Гражданское дело №2-4963/2014
Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 августа 2014 года г.Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
Председательствующего судьи Полянской Е.Н.
При секретаре Бобриневой Н.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каракулова АВ, Каракуловой ОВ к администрации г. Красноярска о взыскании денежной суммы,
УСТАНОВИЛ:
Каракулов А.В., Каракулова О.В. обратились с иском к администрации г. Красноярска о взыскании денежных средств, требования мотивировали тем, что имея в собственности <адрес>, обратились в администрацию <адрес> о приобретении жилого помещения большей площади на основании «Положения о порядке льготной продажи жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности работникам муниципальных предприятий и учреждений системы образования, здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты граждан, транспорта, городского хозяйства, молодежной политики, нуждающимся в жилых помещениях» от 28.06.2012(далее- Положение), истцам было разъяснено, что они подпадают под условия данного Положения.
Согласно пункта 16 Положения, граждане, состоящие на учете, и члены их семей выкупают (приобретают по договору мены) муниципальное жилое помещение за 50% его рыночной стоимости, которые являются продажной стоимостью.
Пунктом 21 Положения установлено, что гражданам, состоящим на учете, и членам их семей, не имеющим на праве собственности жилых помещений, муниципальные жилые помещения передаются в общую долевую собственность путем заключения договоров купли-продажи с рассрочкой платежа сроком на 10 лет.
Гражданам, состоящим на учете, и членам их семей, имеющим в собственности жилые помещения, муниципальные жилые помещения передаются в общую долевую собственность по договорам мены с доплатой разницы между продажной стоимостью муниципального жилого помещения и рыночной стоимостью жилого помещения, передаваемого в муниципальную собственность, с рассрочкой платежа сроком на 5 лет.
В соответствии с пунктом 22 Положения, если стоимость жилого помещения, передаваемого в муниципальную собственность, превышает продажную стоимость приобретаемого гражданами и членами их семей муниципального жилого помещения, мена производится без доплаты разницы стоимости обмениваемых жилых помещений.
Из приведенных норм Положения следует, что те граждане, которые вносят денежные средства за приобретаемое жилое помещение, находятся в более выгодном положении чем те граждане, которые обменивают свою квартиру стоимостью превышающую продажную стоимость квартиры.
ДД.ММ.ГГГГ между истцами и ответчиком был заключен договор мены жилых помещений, в соответствии с которым рыночная стоимость переданной истцам квартиры по <адрес> составила 3 138 000 руб., продажная стоимость -1 569 000 руб. Рыночная стоимость <адрес>, переданной истцами ответчику, составила 2 284 000 руб.
Если бы истцы вносили деньги, то заплатили бы 1 569 000 руб., фактически же они передали ответчику квартиру стоимостью 2 284 000 руб., то ест больше на 715 000 руб.
Ссылаясь на положения ст.ст.568, 15 ГК РФ, просят взыскать с ответчика в пользу каждого истца по 357 000 руб.
В судебном заседании представитель истцов Варфоломеев В.А., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования поддержал по изложены в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации г. Красноярска Бахарева Е.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала, поддержала доводы письменных возражений, приобщенных к материалам дела.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в целях стабилизации кадровой ситуации в муниципальных предприятиях и учреждениях системы образования, здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты граждан, транспорта, городского хозяйства, молодежной политики, создания условий для реализации гражданами, являющимися работниками указанных организаций, нуждающимися в улучшении жилищных условий, права на жилище путем его приобретения за доступную плату, руководствуясь Гражданским кодексом Российской Федерации, статьями 41, 58, 59, 65 Устава города Красноярска, принято Положение о порядке льготной продажи жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, работникам муниципальных предприятий и учреждений системы образования, здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты граждан, транспорта, городского хозяйства, молодежной политики, нуждающимся в жилых помещениях.
Положение регулирует порядок продажи жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, включенных в фонд коммерческого использования (далее - муниципальные жилые помещения), работникам муниципальных предприятий и учреждений системы образования, здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты граждан, транспорта, городского хозяйства, молодежной политики, нуждающимся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) и желающим их приобрести на льготных условиях (пункт1).
В рамках реализации Положения муниципальные предприятия и учреждения системы образования, здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты граждан, транспорта, городского хозяйства, молодежной политики ведут учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) и желающих их приобрести на условиях настоящего Положения (далее - учет)(пункт 2).
Пунктом 3 Положения установлено, что правом состоять на учете обладают граждане, указанные в пункте 1 настоящего Положения и отвечающие одному из следующих требований:
а) обеспеченность общей площадью на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (нуждаемость);
б) проживание в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, либо в жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, независимо от размеров занимаемого жилого помещения, при отсутствии другой жилой площади;
в) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с больным (по заключению учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно, при отсутствии другой жилой площади;
г) проживание в общежитиях (за исключением проживания в переданных в собственность граждан жилых помещениях в общежитиях) при отсутствии другой жилой площади;
д) проживание в служебных жилых помещениях при отсутствии другой жилой площади;
е) документально подтвержденное проживание в жилых помещениях на условиях коммерческого найма (поднайма, аренды) при отсутствии другой жилой площади;
ж) проживание в жилых помещениях на условиях безвозмездного пользования у третьих лиц (родственников, знакомых и т.д.) при отсутствии прав на данное помещение и другой жилой площади;
наличие у гражданина и членов его семьи гражданства Российской Федерации, регистрация граждан и членов их семей по месту постоянного жительства в городе Красноярске;
осуществление гражданами трудовой деятельности по основному месту работы в муниципальных предприятиях и учреждениях системы образования, здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты граждан, транспорта, городского хозяйства, молодежной политики в городе Красноярске.
Пунктом 15 Положения установлено, что муниципальные жилые помещения могут реализовываться на условиях настоящего Положения гражданам, состоящим на учете, и членам их семьи на основании договоров купли-продажи или мены.
В соответствии с пунктом 16 Положения, рыночная стоимость муниципального жилого помещения, а также жилого помещения, передаваемого гражданами, состоящими на учете, и членами их семьи в муниципальную собственность по договору купли-продажи (мены), определяется на основании отчета об оценке недвижимости, исполненного организацией, уполномоченной согласно действующему законодательству на осуществление указанной деятельности, в соответствии с заключаемым администрацией города договором (муниципальным контрактом) на оказание данных услуг.
Согласно пункту 17 Положения, граждане, состоящие на учете, и члены их семей выкупают (приобретают по договору мены) муниципальное жилое помещение за 50% его рыночной стоимости, которые являются продажной стоимостью.
В соответствии с пунктом 22 Положения, гражданам, состоящим на учете, и членам их семей, не имеющим на праве собственности жилых помещений, муниципальные жилые помещения передаются в общую долевую собственность путем заключения договоров купли-продажи с рассрочкой платежа сроком на 10 лет.
Гражданам, состоящим на учете, и членам их семей, имеющим в собственности жилое помещение, муниципальные жилые помещения передаются в общую долевую собственность по договорам мены, с доплатой разницы между продажной стоимостью муниципального жилого помещения и рыночной стоимостью жилого помещения, передаваемого в муниципальную собственность, с рассрочкой платежа сроком на 5 лет.
В силу пункта 23 Положения, если стоимость жилого помещения, передаваемого в муниципальную собственность, превышает продажную стоимость приобретаемого гражданами и членами их семей муниципального жилого помещения, мена производится без доплаты разницы стоимости обмениваемых жилых помещений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцам Каракулову А.В.. Каракуловой О.В., их несовершеннолетнему сыну Каракулову А.А. на праве общей долевой собственности принадлежало жилое помещение- квартира, расположенная по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты>. по 1/3 доли в праве.
Каракулова О.В. работает в МОБУДОД «Детская музыкальная школа №8» преподавателем хорового пения, состояла в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на учете в главном управлении культуры администрации г. Красноярска в соответствии с пунктами 2,3 приведенного Положения.
В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ в жилищную комиссию Главного управления культуры администрации г. Красноярска Каракулова О.В. выразила согласие на приобретение двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу <адрес> общей площадью <данные изъяты>. на условиях мены в соответствии с приведенным Постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ №№.
Распоряжением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ управлению учета и реализации жилищной политики администрации города предписано подготовить и заключить договор мены <адрес> общей площадью <данные изъяты>., находящейся в муниципальной собственности, на <адрес> общей площадью <данные изъяты>., принадлежащую на праве общей долевой собственности Каракулову А.В., Каракуловой О.В., Каракулову А.А., мену произвести без доплаты.
ДД.ММ.ГГГГ между Каракуловой О.В., действующей в интересах своих и несовершеннолетнего Каракулова А.А. и Краакуловым А.В. с одной стороны, и муниципальным образованием г. Красноярск в лице администрации г. Красноярска- с другой, заключен договор мены жилых помещений, по условиям которого администрация передает, а истцы принимают в общую долевую собственность <адрес> общей площадью <данные изъяты>., рыночная стоимость которой составляет 3 138 000 руб. Граждане передают, а администрация принимает в муниципальную собственность <адрес>, общей площадью <данные изъяты> рыночная стоимость квартиры составляет 2 284 000 руб.
Пунктом 9 договора установлено, что цена сделки определяется сторонами в сумме 3 138 000 руб., обмен жилых помещений стороны производят без доплаты разницы стоимости обмениваемых жилых помещений. Договор считается заключенным с момента его подписания сторонами. Право общей долевой собственности истцов и их несовершеннолетнего сына на квартиру по <адрес> зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
В силу ст.307 ГК РФ, обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ стороны свободны в заключении договора и его условия определяют по своему усмотрению.
По правилам ст. 567 ГК РФ, по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже (глава 30), если это не противоречит правилам настоящей главы и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.
Как установлено ст.568 ГК РФ, если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности.
В случае, когда в соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, суд находит, что условия, на которых осуществлялся обмен жилыми помещениями между истцами и ответчиком, установлены в договоре мены в соответствии с нормативно- правовым актом органа местного самоуправления и не противоречат нормам действующего законодательства. Подписывая указанный договор, истцы согласились с его условиями и договор не оспаривали и не оспаривают. Более того, из приведенного договора видно, что в результате обмена истцам предоставлена в собственность квартира большей площадью и рыночной стоимостью. Обязанность ответчика выплатить истцам разницу между продажной стоимостью переданной им квартиры и рыночной стоимостью квартиры, переданной ими ответчику по договору мены, не вытекает ни из действующего законодательства, ни из договора, согласованного и подписанного сторонами.
В обоснование требований истцы, в том числе ссылаются на ст.15 ГК РФ. Между тем, в силу части 2 приведенной нормы, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В нарушение ст.56 ГПК РФ, истцами суду не представлено доказательств нарушения их прав, наличие убытков и обязанность их возмещения ответчиком.
При таком положении правовые основания для удовлетворения исковых требований у суда отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Каракуловой ОВ, Каракулова АВ отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий /подпись/ Е.Н. Полянская
Копия верна. Судья Е.Н. Полянская