Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 марта 2015 года Исаклинский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи районного суда Семёнова М.П.,
при секретаре судебного заседания Пушкаревой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-134/15 по иску Архипова С.А. к Управлению сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский Самарской области об изменении формулировки увольнения в трудовой книжке и взыскании денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Архипов С.А. являясь муниципальным служащим и занимая ведущую должность муниципальной службы категории «специалисты», работая в должности главного специалиста Муниципального учреждения «Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский Самарской области» приказом № от ДД.ММ.ГГГГ был уволен с ДД.ММ.ГГГГ с указанной должности по п.7 ч.1 ст.77 ТК РФ, в связи с отказом от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора. Считая увольнение незаконным, Архипов С.А. обратился в суд с иском к Управлению сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский Самарской области: - о признании незаконным увольнения в соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении трудового договора; - изменить формулировку записи № от ДД.ММ.ГГГГ во вкладыше в трудовую книжку серии ВТ № к трудовой книжке серии РОС № №, внесенной на основании Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ с «уволен в связи с отказом от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора, статья 77, часть первая, пункт 7 Трудового кодекса Российской Федерации», на «уволен в связи с сокращением штата работников организации, пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации». Изменить дату увольнения на дату вынесения решения судом; - взыскать с Ответчика в пользу Истца средний заработок за период вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения судом; - взыскать с Ответчика в пользу Истца компенсацию за задержку выплаты заработной платы за декабрь 2014 года; - взыскать с Ответчика в пользу Истца выходное пособие на день увольнения истца в размере среднего месячного заработка; - обязать Ответчика выплачивать в пользу Истца средний месячный заработок на период трудоустройства в порядке части первой и второй статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации; - взыскать с Ответчика в пользу Истца компенсацию за невыплату выходного пособия; - взыскать с Ответчика в пользу Истца судебные расходы за оказанную истцу юридическую помощь в размере 7 000 (Семь тысяч) рублей.
Архипов С.А. в обоснование своих требований в судебном заседании пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ он был принят в Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский Самарской области (Далее по тексту - Работодатель) на должность главного специалиста МУ «Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский», что подтверждается Приказом «О принятии на работу» № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Работодателем ему было направлено уведомление об изменении организационных условий труда, в котором сообщалось:
«с ДД.ММ.ГГГГ Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский Самарской области будет выведено из структуры администрации муниципального района Исаклинский Самарской области и должность муниципальной службы главный специалист будет сокращена.
Просим Вас до ДД.ММ.ГГГГ сообщить о своем согласии или не согласии с предстоящими изменениями организационных условий труда.
Также уведомляем Вас, что в случае не согласия продолжать работы в новых условиях, трудовой договор подлежит прекращению в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ».
Таким образом, он был предупрежден Работодателем о предстоящем сокращении должности, которую занимал.
На основании Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен с работы на основании пункта 7 части 1 статьи 77 Трудового Кодекса РФ (отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора). Свое увольнение на указанном основании и с указанной формулировкой считает незаконным в связи с тем, что основанием для увольнения в данном случае является пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ (сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя).
Работодатель фактически подменил законное основание для увольнения незаконным. Тем самым были нарушены его права при увольнении.
Увольнение по пункту 7 части 1 статьи 77 ТК РФ считает незаконным по следующим основаниям.
Как предусмотрено в части 1 статьи 74 Трудового кодекса РФ:
«В случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника».
Однако, как видно из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № речь не идет о каких-либо изменениях организационных или технологических условий труда. Очевидно, что основанием для увольнения является именно сокращение штатной единицы.
При этом Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» указал на следующее:
«п.21. Разрешая дела о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми был прекращен по пункту 7 части первой статьи 77 Кодекса (отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора), либо о признании незаконным изменения определенных сторонами условий трудового договора при продолжении работником работы без изменения трудовой функции (статья 74 ТК РФ), необходимо учитывать, что исходя из статьи 56 ГПК РФ работодатель обязан, в частности, представить доказательства, подтверждающие, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда, например изменений в технике и технологии производства, совершенствования рабочих мест на основе их аттестации, структурной реорганизации производства, и не ухудшало положения работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения. При отсутствии таких доказательств прекращение трудового договора по пункту 7 части первой статьи 77 Кодекса или изменение определенных сторонами условий трудового договора не может быть признано законным».
