Судья Маркин Э.А. Дело № 33а-33861/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова Е.А.,
судей Чиченевой Н.А., Варламовой Е.А.,
при секретаре Каландаровой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 7 декабря 2016 года апелляционную жалобу ТСН «Орбита» на решение Королевского городского суда Московской области от 13 июля 2016 года по делу по административному иску ТСН «Орбита» к Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» о признании незаконным предписания,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
установила:
ТСН «Орбита» обратилось в суд с административным иском к Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской <данные изъяты>» о признании незаконным предписания от 21 декабря 2015 года <данные изъяты>.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что 15 декабря 2015 года ТСН «Орбита» получило от административного ответчика запрос в рамках рассмотрения коллективного обращения по вопросу неправомерного начисления платы за коммунальные услуги в <данные изъяты> по адресу<данные изъяты>.
16 декабря 2015 года ТСН «Орбита» передало административному ответчику следующие документы: копию свидетельства ОГРН ТСН «Орбита»; копию свидетельства о постановке на налоговый учет; копию протокола № 1 ежегодного общего собрания собственников помещений жилого дома; копию протокола № 2 заседания Правления ТСН «Орбита»; копию сметы расходов; копию штатного расписания; копию перечня услуг, оказываемых с целью надлежащего содержания и ремонта общего имущества жилого дома; копию протокола № 5 заседания Правления; копию протокола № 6 заседания Правления; тарифы и нормативы по коммунальным услугам; копию договора № <данные изъяты> от 14 октября 2015 года; копию договора № <данные изъяты> от 14 октября 2015 года; копию технического паспорта здания; копию обращения граждан в ТСН «Орбита» от 28 октября 2015 года; копию ответа на обращение от 14 октября 2015 года; сведения об объемах потребленной электроэнергии за сентябрь и октябрь 2015 года; акт допуска узла учета воды к эксплуатации от 17 ноября 2015 года; акт установки водомерного счетчика; акт <данные изъяты> от 17 ноября 2015 года.
21 декабря 2015 года Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» выдало предписание, согласно которому на ТСН «Орбита» возлагается обязанность выполнить перерасчет с сентября по ноябрь 2015 года за содержание и ремонт жилых помещений, вывоз и складирование ТБО и КГМ, обслуживание мусоросборных площадок, за дополнительную услугу возмещения расходов за ремонт трубопроводов горячего водоснабжения.
ТСН «Орбита» с вынесенным предписанием не согласно, просило признать его незаконным, поскольку позиция административного ответчика ошибочно основана на том, что плата за содержание и ремонт общего имущества в жилом доме, а также решение о возмещении расходов за ремонт трубопровода горячего водоснабжения, относящегося к общему имуществу жилого дома, должны быть утверждены общим собранием собственников помещений жилого дома, тогда как, по мнению административного истца, данные вопросы относятся к компетенции органов управления ТСН.
В судебном заседании представитель административного истца Власов И.В. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика Забровский И.С. иск не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление (л.д. 47-51).
Решением Королевского городского суда Московской области от 13 июля 2016 года в удовлетворении административного искового заявления ТСН «Орбита» отказано.
В апелляционной жалобе ТСН «Орбита» просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены в установленном законом порядке. В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» от 25 ноября 2015 года <данные изъяты> была проведена внеплановая, документарная проверка в отношении ТСН «Орбита», целью которой являлась проверка обращения <данные изъяты> по вопросу начисления платы за коммунальные услуги в <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> (л.д. 52).
О месте и времени проведения указанной проверки ТСН «Орбита» было извещено Уведомлением от 18 декабря 2015 года <данные изъяты>, в котором товариществу также предлагалось представить документы, необходимые для достижения целей и задач проверки (л.д. 54).
По результатам проверки Главным управлением Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» составлен Акт проверки <данные изъяты> от 21 декабря 2015 года и выдано предписание <данные изъяты> от 21 декабря 2015 года, согласно которому ТСН «Орбита» надлежит выполнить следующие мероприятия (работы) в целях устранения причин и последствий допущенных нарушений: произвести перерасчет с сентября 2015 года по ноябрь 2015 года за содержание и ремонт жилых помещений, вывоз и складирование ТБО и КГМ, обслуживание мусоросборных площадок, с сентября 2015 года по ноябрь за дополнительную услугу возмещение расходов за ремонт трубопроводов горячего водоснабжения производится с нарушением действующего законодательства всем собственникам и нанимателям по адресу: <данные изъяты>; проводить начисления, не допуская нарушений действующего законодательства. Срок исполнения - 6 мая 2016 года (л.д. 55-57, 58-59).
В соответствии с пунктами 10, 11 Положения о Главном управлении Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области», утвержденного постановлением Правительства Московской области от 2 июля 2013 года <данные изъяты>, Госжилинспекция Московской области создана в целях реализации полномочий Московской области по осуществлению регионального государственного жилищного надзора.
Основными задачами Госжилинспекции Московской области являются:
предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности;
принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;
систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований;
проведение анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности;
осуществление жилищного надзора за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг.
Полномочия Госжилинспекции Московской области перечислены в пункте 12 названного Положения.
Согласно пункту 14 Положения Госжилинспекция Московской области (должностные лица Госжилинспекции Московской области) в целях реализации полномочий имеет право, в том числе:
- запрашивать и получать в установленном порядке от органов исполнительной власти Московской области, органов местного самоуправления, организаций и физических лиц информацию, необходимую для реализации полномочий в сфере деятельности Госжилинспекции Московской области;
- давать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
В силу пункта 9 Порядка осуществления государственного жилищного надзора на территории Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 2 июля 2013 <данные изъяты>-ПП, государственный жилищный надзор осуществляется посредством: организации и проведения проверок органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению обязательных требований; принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений; систематического наблюдения за исполнением обязательных требований; анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии со статьей 144 ЖК РФ органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.
Согласно части 1 статьи 145 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.
К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится, в том числе, установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества (пункт 4 части 2 статьи 145 ЖК РФ).
Статьей 155 ЖК РФ предусмотрено, что члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса (часть 5).
Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса (часть 6).
В соответствии с частями 7, 8 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Как следует из материалов дела, ТСН «Орбита» не представило по запросу административного ответчика копию решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном <данные изъяты> о выборе способа управления данным домом, что не опровергнуто представителем административного истца. В деле данный документ также отсутствует.
Доказательства передачи административному ответчику копии протокола общего собрания членов ТСН «Орбита», подтверждающего правомерность начислений за содержание и ремонт жилых помещений, вывоз и складирование ТБО и КГМ, обслуживание мусоросборных площадок, возмещение расходов за ремонт трубопроводов горячего водоснабжения, суду также не представлены.
Доводы административного истца о том, что 16 декабря 2015 года им административному ответчику были переданы перечисленные в административном исковом заявлении документы, являются несостоятельными, поскольку о проведении внеплановой проверки ТСН «Орбита» стало известно из уведомления от 18 декабря 2015 года.
Проанализировав приведенные выше правовые нормы, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных ТСН «Орбита» требований, поскольку Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» при осуществлении контроля действовало в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии с требованиями действующего законодательства, права и законные интересы административного истца не были нарушены. Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения, поскольку судом при разрешении спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы ТСН «Орбита» аналогичны доводам, приводившимся в административном исковом заявлении, не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Королевского городского суда Московской области от 13 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ТСН «Орбита» – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: