Дело УИД 37RS0019-01-2020-001944-62
№ 2-51/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2021 года г. Иваново
Советский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего судьи Маракасовой Д.В.
при секретаре Копиной Ю.М.,
с участием прокурора Степановой Я.С.,
истца Катырева Б.А.,
представителей ответчика Сивяковой В.Ю., Костиной Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново гражданское дело по иску Катырева Бориса Алексеевича к ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области» о признании незаконными приказов о наказании и увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Катырев Б.А. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, согласно которому просит: признать незаконными приказы военного комиссара Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ № (о выговоре Катыреву Б.А.) и от ДД.ММ.ГГГГ № (об увольнении Катырева Б.А.); обязать ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области» восстановить на работе Катырева Б.А. в должности военного комиссара города Шуи, Палехского и Шуйского района Ивановской области с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ФКУ ««Военный комиссариат Ивановской области» в пользу Катырева Б.А. заработную плату за всё время вынужденного прогула; взыскать с ФКУ ««Военный комиссариат Ивановской области» в пользу Катырева Бориса Алексеевича компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей. Исковые требования мотивированы тем, что истец являлся работником ответчика ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области» с ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего помощника начальника отделения. В последнее время истец работал у ответчика в должности военного комиссара города Шуя, Палехского и Шуйского района Ивановской области. Приказом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № истцу за невыполнение обязанностей, связанных с призывом граждан на военную службу по призыву весной 2020 года, был объявлен выговор. В дальнейшем приказом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № истец за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей по подготовке и призыву граждан на военную службу в 2020 году, а также невыполнение плана призыва к истцу была применена мера дисциплинарного наказания в виде увольнения на основании п.5 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). Истец был извещен уведомлением ответчика № 3\3165 от 24.08.2020 года о расторжении с ним трудового договора 28.08.2020 года. Истец считает, что оба приказа ответчика о применении к нему мер дисциплинарного взыскания: выговор и увольнение на основании п.5 ст.81 ТК РФ являются незаконными. В приказах ответчика о наложении дисциплинарных взысканий в виде выговора и увольнения основанием указывается то, что истцом допущено «невыполнение обязанностей, связанных с призывом граждан на военную службу по призыву весной 2020 года» и «ненадлежащее исполнение служебных обязанностей по подготовке и призыву граждан на военную службу в 2020 году, а также невыполнение плана призыва». Из трудового договора и дополнительных соглашений к нему, заключенных между истцом и ответчиком, не следует, что обязанностью истца является подготовка и призыв на военную службу граждан, а также выполнение плана по призыву. Из обжалуемых приказов также не следует, что данные нарушения были допущены истцом. При этом при проведении дисциплинарного производства ответчиком был нарушен существующий порядок, установленный ст.193 ТК РФ. Ответчик не предоставил истцу возможности до применения дисциплинарного взыскания дать свои объяснения. За каждое дисциплинарное взыскание может быть применена одна мера дисциплинарного взыскания. В рассматриваемом случае и выговор, и увольнение были применены, как меры дисциплинарного взыскания, за одно и то же, за нарушение своих обязанностей и нарушение плана призыва граждан в весенний призыв 2020 года. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Данный срок для применения дисциплинарного взыскания - увольнение был нарушен. Истец также обращает внимание, что ответчиком не был учтён ряд обстоятельств, которые имеют существенное значение для применения мер дисциплинарного взыскания. С марта 2020 по май 2020 года на территории Российской Федерации был объявлен режим повышенной готовности в связи с распространением вируса Covid-19, который предполагал обязательную самоизоляцию граждан и ограничил работу многих государственных учреждений, в том числе, и военного комиссариата в городе Шуя, Палехском и Шуйском районе. Также ответчик не учёл того факта, что истец на основании приказа ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ находился в ежегодном оплачиваемом отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Ответчиком также не учтена личность истца, который имеет выслугу лет 31 год (в льготном исчислении) и 29 лет (в фактическом исчислении), а также является участником и ветераном боевых действий. Все указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконности приказов ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № (о выговоре истцу) и от ДД.ММ.ГГГГ № (об увольнении истца). На основании вышеизложенного истец просит: признать незаконными приказы военного комиссара Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ № (о выговоре) и от ДД.ММ.ГГГГ № (об увольнении); обязать ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области» восстановить на работе Катырева Б.А. в должности военного комиссара города Шуи, Палехского и Шуйского района Ивановской области с 28.08.2020 года; взыскать с ФКУ ««Военный комиссариат Ивановской области» в пользу Катырева Б.А. заработную плату за всё время вынужденного прогула; взыскать с ФКУ ««Военный комиссариат Ивановской области» в пользу Катырева Б.А. компенсацию морального вреда в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Истец Катырев Б.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, указав, что согласно договору, призыв граждан не входит в круг его обязанностей.
Представители ответчика ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области» Сивякова В.Ю., Костина Д.В, действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения заявленных требований по мотивам, подробно изложенным в письменном отзыве на иск.
Заслушав истца, пояснения представителей ответчика, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд установил следующее.
Истец с ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с ФКУ Комиссариат Ивановской области», что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительными соглашениями к нему от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ №, договором о полной индивидуальной материальной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (Том 1 л.д.15-17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25-27, 28, 29, 30, 31, 32-33).
С ДД.ММ.ГГГГ истец замещал должность старшего помощника начальника отделения планирования предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов (по АСУ).
С ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в должности начальника отделения.
С ДД.ММ.ГГГГ истец переведен на должность военного комиссара города Шуя, Палехского и Шуйского районов.
Согласно п.3 Дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ работник обязан выполнять работу в соответствии с должностными (функциональными) обязанностями, установленными настоящим трудовым договором, а также в соответствии со ст.349 ТК РФ выполнять иные обязанности, определенные нормативными актами Министерства обороны РФ, локальными нормативными актами работодателя.
Указом Президента Российской Федерации от 30.03.2020 года с 01.04.2020 года по 15.07.2020 года объявлен призыв на военную службу.
23.06.2020 года ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области» была проведена проверка военного комиссариата г. Шуя, Палехского и Шуйского районов Ивановской области по вопросам призыва граждан на военную службу, по результатам которой назначено и проведено служебное расследование (Том 1 л.д.60-61, 67-68, 98).
Согласно рапорта подполковника Я.С.А. выявлены следующие недостатки: истец не владеет информацией по призванным гражданам; графики работы призывных комиссий представленные в военный комиссариат Ивановской области не соответствуют графикам работы, имеющимся в наличии; отсутствуют протоколы последней призывной комиссии; выявлены заранее подписанные членами призывной комиссии пустые листы не проведённых протоколов; слабо организовано оповещение граждан подлежащих призыву и отправке в войска; не укомплектована команда №11, действенных мер по ее укомплектованию не принимается; работа по отбору призывников в команды не осуществляется; в личных делах призывников в 5 разделе учетной карты призывника на граждан не призванных (не прошедших призывные комиссии) имеются подписи членов призывной комиссии; в личных делах призывников в 5 разделе учетной карты призванных призывников отсутствуют подписи заместителя председателя призывной комиссии и секретаря, не указан дата заседания призывной комиссии и номер протокола заседания призывной комиссии; ответчик и начальник отделения подготовки и призыва граждан З.В.С, мер по выполнению задания по ВУС не принимают; ответчик контроль сдачи экзаменов в ГИБДД призывниками 23.07.2020 года осуществлять не собирается (Том 1 л.д.60-61).
В ходе проверки от истца затребованы письменные объяснения, которые необходимо было представить в срок до 15 час. 00 мин. 26.06.2020 года (Том 1 л.д.63, 67-68).
Письменные объяснения поступили в ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области» 27.06.2020 года.
По итогам проверки составлено заключение от 26.06.2020 года, которым рекомендовано истцу объявить выговор (Том 1 л.д.73-76).
По заключению служебного расследования приказом военного комиссара Ивановской области от 26.06.2020 года №133 за невыполнение обязанностей связанных с призывом граждан на военную службу по призыву весной 2020 года к истцу применено дисциплинарное взыскание в виде выговора. В Пункте 3 приказа истцу предписано в срок до 15.07.2020 года организовать устранение недостатков выявленных в ходе проверки 23.06.2020 года, обеспечить выполнение установленного наряда на призыв граждан 100% (Том 1 л.д.34).
Уведомлением от 26.06.2020 года Ответчик обязал истца прибыть к 11 час. 00 мин. 29.06.2020 года с докладом о причинах не представления призывников в соответствии с установленным заданием. С собой предписано иметь оригиналы объяснений, представленных сотрудниками военного комиссариата в соответствии с приказом Военного комиссара Ивановской области от 23.06.2020 года №132 (Том 1 л.д.62).
Приказом Военного комиссара Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ № за невыполнение обязанностей связанных с призывом граждан на военную службу по призыву весной 2020 года к истцу применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения по п.5ст.81 ТК РФ (Том 1 л.д.35).
Письмом от 24.08.2020 года истец уведомлен о расторжении трудового договора (Том 1 л.д.59).
24.08.2020 года уведомление о расторжении трудового договора и приказ направлены в военный комиссариат города Шуя, Палехского и Шуйского районов факсом (Том 1 л.д.57, 58).
Приказом Военного комиссара Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ № Катырев Б.А. уволен с должности ДД.ММ.ГГГГ по п.5 ст.81 ТК РФ в связи с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей по подготовке и призыву граждан на военную службу весной 2020 года, а также невыполнение плана призыва (Том 1 л.д.72).
Полагая, что применение дисциплинарного взыскания в виде выговора является незаконным, при увольнении нарушен порядок расторжения трудового договора, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд находит исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению.
Частью 2 ст. 21 ТК РФ установлено, что работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину, соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда (абзацы второй, третий, четвертый, шестой части 2 названной статьи).
В соответствии с ч.1 ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка; привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.
За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям (часть 1 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации).
При этом, к дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (ч. 3 ст. 192 ТК РФ).
Согласно п.5 ст.81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
Частью 5 ст.192 РФ определено, что при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Порядок применения дисциплинарных взысканий установлен ст. 193 ТК РФ.
Статьей 193 ТК РФ предусмотрено, что до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт (части 1 - 6 данной статьи).
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
В п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (далее – Пленум ВС РФ №2) разъяснено, что при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.33 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при разрешении споров лиц, уволенных по пункту 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, следует учитывать, что работодатель вправе расторгнуть трудовой договор по данному основанию при условии, что к работнику ранее было применено дисциплинарное взыскание и на момент повторного неисполнения им без уважительных причин трудовых обязанностей оно не снято и не погашено. Применение к работнику нового дисциплинарного взыскания, в том числе и увольнения по пункту 5 части 1 статьи 81 Кодекса, допустимо также, если неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей продолжалось, несмотря на наложение дисциплинарного взыскания.
В п.34 указанного Постановления Пленума ВС РФ №2 разъяснено, что по делам о восстановлении на работе лиц, уволенных по пункту 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, на ответчике лежит обязанность представить доказательства, свидетельствующие о том, что: 1) совершенное работником нарушение, явившееся поводом к увольнению, в действительности имело место и могло являться основанием для расторжения трудового договора; 2) работодателем были соблюдены предусмотренные частями 3 и 4 статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации сроки для применения дисциплинарного взыскания. При этом следует иметь в виду, что: а) месячный срок для наложения дисциплинарного взыскания необходимо исчислять со дня обнаружения проступка; б) днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий; в) в месячный срок для применения дисциплинарного взыскания не засчитывается время болезни работника, пребывания его в отпуске, а также время, необходимое на соблюдение процедуры учета мнения представительного органа работников (часть 3 статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации)
При рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, уволенного по пункту 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, или об оспаривании дисциплинарного взыскания следует учитывать, что неисполнением работником без уважительных причин является неисполнение трудовых обязанностей или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.) (п. 35 Постановления Пленума ВС РФ N 2).
В п.53 Постановления Пленума ВС РФ N 2 разъяснено, что учитывая это, а также принимая во внимание, что суд, являющийся органом по разрешению индивидуальных трудовых споров, в силу части 1 статьи 195 ГПК РФ должен вынести законное и обоснованное решение, обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.
В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть пятая статьи 192 ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.
Если при рассмотрении дела о восстановлении на работе суд придет к выводу, что проступок действительно имел место, но увольнение произведено без учета вышеуказанных обстоятельств, иск может быть удовлетворен.
По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации и разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению, работник может быть уволен на основании п. 5 ч. 1 ст.81 ТК ФР только при условии неоднократного нарушения своих трудовых обязанностей без уважительных причин. Нарушение трудовых обязанностей признается неоднократным, если, несмотря на дисциплинарное взыскание, которое не снято и не погашено, со стороны работника продолжается или вновь допускается виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей. В этом случае к работнику возможно применение нового дисциплинарного взыскания, в том числе в виде увольнения.
Согласно ст.349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно должностным обязанностям военного комиссара г. Шуя, Палехского и Шуйского районов в задачи структурного подразделения входит: организация и осуществление воинского учета граждан, оказание содействия федеральным органам государственной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и организациям в осуществлении воинского учета – руководящие документы: Приказ МО РФ №018 от 25.02.2000 года, №495 от 18.07.2011 года, от 2005 года №085, методические рекомендации ГШ ВС от 2008 года, Закон 53-ФЗ от 28.03.1998 года, Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 года, №719; организация при участии органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления призыва на военную службу граждан, не пребывающих в запасе – руководящие документы: Приказ МО РФ №400 от 02.10.2007 года, 53-ФЗ от 28.03.1998 года, Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 года №565; проведение при содействии органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и медицинских организаций мероприятий по медицинскому осмотру граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы иных мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу - Приказ МО РФ №400 от 02.10.2007 года, Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 года №565; оповещение граждан, не пребывающих в запасе, о месте и времени явки на мероприятия, связанны с призывом на военную службу направлением для прохождения военной или альтернативной службы - Приказ МО РФ №400 от 02.10.2007 года, Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 года №565; обеспечение выполнения установленных для субъекта РФ и муниципальных образований норм призыва на военную службу - Приказ МО РФ №400 от 02.10.2007 года, Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 года №565; осуществление учета граждан, уклоняющихся о призыва на военную службу, привлечение их к административной ответственности и др. - Приказ МО РФ №400 от 02.10.2007 года, Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 года №565.
Как начальник отдела – должностное лицо истец отвечал: за организацию служебной деятельности военного комиссариата, руководство служебной деятельностью, определение обязанностей личному составу, организацию и осуществление взаимодействия с органами власти, обеспечение выполнения личным составом поставленных задач, полный и качественный учет лиц призывного возраста, осуществление контроля за ходом изучения призывных ресурсов, своевременное и качественное выполнение задания, возложенного на военный комиссариат на призыв граждан в войска и др. (Том 1 л.д.85, 86, 87).
В обязанности истца как военного комиссара входило, в том числе: обеспечивать полный и качественный учет лиц призывного возраста; обеспечивать организацию и контроль за медицинским освидетельствованием, медицинским обследованием при постановке на воинский учет, призыве и наборе на военную службу (Том 1 л.д.91-92).
Согласно п.5 Положения о военном комиссариате г. Шуя, Палехского и Шуйского районов Ивановской области, утвержденного Военным комиссаром Ивановской области (далее – Положение о военном комиссариате), организация деятельности военного комиссариата осуществляется военным комиссариатом Ивановской области.
В разделе II Положения о военном комиссариате определены основные задачи комиссариата, дублирующие соответствующие положения должностной инструкции истца в части задач структурного подразделения.
Согласно п.19 Положения о военном комиссариате комиссариатом руководит военный комиссар г. Шуя, Палехского и Шуйского районов Ивановской области.
Согласно п.20 Положения о военном комиссариате военный комиссар отвечает: за организацию и поддержание боевой и мобилизационной готовности военного комиссариата; за выполнение задач, возложенных на военный комиссариат; за организацию профессионально-должностной и специальной подготовки и др.
Перечень обязанностей военного комиссара установлен п.21 раздела IV Положения о военном комиссариате.
Согласно раздела IV Положения о военном комиссариате не допускается возложение на военного комиссара и подчиненных ему должностных лиц обязанностей, не предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами Министерства обороны РФ.
Согласно п.5 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400 (далее – Инструкция) военный комиссариат: планирует проведение мероприятий по подготовке и проведению призыва граждан на военную службу; организует при содействии органа местного самоуправления (органов местных самоуправлений) проведение мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу; участвует совместно с представителями медицинских организаций в контроле за медицинским освидетельствованием граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет и призыву на военную службу, и прохождением ими медицинского обследования (лечения).
Согласно п. 32 Инструкции военный комиссариат: а) не позднее 2 месяцев до начала очередного призыва граждан на военную службу разрабатывает план подготовки и проведения призыва на военную службу граждан, состоящих на воинском учете, в соответствии с приложением N 26 к настоящей Инструкции и по согласованию с главой местной администрации (главами местных администраций) представляет на утверждение военному комиссару субъекта Российской Федерации. В плане должны быть предусмотрены все мероприятия, необходимые для обеспечения качественной организации призыва граждан на военную службу; г) до 15 марта (15 сентября) запрашивает на граждан, подлежащих очередному призыву на военную службу; д) до 5 марта (до 5 сентября) представляет в военный комиссариат субъекта Российской Федерации сведения о наличии и качественном составе призывных ресурсов согласно приложению N 27 к настоящей Инструкции; е) в 3-дневный срок после доведения военным комиссариатом субъекта Российской Федерации нормы призыва граждан на военную службу в муниципальном образовании разрабатывает согласованный с главой местной администрации (главами местных администраций) расчет наличия и распределения призывных ресурсов для выполнения нормы призыва граждан на военную службу согласно приложению N 28 к настоящей Инструкции и представляет на утверждение военному комиссару субъекта Российской Федерации; ж) не позднее 3-дневного срока после получения выписки из плана отправки граждан со сборного пункта разрабатывает и доводит до главы местной администрации (глав местных администраций) график отправки призывников на сборный пункт в соответствии с приложением N 29 к настоящей Инструкции. График утверждается военным комиссаром.
Согласно п.34 Инструкции после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Таким образом, данными документами четко установлен объем прав и обязанностей военного комиссара, а также задачи военного комиссариата, то есть работника и структурного подразделения.
Рассмотрев требование истца о признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ № об объявлении выговора, суд приходит к следующему.
Как следует из формулировки приказа, мера дисциплинарного взыскания в виде выговора применена в отношении истца «за невыполнение обязанностей связанных с призывом граждан на военную службу по призыву весной 2020 года», то есть содержится общая формулировка.
В приказе отсутствует указание в чем конкретно выразилось неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (служебных) обязанностей, какая норма должностной инструкции, Положения о военном комиссариате г. Шуя, Палехского и Шуйского районов Ивановской области, Инструкции касающаяся выполнения мероприятий по призыву граждан была нарушена истцом.
Вместе с тем, как следует из должностной инструкции военного комиссара г. Шуя, Палехского и Шуйского районов она включает в себя: задачи структурного подразделения (Том 1 л.д. 75-82), задачи должностного лица (Том 1 л.д. 82-84), права должностного лица (Том 1 л.д. 84-85), ответственность (Том 1 л.д. 85-88), обязанности (Том 1 л.д. 89-97).
При этом в разделе «обязанности» иных обязанностей, связанных с призывом граждан на военную службу кроме обеспечения полного и качественного учета лиц призывного возраста и обеспечения организации и контроля за медицинским освидетельствованием, медицинским обследованием при постановке на воинский учет, призыве и наборе на военную службу, не имеется (Том 1 л.д.91-92).
Не содержится иных обязанностей военного комиссара также и в Положении о военном комиссариате, и в Инструкции.
В нарушение ст.193 ТК РФ ответчик, затребовав от истца объяснения до 15 час. 00 мин. 26.06.2020 года и не получив их, не составил соответствующий акт.
Кроме того, при наложении дисциплинарного взыскания ответчиком не принимались во внимание, ни отношение истца к труду, ни тяжесть совершенных, по мнению работодателя проступков, ни обстоятельства их совершения, что следует из пояснения представителя ответчика, данных в судебном заседании 18.12.2020 года (Том 2 л.д.67).
Вместе с тем, как следует из материалов дела и не оспаривалось ответчиком, графики работы призывных комиссий неоднократно менялись, а в период с 27.01.2020 года по 14.05.2020 года, то есть более чем месяц с начала призыва, истец находился на больничном.
В материалах дела имеется также письмо ФГБОУВО Ивановский политех от 28.05.2020 года, согласно которого в график учебного процесса внесены изменения и отчисление студентов произведёт 30.06.2020 года (Том 2 л.д.216).
Однако данные обстоятельства при решении вопроса о привлечении Катырева Б.А. к дисциплинарной ответственности ответчиком во внимание не принимались.
Доказательств обратного не представлено.
При таких обстоятельствах требование истца о признании данного приказа незаконным является обоснованным по праву.
Рассмотрев требование истца о признании незаконным приказа об увольнении суд приходит к следующему.
Принимая решение о расторжении трудового договора по п.5 ч.1 ст.81 ТК РФ, ответчиком не принято во внимание, что расторжение трудового договора по данному основанию является мерой дисциплинарного взыскания, в связи с чем для ее реализации необходимо соблюдение порядка привлечения к дисциплинарной ответственности, установленного ст.193 ТК РФ.
В нарушение ст.193 ТК РФ ответчиком не были затребованы письменные объяснения от истца.
Доводы ответчика о том, что к таким объяснениям следует отнести доклад Катырева Б.А., подготовленный на основании требования от 26.06.2020 года, судом отклоняются (Том 1 л.д.62).
Из данного требования следует, что Катырев Б.А. должен был прибыть с докладом 29.06.2020 года, а также быть готовым доложить о ходе выполнения мероприятий по призыву.
При этом согласно п.3 приказа от 26.06.2020 года №133 срок устранения недостатков, которые по мнению ответчика были выявлены 23.06.2020 года, был установлен до 15.07.2020 года.
При таких обстоятельствах истребование объяснений до установления самого факта невыполнения или ненадлежащего выполнения должностных обязанностей является недопустимым.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о самом факте совершения истцом дисциплинарного проступка, послужившего поводом для издания приказа от ДД.ММ.ГГГГ №.
Содержащаяся в оспариваемом приказе формулировка «за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей по подготовке и призыву граждан на военную службу весной 2020 года, а также невыполнение плана призыва» не позволяет сделать вывод о конкретных допущенных истцом нарушениях (неисполнении или ненадлежащем исполнении) должностных обязанностей.
При том, что обязанности истца однозначно установлены Должностной инструкцией, Положением о военном комиссариате и Инструкцией.
Ссылка представителей ответчика на не выполнение, по мнению ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области» п. 3 приказа от 26.06.2020 года №133 судом отклоняется, поскольку как указано выше письменные объяснения от истца ответчиком не запрашивались.
Суд также принимает во внимание, что в нарушение приведенных выше положений ТК РФ при применении данного вида дисциплинарного взыскания ответчик не учитывал тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение истца, его отношение к труду.
Доказательств обратного ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии у ответчика законных оснований для применения к Катыреву Б.А. дисциплинарного взыскания в виде увольнения с работы по п. 5 ч. 1 ст.81 ТК РФ и наличии оснований для восстановления истца на работе в должности военного комиссара города Шуи, Палехского и Шуйского района Ивановской области.
Согласно п.1 ч.1 ст.234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику неполученный им заработок во всех случаях, незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.
На основании ч.2 ст. 394 ТК РФ орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
В соответствии со ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
В абзаце 4 пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету.
Судом установлено, что при увольнении Истцу выходное пособие не выплачивалось.
Истцом и Ответчиком представлены расчеты среднего дневного заработка.
Согласно расчету ответчика средний дневной заработок истца составил 2379,17 руб.
Согласно расчету истца – 2348,93 руб.
Истец не наставил на расчёте утраченного заработка исходя из расчета ответчика, в связи с чем суд исходит из заявленных истцом требований.
Суд, проверив расчет истца, соглашается с ним частично, поскольку при расчете утраченного заработка за 12 дней октября 2020 года истцом допущена арифметическая ошибка.
Истцом заявлено требование о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула с 28.08.2020 года 28.01.2021 года, что составляет 88 рабочих дней.
Следовательно, размер среднего заработка составит 206705,84 руб. (2348,93 руб. х 88).
В соответствии с ч.4 ст3 и ч. 9 ст.394 ТК РФ суд вправе удовлетворить требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, о компенсации морального вреда.
В соответствии со ст. 237 ТК ФР компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
В обоснование требования о взыскании компенсации морального вреда истцы сослались на то, что их увольнение с работы произведено без законных оснований и с нарушением установленного порядка увольнения.
Судом установлено, что в данном случае имели место незаконные привлечения истца к дисциплинарной ответственности, в том числе, в виде увольнения, что причинило ему нравственные страдания.
Суд полагает возможным согласиться с доводом истца о том, что в связи с неправомерными действиями ответчика, он испытал нравственные страдания, незаконно был лишен возможности трудиться, вынужден был обращаться в суд за защитой своих прав.
При определении размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика, суд учитывает период, в течение которого истец был не трудоустроен, а также то, что истца дважды незаконно привлекли к дисциплинарной ответственности в связи с чем исходя из обстоятельств данного дела, с учетом объема и характера причиненных нравственных страданий, полагает необходимым взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 100000 руб.
Руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Иск Катырева Бориса Алексеевича к ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области» о признании незаконными приказов о наказании и увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать незаконными приказ Военного комиссара Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ № о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора, приказ Военного комиссара Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ № о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения.
Восстановить Катырева Бориса Алексеевича на работе в должности военного комиссара города Шуи, Палехского и Шуйского района Ивановской области.
Взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области» в пользу Катырева Бориса Алексеевича средний заработок за время вынужденного прогула в размере 206705,84 руб., компенсацию морального вреда в сумме 100 000 руб.
Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Д.В. Маракасова
Мотивированное решение суда изготовлено 04.02.2021 года.