В связи с тем, что Работодателем нарушен порядок увольнения, Работодатель обязан выплатить работнику средний заработок за период вынужденного прогула (ст. ст. 139, 234, 394 ТК РФ): за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения.
Кроме того, Работодатель обязан выплатить выходное пособие в связи с тем, что основанием для увольнения является сокращение штатной численности предприятия по правила статьи 178 Трудового кодекса РФ:
«При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия)».
В соответствии с частями 1,2,3,5,7,9 статьи 394 ТК РФ (Вынесение решений по трудовым спорам об увольнении и о переводе на другую работу): «В случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
По заявлению работника орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может ограничиться вынесением решения о взыскании в пользу работника указанных в части второй настоящей статьи компенсаций.
В случае признания формулировки основания и (или) причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить ее и указать в решении основание и причину увольнения в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона.
Если в случаях, предусмотренных настоящей статьей, после признания увольнения незаконным суд выносит решение не о восстановлении работника, а об изменении формулировки основания увольнения, то дата увольнения должна быть изменена на дату вынесения решения судом. В случае, когда к моменту вынесения указанного решения работник после оспариваемого увольнения вступил в трудовые отношения с другим работодателем, дата увольнения должна быть изменена на дату, предшествующую дню начала работы у этого работодателя.
В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом».
Ввиду того, что Истец не обладает необходимыми специальными юридическими знаниями, не имеет юридического образования, для защиты своих гражданских прав Истец был вынужден обратиться за оказанием юридической помощи, о чем ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор № № на оказание юридических услуг. Пункт 4.1 договора предусматривает, что стоимость услуг составляет 7 000 (Семь тысяч) рублей.
Просит суд признать незаконным увольнение и соответствующий приказ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконной и изменить формулировку записи № от ДД.ММ.ГГГГ во вкладыше в трудовую книжку серии ВТ № к трудовой книжке серии РОС № 4152173, внесенной на основании Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ с «уволен в связи с отказом от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора, статья 77, часть первая, пункт 7 Трудового кодекса Российской Федерации», на «уволен в связи с сокращением штата работников организации, пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации». Изменить дату увольнения на дату вынесения решения судом.
Взыскать с Ответчика в пользу истца средний заработок за период вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения судом.
Взыскать с Ответчика в пользу истца компенсацию за задержку выплаты заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ года.
Взыскать с Ответчика в пользу истца выходное пособие на день увольнения истца в размере среднего месячного заработка.
Обязать Ответчика выплачивать в пользу истца средний месячный заработок на период трудоустройства в порядке части первой и второй статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации.
Взыскать с Ответчика в пользу истца компенсацию за невыплату выходного пособия.
Взыскать с Ответчика в пользу истца судебные расходы за оказанную истцу юридическую помощь в размере 7 000 (Семь тысяч) рублей.
В процессе рассмотрения дела Архипов С.А. свои исковые требования уточнил, отказался от взыскания с ответчика в его пользу компенсации за задержку выплаты заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ года и взыскании с ответчика в его пользу компенсацию за невыплату выходного пособия. В остальной части истец свои требования поддержал и, ссылаясь на доводы иска, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Муниципального казенного учреждения «Управление сельского хозяйства и продовольствия муниципального района Исаклинский Самарской области» Запольская А.Ю. действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № заявленные Архиповым С.А. требования не признала и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Архипов С.А. обратился в Исаклинский районный суд Самарской области с исковым заявлением к Управлению сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский Самарской об изменении формулировки в трудовой книжке и взыскании денежных средств.
Муниципальное казенное учреждение «Управление сельского хозяйства и продовольствия муниципального района Исаклинский Самарской области» считает исковое заявление необоснованным по следующим основаниям:
Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский (далее - Управление) создано 23 апреля 2009 года на основании Решения Собрания представителей муниципального района Исаклинский Самарской области № 264 «Об утверждении «Положения об управлении сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский». Управление было поставлено на учет в Межрайонной ИФНС России № по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и присвоен ИНН/КПП №.
