Решение по делу № 2-419/2015 ~ М-310/2015 от 06.04.2015

№ 2-419/2015 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Колесниковой Д.А.,

при секретаре судебного заседания Габовой Е.А.,

рассмотрев в с. Выльгорт «26» июня 2015 года в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района в интересах С. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»,

установил:

Прокурор Сыктывдинского района в интересах Сидоровой А.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский». Требования мотивированы тем, что С.., <данные изъяты> года рождения, относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В <дата> года С. обратилась в администрацию муниципального района «Сыктывдинский» с запросом о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский». Решением комиссии по вопросам учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях С. отказано во включении в указанный список по тем основаниям, что С. зарегистрирована и выявлена в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, в муниципальном районе «<данные изъяты>», в этом же районе истец передан в детское государственное учреждение. Полагая данный отказ незаконным, прокурор просит суд возложить на ответчика обязанность включить С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Истец С.., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

В судебном заседании Семёнов С.Ю., участвующий от имени прокурора Сыктывдинского района, настаивал на заявленных требованиях по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что доводы представителя ответчика, по которым последний находит исковые требования неподлежащими удовлетворению, основаны на неверном толковании норм материального права.

Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Морокова Л.В., уполномоченная соответствующей доверенностью, с требованиями прокурора не согласилась, в обоснование своих возражений ссылалась на порядок постановки на учет, в соответствии с которым лицо, оставшееся без попечения родителей, может быть включен в список по месту выявления ребенка, по месту жительства опекуна или по месту нахождения организации для детей-сирот и детей, тогда как в рассматриваемом случае указанный порядок не соблюдается. Кроме того, при рассмотрении дела установлено, что С. состоит на учете как лицо, оставшееся без попечения родителей, в органе поселения «<данные изъяты>». С учетом изложенных обстоятельств, представитель ответчика находила требования прокурора неподлежащим удовлетворению.

Суд, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, материалы учетного дела С.., суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.

При рассмотрении дела установлено, что С., <данные изъяты> года рождения, <данные изъяты> признана лицом, оставшейся без попечения родителей.

Постановлением главы муниципального района «<данные изъяты>» от <дата> С. передана в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «<данные изъяты> детский дом».

Как следует из материалов дела, С. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, – однако по данному адресу никогда не проживала.

При этом судом установлено и лицами, участвующими в рассмотрении дела, не оспаривалось, что с момента выпуска из учебного учреждения С. проживает в Сыктывдинском районе, имеет регистрацию по месту пребывания на срок с <дата> по <дата> по адресу: <адрес>, Сыктывдинский район, Республика Коми.

Судом установлено, что 15.10.2015 С. обратилась в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» с запросом о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».

Уведомлением от <дата> администрацией муниципального района «Сыктывдинский» сообщено С.., что по результатам рассмотрения ее заявления во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» решением комиссии отказано по причине того, что С. была выявлена в качестве лица, оставшегося без попечения родителей на территории муниципального образования муниципального района «<данные изъяты>».

Полагая отказ органа местного самоуправления во включении С. в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, незаконным, и находя права С. на жилище нарушенными, прокурор обратился с настоящим заявлением.

Разрешая требования по существу, суд исходит из следующего.

Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту – Закон) определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, данный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.

Статьей 1 Закона даны определения понятий «детей-сирот» и «лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в частности, дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу пункта 1 статьи 8 названного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом указанного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с пунктом 9 статьи 8 Закона, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены приведенной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно ч.1 ст.1 Закона Республики Коми от 7 декабря 2012 года № 104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон №104-РЗ) органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным

В соответствии со ст.3 Закона №104-РЗ включение граждан, достигших возраста 14 лет, в список осуществляется органами местного самоуправления на основании запросов граждан или их законных представителей о включении в список, поданных ими по форме в соответствующий орган местного самоуправления, на основании документов и сведений, определенных данной статьей.

Статья 5 Закона №104-РЗ определяет основания отказа во включении гражданина в список, в числе которых не представление документов, предусмотренных законом; представление через организацию почтовой связи, иную организацию, осуществляющую доставку корреспонденции, документов, не заверенных в установленном федеральным законодательством порядке; не подтверждение права гражданина на включение в список; а также в случае, предусмотренном статьей 4 настоящего Закона.

