Дело № 2-243\15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 марта 2015 г. г.Ершов Саратовская область
Ершовский районный суд Саратовской области,
в составе:
председательствующего судьи Лукьяновой Ж.Г..
при секретаре Яковлевой Н.Н.
с участием истцов С.Г.У., П.Ю.В., М.З.Г., С.Т.Н.
представителя ответчика Б.О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> дело по иску С.Г.У., П.Ю.В., М.З.Г., С.Т.Н. к Администрации Ершовского муниципального района о признании права собственности в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л :
Истцы обратились в Ершовский районный суд с вышеуказанным иском, мотивируя, что они работают в Ершовской ЦРБ, им были предоставлены служебные жилые помещения для проживания в <адрес>. В 2012 году они обратились в администрацию района с просьбой о приватизации данных служебных помещений. Однако, в приватизации жилых помещений отказано, в связи с тем, что они не состояли на учете как нуждающиеся в жилых помещениях. Считают, что они имеют право на приватизацию данных служебных помещений, т.к. данные жилые помещения не являются служебными, т.к. они не переведены в данную категорию в регистрационной палате и относятся к муниципальной собственности. Просит признать право собственности в порядке приватизации за С.Г.У. на жилое помещение по адресу <адрес> А <адрес>, за П.Ю.В. и несовершеннолетним ФИО15 – ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в равных долях, на жилое помещение по адресу <адрес>, за М.З.Г., М.А.А. и несовершеннолетним М.А.А., в равных долях, на жилое помещение по адресу <адрес>, за С.Т.Н. на жилое помещение по адресу <адрес>
В судебном заседании истцы иск поддержали и просят его удовлетворить.
Представитель истцов К.Е.В. иск поддержал и пояснил, что спорные жилые помещения являются муниципальной собственностью и к ним применяется режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Решения районного собрания Ершовского муниципального района Саратовской области в отношении квартир не имеют юридической силы, поскольку противоречат п. 3 Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42, в соответствии с которым отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аренды, а так же если имеют обременения прав на это имущество. Кроме этого, решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда администрацией не был направлен в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Ершовского МР Б.О.С. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что спорные жилые помещения являются муниципальной собственностью, отнесены постановлением главы администрации ЕМР к служебным помещениям. Истцам жилые помещения были предоставлены в связи с трудовыми отношениями в ГУЗ СО Ершовская ЦБ. Служебные жилые помещения могут быть приватизированы в соответствии с Положением «О порядке приватизации жилых помещений, относящихся к муниципальной собственности муниципального образования город Ершов», где указано, что служебные жилые помещения могут быть приватизированы гражданами-нанимателями, которые в них проживают, но при условии, что данные граждане состоят на учете более пяти лет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма. В связи с тем, что истцы не состоят на учете в качестве нуждающихся, у истцов не возникло право на приватизацию данных жилых помещений. Просит в иске отказать.
Третье лицо С.В.А. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, иск поддерживает.
Суд, выслушав стороны, представителя истцов, изучив материалы дела, считает, что исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный, фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом.
В силу части 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно пунктам 1, 4 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения и жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения.
Частью 3 этой же статьи предусмотрено, что специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным четвертым разделом ЖК РФ.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями ч. 2 ст. 92 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как видно из материалов дела, на основании договора найма служебного жилого помещения N 3 от 22 сентября 2008 года, заключенного между Администрацией Ершовского муниципального района <адрес> с одной стороны, и С.Г.У., с другой стороны, последней на семью из двух человек (С.Г.У. и ее дочь ФИО10 – ДД.ММ.ГГГГ года рождения) на время действия трудовых отношений с МУЗ Ершовская центральная районная больница в пользование предоставлено изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 1 комнаты в благоустроенной квартире, общей площадью 32,2 кв. м., по адресу: <адрес> А <адрес>, для временного проживания в нем.
На основании договора найма служебного жилого помещения N 3 от 25 августа 2011 года, заключенного между Администрацией Ершовского муниципального района <адрес> с одной стороны, и П.Ю.В., с другой стороны, последней на семью из двух человек (П.Ю.В. и ее сын ФИО15 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения) на время действия трудовых отношений с МУЗ Ершовская центральная районная больница в пользование предоставлено изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 1 комнаты в благоустроенной квартире, общей площадью 27,8 кв. м., по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем.
На основании договора найма служебного жилого помещения N 1 от 03 мая 2012 года, заключенного между Администрацией Ершовского муниципального района <адрес> с одной стороны, и М.З.Г., с другой стороны, последней на семью из трех человек (М.З.Г. и ее Супруг М.А.А., сын М.А.А. - ДД.ММ.ГГГГ года рождения) на время действия трудовых отношений с МУЗ Ершовская центральная районная больница в пользование предоставлено изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 1 комнаты в благоустроенной квартире, общей площадью 52,2 кв. м., по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем.
На основании договора найма служебного жилого помещения N 5 от 20 декабря 2011 года, заключенного между Администрацией Ершовского муниципального района <адрес> с одной стороны, и С.Т.Н., с другой стороны, последней на семью из четырех человек (С.Т.Н. и ее супруг С.В.А., дочь ФИО12-ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО13 – ДД.ММ.ГГГГ года рождения ) на время действия трудовых отношений с МУЗ Ершовская центральная районная больница в пользование предоставлено изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 1 комнаты в благоустроенной квартире, общей площадью 45,2 кв. м., по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем.
Судом установлено, что на момент предоставления жилого помещения истцы работали и продолжают работать по настоящее время в ГУЗ СО <адрес> больница; С.Г.У. в качестве врача – патологоанатома, П.Ю.В. в качестве биолога клинико-диагностической лаборатории Ершовской РБ, М.З.Г. в качестве врача акушера – гинеколога родового отделения Ершовской РБ, С.Т.Н. в качестве биолога клинико-диагностической лаборатории Ершовской РБ.
Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> жилые помещения по адресу <адрес>А <адрес> являются муниципальной собственностью, правообладатель МО <адрес> муниципального района СО, о чем выданы свидетельства о государственной регистрации.
<адрес> собрания Ершовского муниципального района от 01 июля 2008 года № 36-306 «О включении жилых помещений в специализированный жилой фонд», Постановлением главы администрации Ершовского МР <адрес> от 03.10.2008 года № 826, Постановлением главы администрации Ершовского МР <адрес> от 28.03.2007 года № 225 спорные жилые помещения по адресу <адрес>А включены в специализированный жилой фонд.
Истцы занимают указанные квартиры на основании договора найма служебного жилого помещения, договор социального найма на спорные квартиры истцами не заключался, жилое помещение предоставлено им в связи с трудовыми отношениями и до настоящего времени имеет статус "служебное", а согласно ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизации подлежат жилые помещения, занимаемые гражданами на условиях социального найма.
Договор найма жилого помещения специализированного жилого фонда (служебное жилье) в установленном законом порядке не признан недействительным, статус жилого помещения "служебное" истцом не оспорен.
Таким образом, судом установлено, что спорные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду, истцы занимают указанную квартиру на основании договора найма жилого помещения специализированного жилого фонда (служебное жилье), договор социального найма на спорную квартиру с ними не заключался, и до настоящего времени спорное жилое помещение имеет статус "служебное". Договор найма жилого помещения специализированного жилого фонда (служебное жилье) не оспорен.
Не могут быть приняты во внимание доводы истцов о том, что спорные квартиры не имеют статуса служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма, поскольку в соответствии с п. 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42, решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения, что в данном случае не было сделано.
В материалах дела отсутствуют сведения об исключении из специализированного жилищного фонда спорных квартир.
Абзацем 3 пункта 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 N 42, предусмотрено, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Вместе с тем государственная регистрация является актом признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество, в связи с чем отсутствие государственной регистрации статуса жилого помещения как специализированного не может свидетельствовать о недействительности его присвоения.
Таким образом, основанием для отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду является принятое в установленном порядке решение органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, а не государственная регистрация данного решения.
Отсутствие указанной информации в регистрирующем органе на объем прав истца в отношении вышеназванного жилого помещения не влияет и не свидетельствует о предоставлении квартиры на иных условиях найма.
При этом согласно части 2 ст.4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.
Решением Совета муниципального образования город Ершов от 25 февраля 2010 года № 29-160 с изменениями от 24 февраля 2011 года) принято положение «О порядке приватизации жилых помещений, относящихся к муниципальной собственности муниципального образования город Ершов», согласно которого приватизация служебного жилого помещения допускается, в случае если проживающие в нем граждане состояли более 5 лет на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Из материалов усматривается, что истцы С.Г.У., П.Ю.В., М.З.Г., С.Т.Н. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма не состояли, и не состоят.
В этой связи, позиция истцов о наличии у них права на приватизацию указанных жилых помещений является несостоятельной. Поскольку при рассмотрении дела не установлено оснований возникновения у истцов права пользования квартирами на условиях социального найма, а служебные жилые помещения не подлежат приватизации и поэтому они не могут быть переданы истцам в собственность в порядке приватизации.
Руководствуясь ст.197-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░ ░░░░ ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.