Управление входило в структуру администрации муниципального района Исаклинский, являлось отраслевым исполнительным органом администрации муниципального района Исаклинский в сфере осуществления полномочий по созданию условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширению рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействию развития малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе муниципального района Исаклинский, а также по организации и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных муниципальному району Исаклинский в сфере сельского хозяйства.
Финансовое обеспечение деятельности Управления осуществляется за счет субвенций областного бюджета на основании бюджетной сметы.
ДД.ММ.ГГГГ Архипов С.А. был принят на работу в муниципальное учреждение «Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский» на должность главного специалиста. С работником был заключен трудовой договор и утверждена должностная инструкция, предусматривающая права и обязанности работника.
21 ноября 2011 года на основании Решения Собрания представителей муниципального района Исаклинский Самарской области № 104 было создано Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский Самарской области в организационно-правовой форме муниципального казенного учреждения путем изменения типа существующего муниципального учреждения «Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский».
Положение Управления сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский Самарской области утверждено в новой редакции.
ДД.ММ.ГГГГ изменения зарегистрированы в Межрайонной ИФНС № по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ утверждена новая должностная инструкции главного специалиста Архипова С.А., согласно которой должностные обязанности работника не изменились.
ДД.ММ.ГГГГ в целях оптимизации структуры администрации муниципального района Исаклинский, а также соблюдения нормативов на формирование расходов на содержание органов местного самоуправления было принято Решение Собрания представителей муниципального района Исаклинский Самарской области № 388 «Об утверждении структуры администрации муниципального района Исаклинский», на основании которого Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский Самарской области с 12 января 2015 года было исключено из структуры администрации района.
В связи с выводом Управления сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский Самарской области из структуры администрации муниципального района Исаклинский, статус муниципального служащего у работников Управления утрачивается.
ДД.ММ.ГГГГ работникам Управления, в том числе и Архипову С.А. были выданы уведомления «Об изменении организационных условий труда», содержащие информацию о выводе Управления из структуры администрации района, а также о сокращении с ДД.ММ.ГГГГ должности муниципальной службы главный специалист.
ДД.ММ.ГГГГ Архипову С. А. была предложена должность, соответствующая его квалификации - специалист по зоотехническим вопросам Управления сельского хозяйства и продовольствия муниципального района Исаклинский Самарской области, от перевода на которую он отказался и сделал соответствующую запись на уведомлении ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом руководителя Исаклинского Сельхозуправления от ДД.ММ.ГГГГ № Архипов С.А. был уволен с должности главного специалиста Управления сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский Самарской области в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (пункт 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ).
12 января 2015 года постановлением администрации муниципального района Исаклинский № 5 был утвержден Устав муниципального казенного учреждения «Управление сельского хозяйства и продовольствия муниципального района Исаклинский Самарской области», согласно которого Управление создано для обеспечения реализации Администрацией муниципального района Исаклинский Самарской области переданных ей государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства, а также для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления по созданию условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействию развитию малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе муниципального района Исаклинский Самарской области.
ДД.ММ.ГГГГ изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы были зарегистрированы в Межрайонной ИФНС № по <адрес> (ИНН/КПП учреждения не изменились).
В качестве основания иска об изменении формулировки увольнения истцом указано на фактическое сокращение занимаемой им должности и обязанность работодателя его уволить по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ.
Согласно пункту 2 части первой статьи 81 ТК РФ основанием прекращения трудового договора является сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Под сокращением численности работников организации понимается фактическое уменьшение численности работников организации, принятых на работу по трудовым договорам. Под сокращением штата работников организации в трудовом праве понимается изменение ее внутренней структуры. При этом происходит ликвидация некоторых структурных подразделений (единиц) организации.
При таком положении, в результате проведенных организационных мероприятий по выводу Управления сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский Самарской области произошли изменения организационных условий труда истца, а именно: в связи с выводом Управления из структуры администрации муниципального района Исаклинский утратился статус муниципального служащего, поскольку сохранение прежних условий трудового договора, то есть продолжение работы истца в должности муниципальной службы главный специалист Управления сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский Самарской области исключалось.
Таким образом, вывод Управления сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский Самарской области из структуры администрации района, а также утрата работником Управления статуса муниципального служащего явилось следствием организационных изменений. Также, проводимые мероприятия не привели к изменению трудовой функции истца в новой должности (специалист по зоотехническим вопросам), не изменился источник финансирования, вместе с тем, согласно действовавших штатных расписаний до и после увольнения истца следует, что изменения численности работников Управления не произошло. При таких обстоятельствах, у ответчика отсутствовали основания для прекращения с истцом трудовых отношений по п. 2 ч. 1. ст. 81 ТК РФ, также позиция истца о том, что его увольнение должно было быть произведено по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ является необоснованной.
Аналогичная позиция изложена в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года, согласно которым, разрешая дела о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми был прекращен по пункту 7 части первой статьи 77 Кодекса (отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора), либо о признании незаконным изменения определенных сторонами условий трудового договора при продолжении работником работы без изменения трудовой функции (статья 74 ТК РФ), необходимо учитывать, что исходя из статьи 56 ГПК РФ работодатель обязан, в частности, представить доказательства, подтверждающие, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда, например изменений в технике и технологии производства, совершенствования рабочих мест на основе их аттестации, структурной реорганизации производства, и не ухудшало положения работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения. При отсутствии таких доказательств прекращение трудового договора по пункту 7 части первой статьи 77 Кодекса или изменение определенных сторонами условий трудового договора не может быть признано законным.
При этом следует иметь в виду, что отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора не является нарушением трудовой дисциплины, а служит основанием для прекращения трудового договора по пункту 7 части первой статьи 77 ТК РФ с соблюдением порядка, предусмотренного статьей 74 Кодекса.
В силу ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
Таким образом, единственное условие, которое работодатель не может изменять, ссылаясь на организационные или технологические изменения, - это трудовая функция, под которой в соответствии с частью второй статьи 57 Трудового кодекса РФ понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.
Согласно ст. 74 ТК РФ о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Как было указано выше, проводимые мероприятия не привели к изменению трудовой функции истца в новой должности (специалист по зоотехническим вопросам), должностные обязанности работника остались в полом объеме прежними.
Согласно Устава муниципального казенного учреждения «Управление сельского хозяйства и продовольствия муниципального района Исаклинский Самарской области», финансовое обеспечение деятельности Управления осуществляется за счет средств бюджета муниципального района Исаклинский Самарской области, в том числе формируемых за счет субвенций поступающих из областного бюджета для осуществления государственных полномочий и на основании бюджетной сметы.
Просит отказать Архипову С.А. в удовлетворении исковых требований.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования Архипова С.А. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона № 96-ГД муниципальным служащим в Самарской области является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами Самарской области, обязанности по должности муниципальной службы в Самарской области за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Должности муниципальной службы в Самарской области устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в Самарской области, утвержденным законом Самарской области от 30 декабря 2005 года № 254-ГД «О реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Самарской области».
При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы в Самарской области, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в Самарской области.
Согласно п.17 ст.21 Устава муниципального района Исаклинский Самарской области в исключительной компетенции Собрания представителей муниципального района Исаклинский находится утверждение структуры администрации муниципального района Исаклинский.Согласно п.7 ст.22 Устава муниципального района Исаклинский Самарской области Глава района назначает и освобождает от должности руководителей муниципальных предприятий, муниципальных казенных предприятий, учреждений района.
Согласно п.8 ст.22 Устава муниципального района Исаклинский Самарской области Глава района вправе уполномочить первого заместителя Главы района, руководителя органа администрации района осуществлять отдельные права и обязанности работодателя в отношении муниципальных служащих и работников, работающих в структурных подразделениях и органов администрации района, а также руководителей муниципальных предприятий, учреждений района, в том числе связанные с вопросами назначения на должность и освобождения от должности, заключения и расторжения трудовых договоров, по вопросам прохождения муниципальной службы.
На основании ч.2 ст.25 Устава муниципального района Исаклинский Самарской области должности муниципальной службы подразделяются на категории в том числе, согласно п.3 специалисты - должности муниципальной службы, учреждаемые для профессионального обеспечения исполнения органом местного самоуправления или лицом, замещающим муниципальную должность, установленных задач и функций и замещаемые путем заключения трудового договора на неопределенный срок.
Согласно п.3,4 ч.1 ст.27 Устава муниципального района Исаклинский Самарской области муниципальный служащий имеет право на: оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом); отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно п.8 ст.28 Устава муниципального района Исаклинский Самарской области муниципальный служащий обязан: представлять работодателю в установленном законом порядке предусмотренные законодательством РФ сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера.
Согласно ч.1 ст.36 Устава муниципального района Исаклинский Самарской области оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Согласно ч.3 ст.36 Устава муниципального района Исаклинский Самарской области муниципальному служащему гарантируются: медицинское обслуживание муниципального служащего и членов его семьи; пенсионное обеспечение за выслугу лет и другие гарантии.
Согласно ч.6 ст.36 Устава муниципального района Исаклинский Самарской области при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.
Решением Собрания представителей муниципального района Исаклинский Самарской области от 23 марта 2009 года № 264 утверждено «Положение об управлении сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский» (далее - Положение).
Согласно п.1.1, п.1.2, п.1.3 Положения, управление сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский Самарской области (далее - Управление) входит в структуру администрации муниципального района Исаклинский, является отраслевым исполнительным органом администрации муниципального района Исаклинский в сфере осуществления полномочий по созданию условий для развития сельскохозяйственного производства. Управление является юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в качестве учреждения в соответствии с действующим законодательством. Управление создается администрацией муниципального района Исаклинский на основании Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131, Устава муниципального района Исаклинский и решения Собрания представителей муниципального района Исаклинский.
Согласно п.6.1, п.6.2 Положения структура и штатное расписание определяются и утверждаются Главой муниципального района Исаклинский. Должности работников Управления относятся к должностям муниципальной службы муниципального района Исаклинский. В штате Управления могут предусматриваться должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы и осуществляющие техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления муниципального района Исаклинский.
Согласно п. 8.1 Положения внесение изменений и дополнений в настоящее Положение, а также реорганизация и ликвидация Управления производится в установленном законодательством порядке на основании решения Собрания представителей муниципального района Исаклинский.
На основании вкладыша в трудовую книжку ВТ № Архипов С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющий высшее образование по специальности «зооинженер», приказом № от ДД.ММ.ГГГГ руководителя МУ «Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский» (далее - Приказом), принят на должность муниципальной службы главный специалист в Муниципальное учреждение «Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский Самарской области». Согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ Архипов С.А. принят на указанную выше должность с ДД.ММ.ГГГГ на неопределенный срок, без испытательного срока. Согласной должностной инструкции замещение должности муниципальной службы главного специалиста производится путем заключения трудового договора на неопределенный срок и освобождение от должности осуществляется на основании приказа руководителя Управления.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Архипову С.А., с ДД.ММ.ГГГГ присвоен классный чин - «советник муниципальной службы 3 класса».
Решением Собрания представителей муниципального района Исаклинский от 21 ноября 2011 года № 104 с 01 декабря 2011 года Муниципальное учреждение «Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский» переименовано в «Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский». Указанным решением Собрания представителей утверждено «Положение Управления сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский Самарской области». Согласно п.1.2 Положения, управление сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский Самарской области (далее - Управление) входит в структуру администрации муниципального района Исаклинский, является отраслевым исполнительным органом администрации муниципального района Исаклинский в сфере осуществления полномочий по созданию условий для развития сельскохозяйственного производства. Согласно п.1.1 должностной инструкции, утвержденной руководителем Управления, главный специалист Управления занимает ведущую должность муниципальной службы категории «специалисты» в Управлении.
Решением Собрания представителей муниципального района Исаклинский Самарской области № 355 от 19 мая 2014 года утверждена структура администрации муниципального района Исаклинский Самарской области. Согласно приложению в структуру администрации муниципального района Исаклинский входит Управление сельского хозяйства и продовольствия.
Решением Собрания представителей муниципального района Исаклинский Самарской области № 388 от 10 ноября 2014 года утверждена структура администрации муниципального района Исаклинский Самарской области. Согласно приложению в структуру администрации муниципального района Исаклинский входит должность заместителя Главы муниципального района Исаклинский по вопросам агропромышленного комплекса и не входят штатные единицы должностей Управления сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский. Решение Собрания представителей муниципального района Исаклинский Самарской области № 355 от 19 мая 2014 года «Об утверждении структуры администрации муниципального района Исаклинский Самарской области» признано утратившим силу.
Согласно штатному расписанию утвержденному руководителем Управления и Согласованному Главой муниципального района Исаклинский, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ штат Управления состоит из 9 единиц, из которых 8 единиц являются должностями муниципальной службы, в том числе и главный специалист с должностным окладом 12 550 рублей, с надбавками к должностному окладу: за особые условия муниципальной службы в размере 50%; за выслугу лет в размере 30%; за классный чин в размере 10%.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Архипов С.А. уволен с должности главного специалиста Управления с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора, ст.77 ч.1 п.7 ТК РФ, на основании уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № 133.
Постановлением Главы муниципального района Исаклинский от 12 января 2015 года № 5 утвержден Устав муниципального казенного учреждения «Управление сельского хозяйства и продовольствия муниципального района Исаклинский Самарской области» (далее - Устав). Согласно п.6.9 Устава специалисты Управления не являются муниципальными служащими, принимаются и увольняются со службы руководителем Управления в соответствии с действующим законодательством.
Согласно штатному расписанию утвержденному руководителем Управления и Согласованному Главой муниципального района Исаклинский, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ штат Управления состоит из 9 единиц, в том числе и специалист по зоотехническим вопросам с должностным окладом 12 550 рублей, с надбавками к должностному окладу: за особые условия труда в размере 60%.
Согласно свидетельству МУ «Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский Самарской области» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ в качестве юридического лица за ОГРН № межрайонной ИФНС России № по <адрес>.
Из справки представленной Администрацией муниципального района Исаклинский следует, что численность муниципальных служащих администрации муниципального района Исаклинский по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 57 единиц, а по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - 50 единиц.
Таким образом, судом установлено, что на основании решения Собрания представителей муниципального района Исаклинский от 10 ноября 2014 года № 388 из структуры Администрации муниципального района Исаклинский исключены (сокращены) 7 (семь) единиц муниципальных служащих состоящих в штате Управления на различных должностях.
Исходя из представленных суду доказательств, суд полагает, что ответчиком не представлены доказательства правомерности увольнения истца с занимаемой должности по основаниям п.7 ч.1 ст.77 ТК РФ, в связи с отказом от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора, поскольку, по мнению суда, на основании решения Собрания представителей муниципального района Исаклинский от 10 ноября 2014 года № 388 произошли изменения организационной штатной структуры Управления.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан РФ, регулируются Федеральным законом от 02 марта 2007 года № 35 ФЗ «О муниципальной службе в РФ».
Согласно ч.1 ст.19 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» трудовой договор с муниципальными служащими расторгается по основаниям, предусмотренным ТК РФ, а также трудовой договор с муниципальным служащим может быть, расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в указанных в настоящем законе случаях.
В соответствии с ч.2 ст.23 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.
Таким образом, нормы ФЗ «О муниципальной службе в РФ», регулирующие порядок увольнения муниципального служащего в связи с сокращением штата работников, отсылают к нормам ТК РФ, а не каким-либо иным нормативно-правовым актам.
Согласно п.2 ч.1, ч.3 ст.81 ТК РФ расторжение трудового договора работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации предусмотрено, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую работу.
В соответствии со ст.180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность); о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ приказом № руководителя Управления, наделенного полномочиями на основании Устава назначения, в том числе и на должность муниципальной службы, Архипов С.А. с ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность муниципальной службы главного специалиста в МУ «Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский».
Решением Собрания представителей муниципального района Исаклинский Самарской области от 10 ноября 2014 года № 388 в соответствии с БК РФ, в целях оптимизации структуры администрации муниципального района Исаклинский и соблюдения нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, установленных Правительством Самарской области, в соответствии с ч.8 ст.37 ФЗ № 131 от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставом муниципального района Исаклинский утверждена структура администрации муниципального района Исаклинский Самарской области в новой редакции, согласно приложению. Признан утратившим силу с 12 января 2015 года п.2 решения Собрания представителей муниципального района Исаклинский Самарской области от 21 ноября 2011 года № 104 «Об утверждении Положения Управления сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский Самарской области» в новой редакции. Также признано утратившим силу решение Собрания представителей муниципального района Исаклинский № 355 от 19 мая 2014 года «Об утверждении структуры администрации муниципального района Исаклинский». В соответствии с п.3 решения Собрания представителей от 10 ноября 2014 года № 388 указанные изменения вступают в законную силу с 12 января 2015 года.
В целях исполнения указанного решения Собрания представителей Постановлением Главы муниципального района Исаклинский от 12 января 2015 года № 5 утвержден Устав муниципального казенного учреждения «Управление сельского хозяйства и продовольствия муниципального района Исаклинский Самарской области», в соответствии с п.6.9 которого специалисты Управления не являются муниципальными служащими. Также с 12 января 2015 года с согласия Главы муниципального района Исаклинский Руководителем Управления утверждено штатное расписание МКУ «Управление сельского хозяйства и продовольствия муниципального района Исаклинский» на 2015 год.
В результате изменений в Управлении сокращены должности муниципальной службы в количестве 7 единиц, в том числе и главного специалиста занимаемого Архиповым С.А., введены 7 единиц, не являющихся должностями муниципальной службы, в том числе специалист по зоотехническим вопросам.
Таким образом, по мнению суда, факт сокращения должности муниципальной службы главный специалист, занимаемой Архиповым С.А. подтверждается представленными в материалы дела решением Собрания представителей муниципального района Исаклинский от 10 ноября 2014 года № 388; постановлением Главы муниципального района Исаклинский от 12 января 2015 года № 5; штатным расписанием Управления по состоянию на 01 декабря 2014 года и по состоянию на 12 января 2015 года; структурой Администрации муниципального района Исаклинский, в связи, с чем не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика, что имело место изменение организационных условий труда.
ДД.ММ.ГГГГ Архипову С.А. направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № 133, о том, что с ДД.ММ.ГГГГ Управление будет выведено из структуры администрации муниципального района Исаклинский и должность муниципальной службы главный специалист будет сокращена. Одновременно Архипов С.А. уведомлен, что он может быть трудоустроен переводом с его письменного согласия с ДД.ММ.ГГГГ по имеющейся вакантной должности, соответствующей его квалификации: «специалист по зоотехническим вопросам Управления». Кроме того Архипову С.А. сообщалось, что в случае не согласия продолжать работу в новых условиях, трудовой договор с ним подлежит прекращению по основаниям п.7 ч.1 ст.77 ТК РФ. ДД.ММ.ГГГГ Архипов С.А. выразил в письменной форме о не согласии продолжения работы в Управлении по вакантной должности «специалист по зоотехническим вопросам».
Лица, занимающие в Управлении должности муниципальной службы по другим специальностям с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ направленным в их адрес согласились, и на основании личных заявлений переведены на другую работу, что подтверждается приказом от ДД.ММ.ГГГГ № «О переводе на другую работу», в соответствии с которым Запольская А.Ю. занимающая должность муниципальной службы главный специалист-юрисконсульт в Управлении сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский переведена на другую работу по должности юрисконсульт в муниципальное казенное учреждение «Управление сельского хозяйства и продовольствия муниципального района Исаклинский».
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № руководителя Управления с Архиповым С.А. прекращен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, и он уволен с ДД.ММ.ГГГГ с занимаемой должности муниципальной службы главного специалиста, в связи с отказом от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора ст.77 ч.1 п.7 ТК РФ. С данным приказом об увольнении истец был ознакомлен в этот же день, что подтверждается его личной подписью.
Должности муниципальной службы в иных структурных органах администрации муниципального района Исаклинский истцу обоснованно ответчиком не предлагались, так как он находился в трудовых отношениях с Управлением сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский, который являлся отраслевым органом администрации муниципального района Исаклинский, осуществляющим деятельность в сфере развития сельскохозяйственного производства, а также по организации и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных муниципальному району Исаклинский в сфере сельского хозяйства, имеет статус юридического лица.
С учетом указанных обстоятельств, требование истца об изменении формулировки записи увольнения в трудовой книжке в соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ по основаниям ст.77 ч.1 п.7 ТК РФ, на формулировку по основаниям ст.81 ч.1 п.2 ТК РФ с даты вынесения решения судом, подлежит удовлетворению.
В соответствии с п.2 ст.81 ТК РФ трудовой договор, может быть, расторгнут работодателем в случаях сокращения численности или штата работников организации.
Согласно ст.178 ТК РФ, при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ) либо сокращения численности или штата работников организации (п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В соответствии со ст.394 ТК РФ орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
В случае признания формулировки основания и (или) причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить ее и указать в решении основание и причину увольнения в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона.
Если в случаях, предусмотренных настоящей статьей, после признания увольнения незаконным суд выносит решение не о восстановлении работника, а об изменении формулировки основания увольнения, то дата увольнения должна быть изменена на дату вынесения решения судом.
В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
Таким образом, из общего смысла ст.394 ТК РФ следует, что заработная плата за время вынужденного прогула и денежная компенсация морального вреда может быть взыскана в пользу работника с работодателя в случае увольнения без законного основания или нарушения установленного порядка увольнения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Архипов С.А. уволен обоснованно, так как муниципальная должность главный специалист была действительно сокращена, о предстоящем сокращении должности и увольнении был уведомлен за два месяца, от предложенной вакантной должности отказался. После увольнения Архипов С.А. мер к трудоустройству не предпринимал.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что требования Архипова С.А. в части взыскания заработной платы за время вынужденного прогула не основаны на законе, поэтому в их удовлетворении следует отказать.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, работодателем нарушен порядок увольнения Архипова С.А., который уволен не по сокращению штатов, а вследствие отказа работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора.
На основании справки от ДД.ММ.ГГГГ № представленной суду ГКУ СО «Центр занятости населения муниципального района Исаклинский» Архипов С.А. зарегистрирован в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ на основании ст.3 Закона РФ «О занятости населения в РФ».
Согласно расчету представленному Управлением средний дневной заработок Архипова составил 1 307 рублей 15 копеек
Судом установлено и истцом в судебном заседании не оспаривался факт расчета ответчиком и получения им выходного пособия в размере двухнедельного заработка в связи с увольнением по основаниям ст.77 ч.1 п.7 ТК РФ в размере 13 071 рубль 50 копеек.
В силу ст.178 ТК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма выходного пособия в размере среднего месячного заработка в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета: 1 307 рублей 15 копеек Х 22 рабочих дня = 28 757 рублей 30 копеек.
Однако указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца за вычетом суммы выходного пособия в размере двухнедельного заработка в связи с увольнением по основаниям ст.77 ч.1 п.7 ТК РФ, 28 757 рублей 30 копеек - 13 071 рубль 50 копеек = 15 685 рублей 80 копеек.
При этом, по мнению суда не имеются достаточные основания для удовлетворения требований истца в части возложения обязанности на ответчика выплачивать в пользу истца средний месячный заработок на период его трудоустройства, поскольку данная обязанность возложена на работодателя трудовым законодательством.
В процессе судебного разбирательства истцом не заявлены требования к ответчику о компенсации морального вреда.
В то же время, истцом заявлено требование о взыскании с ответчика судебных расходов за оказанные юридические услуги в размере 7 000 рублей, с документальным подтверждением указанных расходов.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 ГПК РФ. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Архипова С.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 320, 321 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Архипова С.А. - удовлетворить частично.
Изменить основание и дату увольнения Архипова С.А. на увольнение в связи с сокращением штатов на основании п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с муниципального казенного учреждения Управление сельского хозяйства и продовольствия муниципального района Исаклинский Самарской области» в пользу Архипова С.А. денежную компенсацию выходного пособия на день увольнения в размере среднего месячного заработка в сумме 15 685 (пятнадцать тысяч шестьсот восемьдесят пять) рублей 80 копеек; судебные расходы в сумме 5 000 (пять тысяч) рублей.
В остальной части в удовлетворении иска Архипову С.А. - отказать.
Взыскать с муниципального казенного учреждения Управление сельского хозяйства и продовольствия муниципального района Исаклинский Самарской области» в доход государства государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда в течение месяца со дня принятия мотивированного решения путем подачи жалобы через Исаклинский районный суд Самарской области.
Мотивированное решение принято 30 марта 2015 года.
Судья: