РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень 10 декабря 2019 года
Судья Ленинского районного суда г.Тюмени Осипов А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №12-1182/2019 по жалобе представителя общества с ограниченной ответственностью «Строй – Экспо» Волковой И.В. на постановление № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным заместителем главного государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды, начальником управления государственного надзора Департамента недропользования и экологии Тюменской области ФИО4 общество с ограниченной ответственностью «Строй-Экспо» (далее – ООО «Строй-Экспо») подвергнуто за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
С данным постановлением не согласно ООО «Строй-Экспо», в жалобе, представленной представителем Волковой И.В., просят постановление отменить и прекратить производство по делу за малозначительностью. Требования мотивирует тем, что из материалов дела не следует, что именно ООО «Строй-Экспо» осуществляло какие-либо действия. Наоборот ООО «Строй-Экспо» в ходе производства по делу поясняло, что сброс отходов производство, потребления, иных коммунальных отходов производится неустановленными третьими лицами, так как деятельность по завершению строительства, а также иная деятельность по эксплуатации объектов на земельном участке с кадастровым номером № со стороны ООО «Строй-Экспо» вообще не производится. Инкриминируемое административное правонарушение не может быть совершено путем бездействия. Считают, что ООО «Строй-Экспо» необоснованном привлечено к административной ответственности.
Согласно представленному отзыву на жалобу Департамент недропользования и экологии Тюменской области просят постановление № от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу без удовлетворения по следующим основаниям. К указанным в жалобе юридического лица доводам Департамент недропользования и экологии Тюменской области относится критически. Указывают, что именно бездействие ООО «Строй-Экспо», как арендатора земельного участка, выразившееся в не проведении мероприятий по защите земель от загрязнения отходами являются незаконным, влечет нарушение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, а также возможность причинения вреда здоровью неопределенному кругу лиц. Допустив на арендуемом земельном участке размещение бытовых и промышленных отходов, ООО «Строй-Экспо» не выполнило свои обязанности по соблюдению требований закона по недопущению загрязнения земельного участка. Следовательно, довод жалобы об отсутствии доказательств вины по захламлению участка несостоятельны. Довод о том, что обнаруженные отходы не являются результатом производственной деятельности ООО «Строй-Экспо» и размещены неустановленными лицами не имеют правого значения, так как ООО «Строй-Экспо» является арендатором земельного участка и в силу п. 2 ч.2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления. Вмененное ООО «Строй- Экспо» нарушение требований законодательства не позволяют сделать вывод об отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде. В данном случае пренебрежительное отношение ООО «Строй-Экспо» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на него законодательством, регламентирующих порядок обращения с отходами производства и потребления, создается угроза загрязнения, захламления и другой порчи земель. В связи, с чем в данном конкретном случае, возможность замены административного штрафа на предупреждение не усматривается. Назначенное ООО «Строй-Экспо» административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного минимальной санкцией ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, согласуется с его предупредительными целями, соответствуют принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. Дополнительно сообщаю, что за своевременную очистку земельного участка от отходов производства и потребления постановлением мирового судьи судебного участка « 1 Центрального судебного района г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Строй-Экспо» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, административный штраф уплачен.
В судебном заседании представитель ООО «Строй-Экспо» Волкова И.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ доводы жалобы поддержала по основаниям в ней изложенным.
Представитель заинтересованного лица Департамента недропользования и экологии Тюменской области Ниязов Р.М., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, доводы, изложенные в отзыве подержал, суду пояснил, что вина ООО «Строй-Экспо» во вменяемом административном правонарушении доказана в полном объеме.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд находит постановление подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с положениями статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель.
В силу ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим КоАП РФ, федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ сброс отходов производства и потребления на почву запрещен, равно как и запрещено размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
За несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Судом установлено, что в соответствии с приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении ООО «Строй-Экспо» проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки фактов, изложенных в мотивированном представлении от ДД.ММ.ГГГГ б/н, подготовленном на основании поступившей информации из ООО «ТЭО» (вх № от ДД.ММ.ГГГГ) о несанкционированном месте размещения твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером №. расположенном по адресу. <адрес>, <адрес> <адрес>: <адрес>, правообладателем, которого является ООО «СТРОЙ-ЭКСПО», по результатам которой выявлено нарушение требований законодательства, выразившееся в том, что на земельном участке с кадастровым номером № допущен сброс (размещение) отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов на почву.
Как усматривается из материалов ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенного осмотра земельного участка с кадастровым номером № установлены места сброса (размещения) отходов производства и потребления на почве, в том числе твердые коммунальные отходы. Координаты мест размещения отходов: 1 место - 57°05’29.70"с.ш. 65°37"27.80"в.д. Виды размещенных на почве отходов: тара полиэтиленовая незагрязненная, тара стеклянная незагрязненная, мешки полиэтиленовые с мусором; 2 место - 57°05"31 30"с.ш. 65°37"23.50"в д. Виды размещенных на почве отходов: бой кирпича в мешках, бой строительных блоков в мешках, тара полиэтиленовая незагрязненная; 3 место - 57°05"36.50"с.ш. 65°37"19 60"в.д. Виды размещенных на почве отходов: растительные отходы при уходе за посадками, упаковка из бумаги и/или картона в смеси незагрязненная.; 4 место - 57°05"37.20"с.ш. 65°37"21 60"в д. Виды размещенных на почве отходов: отходы линолеума незагрязненные, древесные отходы от сноса и разборки зданий, отходы пластика в кусковой форме, отходы металла в кусковой форме, тем самым нарушаются требования части 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 2 статьи 13 статьи 42 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Вина ООО «Строй-Экспо» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ подтверждается следующими доказательствами: протоколом № об административном правонарушении от 2008.2019 года; актом проверки Департаментом недропользования и экологии Тюменской области юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ; актом осмотра территории № от ДД.ММ.ГГГГ; фототаблицей; предписанием об устранении нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды, о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда окружающей среде от ДД.ММ.ГГГГ; копией договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ; копией акта приема – передачи в аренду земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; копией дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; копиями свидетельств о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ; решением о согласовании проведения внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ; приказом о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ; копией сообщения ООО «ТЭО» от ДД.ММ.ГГГГ; сведения их Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости; карточкой предприятия.
Допустимость и достоверность принятых во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, заместитель главного государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды, начальником управления государственного надзора Департамента недропользования и экологии Тюменской области Митева И.В. пришла к обоснованному выводу о доказанности вины ООО «Строй-Экспо» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Материалы дела свидетельствуют о наличии в действиях ООО «Строй-Экспо» события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО «Строй-Экспо» приняты все зависящие от нее меры по соблюдению положений действующего законодательства. ООО «Строй-Экспо» таких доказательств не представлено.
При таких обстоятельствах, действия ООО «Строй-Экспо» по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Доводы жалобы сводятся к переоценке установленных должностным лицом обстоятельств и доказательств.
Постановление о привлечении ООО «Строй-Экспо» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и является минимальным.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления, не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 30.1- 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Строй-Экспо» оставить без изменения.
Жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.В. Осипов