Дело № 2-4886\1\13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Калужский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Дулишкович Е.В.
при секретаре Еремеевой Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Калуге 24 мая 2013 года
гражданское дело по иску Мартьянова Александра Петровича к ОАО «Росгосстрах» о взыскании страховой выплаты и штрафа,
У С Т А Н О В И Л:
23 апреля 2013г. Мартьянов А.П. обратился в суд с иском к вышеуказанным ОАО «Росгосстрах» о взыскании недоплаченного страхового возмещения в сумме 260050 руб. и штрафа в 513064 руб., указав в обоснование иска, ДД.ММ.ГГГГ был уволен со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ ему была установлена третья группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы. Считает, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» ему полагается страховая выплата в размере 500 000 рублей, однако, ОАО «Росгосстрах» выплатило ему только 239 950 руб.
В судебном заседании Мартьянов А.П. исковые требования поддержал, обосновав.
Представитель ОАО «Росгосстрах» извещен надлежащим образом (расписка в материалах дела от 21.05.2013г.), в судебное заседание не явился.
Привлеченный судом в качестве третьего лица представитель УМВД России по Калужской области по доверенности Хатеева Т.С. исковые требования просила удовлетворить.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Установлено, что истец проходил службу в органах Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В период прохождения им службы, ДД.ММ.ГГГГ, между Министерством внутренних дел Российской Федерации и ОАО «Росгосстрах» был заключен Государственный контракт № ГК обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих внутренних войск МВД России, граждан, призванных на военные сборы во внутренние войска МВД России, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Приказом начальника УМВД России по Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен со службы п. 1 ч. 3 ст. 82 ФЗ № 342 от ДД.ММ.ГГГГ в связи с болезнью. ДД.ММ.ГГГГ ему была установлена третья группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным в период военной службы.
ДД.ММ.ГГГГ УМВД по Калужской области было направлено заявление истца в ОАО «Росгосстрах» с приложением необходимых документов на выплату страховых сумм.
ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Росгосстрах» произвело истцу выплату страхового возмещения в размере 239 950 руб. (платежное поручение №) из расчета 25 окладов денежного содержания, с чем истец не согласился, считая, что имеет право на выплату страхового возмещения в размере 500 000 руб.
В соответствии со статьей 969 Гражданского кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям). Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками), либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями.
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц, проходящих службу в органах внутренних дел определен Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».
Статья 5 названного Закона в редакции от 11 июня 2008 года предусматривала, что при исчислении размера страховой суммы учитывается оклад, установленный на день выплаты страховой суммы, и страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в случае установления застрахованному лицу инвалидности третьей группы в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов, в размере 25 окладов.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 мая 2011 года № 8-П постановлено признать статью 5 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» не соответствующей Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой этим законоположением в системе действующего правового регулирования допускается возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, при досрочном увольнении в связи с признанием негодным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного им при исполнении обязанностей военной службы, при отсутствии виновных противоправных действий государственных органов и их должностных лиц в объеме, не обеспечивающем достаточный уровень восполнения материальных потерь, связанных с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы.
В пункте 2 резолютивной части вышеприведенного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации указано, что федеральному законодателю надлежит не позднее чем в шестимесячный срок внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на совершенствование публично-правового механизма возмещения вреда здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы, с тем, чтобы в течение всего периода утраты трудоспособности им во всяком случае гарантировалось адекватное возмещение вреда, сопоставимое по своему объему с денежным содержанием, которое военнослужащий имел на момент увольнения с военной службы.
Пунктом 2 названного Закона в редакции от 8 ноября 2011 года, вступившей в силу с 1 января 2012 года, предусмотрено, что в случае установления в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, застрахованному лицу инвалидности третьей группы, ему выплачивается страховое возмещение в размере 500 000 рублей.
При этом согласно абзацу 9 пункта 2 статьи 5 вышеуказанного Закона в новой редакции размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы.
Аналогичное положение содержалось в статье 5 вышеуказанного Закона в редакции Федерального закона от 11 июня 2008 года № 86-ФЗ (абзац 3 пункта 1 статьи 5): при исчислении размера страховой суммы учитывался оклад, установленный на день выплаты страховой суммы.
Таким образом, Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» всегда содержал положения о том, что страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы, следовательно, закон ставил и ставит размер страховой суммы в зависимость от момента ее выплаты застрахованному лицу.
Исходя из толкования приведенных правовых норм суд приходит к выводу, что для определения размера страховой суммы юридически значимым обстоятельством является не момент наступления страхового случая, а момент назначения (выплаты) страховой выплаты.
На момент обращения истца за страховой выплатой в июле 2012 года и на момент ее выплаты ответчиком в августе 2012 года действовала редакция статьи 5 Закона № 52-ФЗ от 08 ноября 2011 года, устанавливающая размер страховой суммы в связи с инвалидностью третьей группы - 500 000 рублей.
Таким образом, суд приходит к выводу о праве истца на выплату страхового возмещения в размере, установленном в редакции вышеуказанного Закона, действующей с 1.01.2012 г., т.е., 500 000 руб., и взыскивает недоплаченное страховое возмещение в размере 260 050 руб. (из расчета 500000 – 239 950) с ОАО «Росгосстрах», с которым в 2011 году МВД России был заключен государственный контракт обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих внутренних войск МВД, в том числе в отношении истца.
В соответствии с п. 4 ст. 11 Закона № 52-ФЗ от 28.03.1998 г. (ред. от 8.11.2011г.) выплата страховых сумм производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате. В случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм страховщик из собственных средств выплачивает застрахованному лицу (выгодоприобретателю) штраф в размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки.
Истец просит взыскать штраф с 13.08.2012г. по 22.04.2013г. в сумме 513064 руб. из и расчета 260050 : 100 х 249 дней, который является верным, и не оспорен ответчиком.
Представителем ответчика заявлено о применении ст. 333 Гражданского кодекса РФ.
Согласно ст. 333 Гражданского кодекса РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Согласно п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; длительность неисполнения обязательств.
Следовательно, гражданское законодательство предусматривает неустойку, штраф в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств независимо от того, является неустойка законной или договорной. Истцом суду не представлено доводов и доказательств о тяжелых для него материальных последствиях вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком договорных обязательств.
Учитывая изложенное, суд считает размер штрафа подлежащим снижению до 50000 руб. с учетом несоразмерности заявленного штрафа последствиям нарушения обязательства, баланса между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного ущерба.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с ОАО «Росгосстрах» в пользу Мартьянова Александра Петровича страховую выплату в размере 260050 рублей, штраф в размере 50000 рублей.
Взыскать с ОАО «Росгосстрах» госпошлину в доход местного бюджета 5800 рублей 05 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: Е.В.Дулишкович