Решение об отказе во включении гражданина в список должно содержать основания такого отказа в соответствии с частью 1 приведенной статьи.

Анализ изложенного позволяет сделать однозначный вывод, что региональное законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований к отказу во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

Судом установлено и представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось, что С.. нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, жилых помещений в собственности не имеет.

Таким образом, с учетом установленных при рассмотрении настоящего дела обстоятельств, суд приходит к выводу, что С.., являясь лицом, относящимся к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании, жилым помещением в смысле действующего законодательства, регулирующего вопросы оказания государственной поддержки категории социально незащищенных граждан, не обеспечена, а равно имеет право на получение жилого помещения как лицо, оставшееся без попечения родителей.

При этом довод представителя ответчика о том, что жилое помещение истцу должно быть предоставлено по месту выявления в муниципальном районе «<данные изъяты>», суд находит несостоятельным как противоречащий федеральному законодательству, поскольку единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Из материалов дела усматривается, что после выпуска из государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом » п. <данные изъяты> С.. обучалась по очной форме обучения в <данные изъяты>», находясь на полном государственном обеспечении, при этом проживала в Сыктывдинском районе.

Как указывалось выше, при рассмотрении дела достоверно установлено, что С.. имеет регистрацию по месту пребывания на срок с <дата> по <дата> по адресу: <данные изъяты> Сыктывдинский район, Республика Коми, – где проживает со своим малолетним ребенком и намерена остаться проживать в Сыктывдинском районе. Материалами дела также подтверждается, что В.., <дата> года рождения, являющийся сыном истца, зачислен в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад <данные изъяты>, что также, по убеждению суда, свидетельствует о проживании истца на территории Сыктывдинского района.

Довод представителя администрации муниципального района «Сыктывдинский» о том, что С. вправе претендовать на включение ее в соответствующий список и предоставление жилья в помещениях муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района «<данные изъяты>» основан на том, что местом выявления и первичного направления в детское учреждение истца являлся <данные изъяты> район, вместе с тем, как указывалось выше, критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства рассматриваемой категории лиц, в связи с чем, данный довод представителя ответчика суд находит несостоятельным.

При этом наличие в материалах настоящего дела сведений о постановке С. на учет в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, в администрации сельского поселения «<данные изъяты>» также не может являться основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований истца, поскольку Закон № 104-РЗ государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, наделяет органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов, а не сельских поселений, в связи с чем, в рассматриваемом случае постановка С.. на обозначенный выше учет в органе местного самоуправления поселения не имеет правового значения.

Таким образом, с учетом вышеизложенных обстоятельств и норм материального права, учитывая, что истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимая во внимание, что ответчиком, в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, не представлено доказательств, свидетельствующих об обеспеченности истца жилым помещением, суд приходит к выводу о том, что С. вправе претендовать на предоставление ей для проживания жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма на территории Сыктывдинского района, в связи с чем, требования прокурора о возложении обязанности на администрацию муниципального района «Сыктывдинский» включить С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, подлежат удовлетворению.

Поскольку датой включения гражданина в список считается дата принятия органом местного самоуправления решения о включении гражданина в список в соответствии с Законом №104-РЗ, суд находит обоснованными требования прокурора о включении истца в список <дата>, то есть датой, когда комиссией по вопросам учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принято незаконное решение об отказе включить в список С.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░>.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░░░ 2015 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░

2-419/2015 ~ М-310/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сидорова Анна Владимировна
Прокурор Сыктывдинского района
Ответчики
администрация муниципального образования муниципального района (АМОМР) "Сыктывдинский"
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Колесникова Диана Александровна
Дело на сайте суда
skdsud--komi.sudrf.ru
06.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.04.2015Передача материалов судье
10.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.05.2015Предварительное судебное заседание
18.06.2015Судебное заседание
26.06.2015Судебное заседание
01.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2017Дело оформлено
22.11.2017Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее