Дело № 2 –2114/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Тюмень 22 февраля 2017 года
Ленинский районный суд города Тюмени в составе председательствующего судьи Бахчевой Г.С.,
при секретаре Матвиенко С.В.,
с участием ст. помощника Прокурора Ленинского округа г. Тюмени Весниной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Ленинского АО г. Тюмени в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространение которой запрещено,
Установил:
Прокурор Ленинского АО г. Тюмени обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с заявлением о признании информации, распространенной в сети «Интернет» по адресу: №/, на котором размещена информация о продаже наркотических средств, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Требования Прокурор мотивирует тем, что в ходе проведения мониторинга глобальной сети Интернет выявлена страница №/ по продаже наркотических средств. В соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ. В силу положений пункта 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Статья 228 УК РФ устанавливает ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозку растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей. Статьей 228.1 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконные производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. Статья 230 УК РФ устанавливает ответственность за склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Таким образом, предоставление возможности доступа к информации о сбыте, способах приобретения, использования наркотических средств, в том числе сети с использованием информационно - телекоммуникационных услуг сетей «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации. Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в которую включаются, в том числе, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. При этом основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Анализ содержания положений пункта 6 статьи 10 и пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что как информация, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды (экстремистская информация), так и иная информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (в данном случае - информация о местах продажи, способах приобретения, использования порошков и курительных смесей), являются информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации в том и другом случае требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Учитывая нормы приведенных выше законов, следует сделать вывод о том, что правоотношения, вытекающие из выше приведенных Федеральных законов, являются сходными применительно к целям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Между тем, если правовой механизм для признания в судебном порядке информационных материалов экстремистскими определен Федеральным законом от 25.07.2002 № 1 14-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» (далее - Федеральный закон № 114-ФЗ), в том числе применительно к правилам определения подсудности такого спора, то в Федеральном законе № 149-ФЗ такой правовой механизм отсутствует. Согласно пункту 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права). В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона № 114-ФЗ информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу. Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, направленной на приобретение наркотических средств, провоцирует общество на совершение таких преступлений, тем самым, нарушая публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве. В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из способов защиты гражданских прав. Согласно части 1 статьи 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу.
Прокурор в судебном заседании требования поддержал в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.
Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, причину неявки суду не сообщило.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению.
Согласно п. 5 ст. 15 Закона РФ «О средствах массовой информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу положений пункта 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьи 228, 228.1, 230 УК РФ устанавливают уголовную ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозку растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, за незаконные производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, за склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Таким образом, предоставление возможности доступа к информации о сбыте, способах приобретения, использования наркотических средств, в том числе сети с использованием информационно - телекоммуникационных услуг сетей «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в которую включаются, в том числе, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При этом основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Ограничение доступа к информации в том и другом случае требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из способов защиты гражданских прав.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым признать информацию, размещенную по адресу: http://frm.swapy.cc/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 12 Гражданского кодекса РФ, статьями 9, 10, 15 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», статьёй 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Решил:
Заявление Прокурора Ленинского АО г. Тюмени удовлетворить.
Признать информацию, распространенную в сети «Интернет» по адресу: №/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г. Тюмени в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме
Судья Г.С. Бахчева
Мотивированное решение составлено 22 февраля 2017 года