по исковым требованиям граждан (организаций) на основании решения суда; по коду направления расходов 90059 отражаются расходы федерального бюджета на содержание и обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений, в том числе на предоставление бюджетным и автономным учреждениям субсидий, а также расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на финансовое обеспечение функций органов управления указанных фондов, содержание и обеспечение своей деятельности.

В соответствии с Положением о Фонде, его средства направляются, в том числе, на обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда (пункт 8).

Таким образом, судом установлено, что судебный акт, принятый по исковому заявлению ФИО1, не предусматривает обращения взыскания на средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета (часть 1 статьи 1 Закона о компенсации), и не возлагает на ГУ - ОРО ФСС РФ обязанность исполнить иные требования имущественного характера (неденежные) и (или) требования неимущественного характера.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 не имела права на подачу административного искового заявления о присуждении компенсации.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 38 постановления Пленума от 29 марта 2016 года № 11, производство по делу о компенсации подлежит прекращению, в том числе, если судом принято заявление о компенсации от лица, не имеющего права на его подачу (пункт 1 части 1 статьи 128, пункт 1 части 1 статьи 194 КАС РФ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 194 КАС РФ, если иное не установлено Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 данного Кодекса, а именно если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.

С учетом изложенного, производство по данному административному делу подлежит прекращению.

Прекращение производства по настоящему делу не исключает возможности взыскания вреда за виновное неисполнение решения суда в общем порядке.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 194, статьями 198 и 199 КАС РФ, суд

                определил:

прекратить производство по административному делу № 3а-155/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации, Государственному учреждению - Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования, Федеральной службе судебных приставов, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

На определение суда может быть подана частная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение 15 дней со дня его вынесения.

Председательствующий Н.А. Георгинова

Дело № 3а-155/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 августа 2021 года                     город Орёл

Орловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Георгиновой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Лобовой С.С.,

с участием представителя административного истца ФИО1 - ФИО4, представителя административного ответчика Министерства финансов Российской Федерации Куракова А.В., представителя административного ответчика Государственного учреждения - Орловского регионального отделения Фонда социального страхования ФИО7, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области ФИО6, действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело № 3а-155/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации, Государственному учреждению - Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования, Федеральной службе судебных приставов, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

установил:

ФИО1 обратилась в областной суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (далее - УФССП России по Орловской области) и Государственному учреждению - Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - ОРО ФСС РФ) о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В обоснование заявленного требования ФИО1 указала, что 10 июня 2020 года судебной коллегией по гражданским делам Орловского областного суда постановлено апелляционное определение, которым признана исполненной обязанность по уплате адвокатом ФИО1 страховых взносов за 2017 год в срок до 31 декабря 2017 года; с ГУ- ОРО ФСС РФ в пользу ФИО1 взысканы убытки в виде невыплаченных пособий по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности, по беременности и родам по листку нетрудоспособности, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, в размере 17708 руб. 77 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 1008 руб.

Заявление ФИО1 о возбуждении исполнительного производства с исполнительным документом от 22 июля 2020 года было направлено в МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области 29 июля 2020 года.

7 августа 2020 года судебный пристав - исполнитель ФИО5 вынес постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, которое было оспорено ФИО1 в судебном порядке и признано незаконным на основании апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 17 декабря 2020 года.

В связи с этим 23 декабря 2020 года судебным приставом-исполнителем ФИО5 было возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного листа ФС от 22 июля 2020 года, выданного Северным районным судом города Орла о взыскании с ГУ - ОРО ФСС в пользу ФИО1 денежных средств в размере 17708 руб. 77 коп., а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 1008 руб.

Общая продолжительность исполнения судебного акта, исчисляемая с момента первоначального предъявления исполнительного листа на исполнение (29 июля 2020 года) до момента обращения в суд с заявлением о компенсации (21 июня 2021 года) составила более 10 месяцев, остаток задолженности по исполнительному производству на момент обращения с административным иском в суд составил 17820 руб. 41 коп.

По мнению административного истца, судебный акт не исполнен вследствие неэффективных действий судебного пристава-исполнителя ФИО5 и бездействия должника, в связи с чем, с учетом продолжительности неисполнения судебного акта после истечения двухмесячного срока, предусмотренного законодательством об исполнительном производстве, значимости последствий неисполнения для административного истца, ФИО1 с учетом уточнения заявленных требований в процессе судебного разбирательства, требует присуждения компенсации за неисполнение судебного акта в разумный срок в размере 50000 руб.

В процессе судебного разбирательства определением Орловского областного суда от 5 июля 2021 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба судебных приставов (далее - ФССП России), Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ).

Административный истец ФИО1, представители административных ответчиков ФССП России и ФСС РФ, заинтересованное лицо судебный пристав - исполнитель МОСП по ОИП ФИО5, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили, в связи с чем, судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 - ФИО4 заявленные требования поддержала.

Представитель административного ответчика Министерства финансов Российской Федерации Ставцева В.С., действующая на основании доверенности, в процессе судебного разбирательства заявила ходатайство о прекращении производства по делу ввиду отсутствия у ФИО1 права на обращение с заявлением о присуждении компенсации за неисполнение судебного акта, не предусматривающего обращение взыскания на средства федерального бюджета, бюджета субъекта, местного бюджета, либо возложение на ГУ - ОРО ФСС РФ обязанности исполнить иные требования имущественного характера (неденежные) или требования неимущественного характера, связанные с наделением учреждения отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

Представитель административного ответчика Министерства финансов Российской Федерации Кураков А.В., представитель административного ответчика УФССП России по Орловской области ФИО6, представитель административного ответчика ГУ-ОРО ФСС РФ ФИО7, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании поддержали ходатайство Министерства финансов Российской Федерации о прекращении производства по делу.

Изучив административное исковое заявление с уточнениями к нему, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее по тексту - Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Исходя из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении Пленума от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - постановление Пленума от 29 марта 2016 года № 11) (в редакции от 29 июня 2021 года), Закон о компенсации, согласно взаимосвязанным положениям его части 1 статьи 1 и статьи 3, распространяется на случаи нарушения разумных сроков судопроизводства по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и арбитражными судами (далее также - суды) в соответствии с установленными процессуальным законодательством правилами подведомственности и подсудности (подпункт «а» пункта 2), нарушения разумных сроков исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с действующим на момент возникновения данных правоотношений законодательством; действие Закона о компенсации не распространяется на требования о присуждении компенсации в случаях нарушения срока исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на денежные средства граждан, а также организаций, не являющихся получателями бюджетных средств, в том числе бюджетных учреждений. Однако это не исключает возможности взыскания вреда в общем порядке за виновное неисполнение в принудительном порядке всех других судебных актов, в том числе вынесенных против публично-правовых образований (подпункт «б» пункта 2); нарушения разумных сроков исполнения судебных актов, возлагающих на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера (неденежные) и (или) требования неимущественного характера (например, соответственно нарушение разумных сроков исполнения судебных актов, предусматривающих возложение на публично-правовое образование обязанности по передаче имущества в натуре или возложение на указанных выше субъектов обязанностей по совершению определенных юридически значимых действий) (подпункт «в» пункта 2).

Не имеют права на подачу заявления о компенсации, в том числе лица, требующие присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебных актов, не предусматривающих обращения взыскания на средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета (часть 1 статьи 1 Закона о компенсации) либо не возлагающих на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера (пункт 26 постановления Пленума от 29 марта 2016 года № 11 в редакции от 29 июня 2021 года).

    Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 1992 года № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» предусмотрено, что Фонд социального страхования Российской Федерации является самостоятельным государственным финансово - кредитным учреждением Российской Федерации. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов Российской Федерации, других фондов и изъятию не подлежат.

    Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года № 101 (далее - Положение о Фонде) предусмотрено, что Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется - Фонд) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом (пункт 2 Положения о Фонде).

Средства Фонда образуются за счет:

-страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

-страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

-страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

-доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

-добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

-ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

-прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других) (пункт 7 Положения о Фонде).

Средства Фонда направляются, в том числе, на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг (пункт 8 Положения о Фонде).

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ), финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

В случаях, установленных законами Российской Федерации, федеральными законами, финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения в размерах сверх установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых на указанные цели бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации (часть 5 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ).

Так, Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 364-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» определено, что за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, Фонд осуществляет:

- выплаты пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размерах сверх размеров, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1, и гражданам в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

- расходы по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, включая расходы на осуществление указанных полномочий, за исключением расходов по данному направлению, осуществляемых субъектами Российской Федерации по соглашениям между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче им указанных полномочий;

- расходы по оплате стоимости путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации, по оплате транспортным организациям расходов по предоставлению проезда к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления набора социальных услуг, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения) отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренным Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», за исключением расходов по данному направлению, осуществляемых субъектами Российской Федерации по соглашениям между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче им указанных полномочий, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета на указанные цели.

Аналогичные положения содержит Федеральный закон от 2 декабря 2019 года № 384-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

Закон Орловской области от 4 декабря 2019 года № 2421-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», вопреки доводам представителя административного истца, не предусматривает расходные обязательства Орловской области на выплату пособий по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности, по беременности и родам по листку нетрудоспособности, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, средств на исполнение судебных актов о взыскании таких выплат и судебных издержек, равно как и предоставление на эти цели субвенций и межбюджетных трансфертов ГУ-ОРО ФСС РФ.

Таким образом, взыскание невыплаченного пособия по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности, по беременности и родам по листку нетрудоспособности, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, а также судебных расходов на основании вступившего в законную силу судебного акта, принятого по заявлению ФИО1, осуществляется за счет средств Фонда; выделение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, а также средств из бюджета Орловской области на эти цели не предусмотрено.

Согласно ответу на судебный запрос от 21 июля 2021 года, поступившему из Фонда социального страхования Российской Федерации, исполнение апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 10 июня 2020 года по гражданскому делу № 2-241/2019, которым ГУ - ОРО ФСС РФ в пользу ФИО1 взысканы денежные средства в виде невыплаченных пособий по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности, по беременности и родам по листку нетрудоспособности, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, в размере 17708 руб. 77 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 1008 руб., не предусматривает обращение взыскания на средства федерального бюджета (л.д.75-76 т.2).

В отзыве на административное исковое заявление по данному административному делу, представленном административным ответчиком Министерством финансов Российской Федерации, указывается на принадлежность выплат, взысканных в пользу ФИО1, к кодам бюджетной классификации согласно приказу Минфина России от 6 июня 2019 года № 85-н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения».

Приказом Минфина России от 8 июня 2020 года № 99н утверждены Коды бюджетной классификации на 2021 год (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов).

Так, выплата пособия по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности, по беременности и родам по листку нетрудоспособности, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, отражается по кодам бюджетной классификации: КБК 3931003 03124 30910 313, КБК 393 1003 033 01 30920 313, КБК 393 100303301 30840 313 соответственно. Возмещение судебных расходов отражается по КБК 393100603702 90059 831.

При этом коды направления расходов 30910, 30920, 30840 относятся к расходам, осуществляемым Фондом на выплату пособий в соответствии с Федеральным законом № 255-ФЗ, а также расходы по финансовому обеспечению выплат по исковым требованиям граждан (организаций) на основании решения суда; по коду направления расходов 90059 отражаются расходы федерального бюджета на содержание и обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений, в том числе на предоставление бюджетным и автономным учреждениям субсидий, а также расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на финансовое обеспечение функций органов управления указанных фондов, содержание и обеспечение своей деятельности.

В соответствии с Положением о Фонде, его средства направляются, в том числе, на обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда (пункт 8).

Таким образом, судом установлено, что судебный акт, принятый по исковому заявлению ФИО1, не предусматривает обращения взыскания на средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета (часть 1 статьи 1 Закона о компенсации), и не возлагает на ГУ - ОРО ФСС РФ обязанность исполнить иные требования имущественного характера (неденежные) и (или) требования неимущественного характера.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 не имела права на подачу административного искового заявления о присуждении компенсации.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 38 постановления Пленума от 29 марта 2016 года № 11, производство по делу о компенсации подлежит прекращению, в том числе, если судом принято заявление о компенсации от лица, не имеющего права на его подачу (пункт 1 части 1 статьи 128, пункт 1 части 1 статьи 194 КАС РФ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 194 КАС РФ, если иное не установлено Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 данного Кодекса, а именно если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.

С учетом изложенного, производство по данному административному делу подлежит прекращению.

Прекращение производства по настоящему делу не исключает возможности взыскания вреда за виновное неисполнение решения суда в общем порядке.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 194, статьями 198 и 199 КАС РФ, суд

                определил:

прекратить производство по административному делу № 3а-155/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации, Государственному учреждению - Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования, Федеральной службе судебных приставов, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

На определение суда может быть подана частная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение 15 дней со дня его вынесения.

Председательствующий Н.А. Георгинова

1версия для печати

3а-155/2021 ~ М-51/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО
Истцы
адвокат Смолякова Анна Петровна
Ответчики
Государственное учреждение-Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
ФССП России
УФССП по Орловской области
Министерство финансов Российской Федерации
Фонд социального страхования Российской Федерации
Суд
Орловский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
21.06.2021Регистрация административного искового заявления
22.06.2021Передача материалов судье
23.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
23.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.07.2021Предварительное судебное заседание
16.07.2021Предварительное судебное заседание
06.08.2021Предварительное судебное заседание
16.08.2021Судебное заседание
18.08.2021Судебное заседание
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее