Судья Лобойко И.Э. Дело № 33а-18166/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Тереховой Л.Н., Мертехина М.В.,
при помощнике судьи Налапкине А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 16 июня 2021 года апелляционную жалобу межрайонной ИФНС России № 17 по Московской области на решение Люберецкого городского суда Московской области от 05 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению межрайонной ИФНС России № 17 по Московской области к Никифорак Ю. Д. о взыскании транспортного налога за 2014-2017 годы, пени,
у с т а н о в и л а :
Административный истец межрайонная ИФНС России № 17 по Московской области обратилась в суд с административным иском к административному ответчику Никифорак Ю.Д. о взыскании транспортного налога за 2014-2017 годы в размере <данные изъяты> руб., пени по нему в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Административный ответчик Никифорак Ю.Д. административный иск не признал.
Решением Люберецкого городского суда Московской области от 05.08.2020 административный иск удовлетворен частично.
Не согласившись с решением суда, административный истец межрайонная ИФНС России № 17 по Московской области подала на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Разбирательством по административному делу установлено, что по сведениям АИС «Налог» за Никифорак Ю.Д. в органе ГИБДД в 2014-2017 годы были зарегистрированы транспортные средства, в отношении которых был начислен транспортный налог.
23.09.2017 Никифорак Ю.Д. в личный кабинет налогоплательщика сайта ФНС России в сети «Интернет» было доставлено налоговое уведомление <данные изъяты> от <данные изъяты> об оплате транспортного налога за 2014-2016 годы в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 18-20).
15.08.2018 Никифорак Ю.Д. в личный кабинет налогоплательщика сайта ФНС России в сети «Интернет» было доставлено требование <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты> об оплате транспортного налога в размере <данные изъяты> руб., пени по нему в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (л.д. 23-25).
19.08.2018 Никифорак Ю.Д. в личный кабинет налогоплательщика сайта ФНС России в сети «Интернет» было доставлено налоговое уведомление <данные изъяты> от <данные изъяты> об оплате транспортного налога за 2017 год в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 21-22).
01.02.2019 Никифорак Ю.Д. в личный кабинет налогоплательщика сайта ФНС России в сети «Интернет» было доставлено требование <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты> об оплате транспортного налога в размере <данные изъяты> руб., пени по нему в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (л.д. 27-29).
П. 4 ст. 52, п. 6 ст. 69 НК РФ предусмотрены, в том числе, и способы передачи физическому лицу налогового уведомления и требования об уплате налога, пени лично под расписку, направлением по почте заказным письмом, передачей через личный кабинет налогоплательщика.
При наличии в налоговом органе уведомления об использовании (об отказе от использования) личного кабинета налогоплательщика, утвержденного приказом ФНС России от 08.06.2015 № ММВ-7-17/231@ «Об утверждении формы и формата уведомления об использовании (об отказе от использования) личного кабинета налогоплательщика, а также порядка и сроков его направления в налоговые органы физическими лицами», налоговые уведомления и требования об уплате налога направляется физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, через личный кабинет.
Указанные налоговые уведомления и требования были направлены административному ответчику через его личный кабинет ФНС России в сети «Интернет», к которому он имеет доступ, в связи с чем считаются доставленными административному ответчику.
Административным истцом заявлен к взысканию транспортный налог за 2014-2017 годы в размере <данные изъяты> руб.
Поскольку административный ответчик в 2014-2017 годы являлся собственником автомобилей, которые были зарегистрированы на него в органе ГИБДД, то он в соответствие со ст.ст. 23, 57, 356, 357 НК РФ являлся плательщиком транспортного налога за 2014-2017 годы.
Поскольку налоговый орган исполнил свою обязанность, то административный ответчик в соответствие с ч. 6 ст. 58 НК РФ обязан был уплатить транспортный налог за 2014-2017 годы, но этого не сделал, свою обязанность не исполнил до настоящего времени, в связи с чем с него подлежит взысканию транспортный налог за 2014-2017 годы в размере <данные изъяты> руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствие с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу положений ст.ст. 357, 358, 362 НК РФ признание лица налогоплательщиком, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы. Само по себе отсутствие возможности дальнейшей эксплуатации транспортного средства в отсутствие достаточных и достоверных сведений о том, что транспортное средство, как объект налогообложения, уничтожено и его дальнейшая эксплуатация невозможна, что отсутствуют характеристики, соответствующие объекту налогообложения транспортным налогом в силу ст. 358 НК РФ, при неисполнении собственником транспортного средства обязанности по снятию его с регистрационного учета в силу указанных причин не освобождает собственника такого транспортного средства от уплаты налогов на него.
В соответствии с ч. 2 п. 7 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.
Таким образом, зарегистрированное транспортное средство утрачивает статус объекта налогообложения транспортным налогом в случае, если оно выбыло из владения налогоплательщика вследствие кражи (угона), при наличии документов, подтверждающих факт противоправного выбытия.
Исходя из положений ст.ст. 23, 57, 356, 357 НК РФ, у владельца зарегистрированного в установленном действующим законодательством порядке транспортного средства имеется обязанность по оплате транспортного налога.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством РФ порядке.
Таким образом, действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, а поскольку такая регистрация носит заявительный характер, то риски наступления неблагоприятных последствий не совершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.
В соответствии с ч. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде ((в ред. Федеральных законов от 20.10.2005 № 131-ФЗ, от 29.12.2015 № 396-ФЗ).
Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства (абзац введен Федеральным законом от 29.12.2015 № 396-ФЗ).
Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
Налоговый орган произвел начисление административному ответчику транспортного налога на основании сведений органа ГИБДД о зарегистрированных на него транспортных средствах и периодах такой регистрации.
Указанные положения действующего налогового законодательства судом были оставлены без внимания, и суд неправомерно исходил из того, что административный ответчик с момента отчуждения транспортных средств не является плательщиком транспортного налога.
Положением абз. 2 п. 4 ст. 397 НК РФ установлено, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Поскольку налоговые уведомления <данные изъяты> и <данные изъяты> были вынесены 23.09.2017 и 19.08.2018 соответственно, то в них правомерно был включен транспортный налог за 2014-2017 годы, как за три предшествующих года.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Таким образом, для физических лиц списанию подлежит сумма налоговой задолженности по имущественным налогам, к которым относится транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог, образовавшаяся по состоянию на 01.01.2015, а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность.
Поскольку обязанность оплаты транспортного налога наступает в году, следующим за годом, по которому начислен транспортный налог, то задолженность по этому налогу у административного ответчика образовалась после 01.01.2015, в связи с чем не может быть признана безнадежной к взысканию.
Поскольку административный ответчик обязанность по уплате транспортного налога не исполнил, то в соответствие со ст. 75 НК РФ на сумму задолженности по транспортному налогу за период нарушения им своей обязанности подлежит начислению пеня.
Согласно расчета административного истца пени по транспортному налогу, к взысканию заявлена пеня по транспортному налогу за период с 01.12.2017 по 08.08.2018 и с 03.12.2018 по 31.01.2019 в размере, соответственно, <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Данный расчет основан на фактических обстоятельствах административного дела и действующем законодательстве (на размере недоимки по налогу, размерах действовавшей в заявленный период времени процентной ставки рефинансирования Банка России) и принимается судом апелляционной инстанции.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Требованием <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты> был установлен срок оплаты транспортного налога и пени до <данные изъяты>, в связи с чем срок на подачу заявления о выдаче судебного приказа истекал <данные изъяты>.
Требованием <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты> был установлен срок оплаты транспортного налога и пени до <данные изъяты>, в связи с чем срок на подачу заявления о выдаче судебного приказа истекал <данные изъяты>.
Судебный приказ на взыскание с административного ответчика заявленного к взысканию транспортного налога за 2014-2017 годы, пени по нему был выдан 17.10.2019.
Поскольку судебный приказ был отменен определением мирового судьи судебного участка № 112 Люберецкого судебного района Московской области от 30.10.2019, и с этой даты должен исчисляться срок на обращение с административным иском в суд, то иск должен был быть подан в суд не позднее 30.04.2020.
Административный иск был подан в суд 18.06.2020, то есть, с пропуском срока менее в два месяца.
Поскольку налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, при этом была явно выражена его воля на взыскание с административного ответчика в принудительном порядке транспортного налога за 2014-2017 годы; поскольку взыскание с административного ответчика транспортного налога за 2014-2017 годы пришлось на переходный период, связанный с изменением законодательства, установкой в налоговых органах нового программного обеспечения; поскольку налоговому органу потребовалось дополнительное время для выполнения требований ч. 3 ст. 123.3, ч. 7 ст. 125 КАС РФ, то пропущенный налоговым органом незначительный срок на подачу заявления о вынесении судебного приказа на взыскание транспортного налога за 2014-2017 годы, пени по нему подлежит восстановлению, как пропущенный по уважительным причинам.
Кроме того, он фактически уже был восстановлен мировым судьей при выдаче судебного приказа, поскольку заявление о выдаче судебного приказа в этой части не было возвращено налоговому органу на основании ст. 123.4 КАС РФ.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Люберецкого городского суда Московской области от 05 августа 2020 года отменить, принять новое решение.
Взыскать в пользу межрайонной ИФНС России № 17 по Московской области с Никифорака Ю. Д. транспортный налог за 2014-2017 годы в размере <данные изъяты> руб., пеню по нему в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи