Дело № 2-1460/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2013 года г.Смоленск
Ленинский районный суд города Смоленска
Под председательством судьи Куделиной И.А.
при секретаре Козловой И.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Андреевой Е.Г. к Администрации г.Смоленска о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Андреева Е.Г. обратилась в суд с иском к администрации г.Смоленска о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии и признании за права собственности на жилое помещение № <адрес> в порядке приватизации.
В обосновании иска указала, что указанное помещение занимает с ДД.ММ.ГГГГ года. Ранее общежитие являлось ведомственным, впоследствии передано в муниципальную собственность. В соответствии со ст.7 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, находившимися в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Учитывая положения данной нормы во взаимосвязи с положениями ст.2 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» истица просит признать за ней право собственности на жилое помещение № <адрес> в порядке приватизации. Поскольку за время проживания в жилом помещении без получения на то соответствующего разрешения произведена перепланировка, в результате которой изменились технические характеристики, просит также сохранить жилое помещение в перепланированном состоянии.
В судебном заседании представитель истца Константинова Г.Л. поддержала исковые требования.
Администрация г.Смоленска в судебное заседание своего представителя не направила, возражений не представила, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
В силу п.4 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика.
Суд, заслушав объяснения представителя истицы, исследовав письменные доказательства, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В силу ч.4 ст.29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.
В судебном заседании установлено, что на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ Андреева Е.Г. является нанимателем жилого помещения № в <адрес>.
Согласно справе Филиала ОАО «Жилищник» ЖЭУ № от ДД.ММ.ГГГГ и копии лицевого счета № в спорном жилом помещении зарегистрирована только Андреева Е.Г. (л.д. 8,10).
За время проживания в жилом помещении без получения соответствующих разрешений Андреевой Е.Г. были произведена перепланировка, а именно: в помещении жилой площадью 10,8 кв.м. демонтирован шкаф, возведена перегородка из ДСП, в результате чего образовалось подсобное помещение площадью 4,5 кв.м., площадь жилого помещения уменьшилась до 7,0 кв.м.; между помещением коридора площадью 1,9 кв.м. и жилым площадью 10,8 кв.м. заделан дверной проем (гипсокартон); между помещением коридора площадью 5,0 кв.м. и подсобным площадью 4,5 кв.м. устроен дверной проем; в жилом помещении площадью 11,0 кв.м. демонтирован шкаф и устроена перегородка с дверным проемом из ДСП, в результате чего образовалось помещение коридора площадью 0,3 кв.м.; между помещением коридора площадью 0,3 кв.м. и подсобным помещением площадью 4,5 кв.м. устроен проем.
Из заключения ООО «Б» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что перепланировка в жилом помещении № <адрес> не затрагивает несущие конструкции здания, не влияет на их несущую способность и деформативность, не представляет собой угрозу жизни и здоровью граждан.
Технико-экономические показатели по жилому помещению изменились в связи с перепланировкой и уточнением линейных размеров и площадей помещений при проведении технической инвентаризации жилого помещения: общая площадь 23,1 кв.м., в том числе жилая площадь 18,3 кв.м.
Таким образом, поскольку произведенная перепланировка жилого помещения не нарушает права и законные интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, заявленные требования о сохранении указанного жилого помещения в перепланированном состоянии подлежат удовлетворению.
Согласно ст.7 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениями использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Указанная норма изменяет правовые основания пользования жилыми помещениями в общежитиях, которые являются специализированными, то есть имеют целевое назначение как жилье для временного проживания граждан на период работы, службы или обучения. Распространяя к соответствующим отношениям нормы ЖК РФ о договоре социального найма, ст.7 названного ФЗ, тем самым, изменяет правовой режим жилых помещений в общежитиях. Они уже не имеют специализированного назначения, соответственно в них действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ Андреева Е.Г. обратилась в администрацию Ленинского района г.Смоленска с заявлением об оформлении договора приватизации на жилое помещение № <адрес>. В приватизации жилого помещения истице было отказано, в связи с тем, что жилые помещения в общежитиях на основании ст.4 Закона РФ от 04.07.1991г. №1541 «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации.
Согласно выписок из реестра муниципального имущества жилое помещение № <адрес> на основании постановления главы администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ № передано в муниципальную собственность.
Суд считает отказ администрации г.Смоленска в заключении с истицей договора приватизации на спорное жилое помещение незаконным по следующим основаниям.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 2 ноября 2000 года № 220-О обращал внимание, что законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом (невозможность обмена, раздела, поднайма и т.д.), поскольку ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность. Соответственно, распространение законодателем общего правового режима на жилые помещения, расположенные в вышеуказанных домах, использовавшихся в качестве общежитий, обуславливает возможность приватизации таких помещений.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 3 ноября 1998 года № 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фондов Российской Федерации», непосредственно указывал, что применительно к жилым помещениям, которые имеют общий правовой режим, отсутствуют объективные основания для установления различий в праве на их приватизацию, в том числе для введения общего правила, запрещающего их приватизацию. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, такой запрет фактически означал бы закрепление неравенства прав граждан в зависимости от условий их проживания, что противоречит статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, провозглашающей равенство граждан перед законом вне зависимости от каких-либо обстоятельств.
С учетом изложенного, жилые помещения (квартиры, комнаты) в домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях. В данном случае ч. 1 ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изменениями, внесенными ФЗ от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ) не ограничивает возможность приватизации таких помещений, поскольку Федеральный закон от 29 декабря 2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» вступил в силу 13 января 2005г., в связи с чем, с этого дня действует ст.7 данного Федерального закона и с данного момента к отношениям по пользованию истицей спорным жилым помещением в общежитии применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма. Не ограничивает такую возможность и отсутствие оформленного договора социального найма и решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда, поскольку право граждан на приватизацию жилых помещений в вышеуказанных домах не может ставиться в зависимость от бездействия органов местного самоуправления по осуществлению документального оформления соответствующих договоров социального найма, а также оформления уже изменившегося в силу закона статуса соответствующих домов, использовавшихся ранее в качестве общежитий.
В силу же ст.2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2004) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, приобрести эти помещения в собственность. Согласно ст. 11 данного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Ранее Андреева Е.Г. не участвовала в приватизации жилого помещения.
Согласно справке СФ ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение № <адрес> не приватизировано (л.д.12).
Таким образом, принимая во внимание, что Андреева Е.Г. фактически занимает жилое помещение на условиях договора социального найма, ранее в приватизации не участвовала, на основании вышеуказанных правовых норм заявленные исковые требования о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Сохранить жилое помещение № в <адрес> <адрес> общей площадью 23,1 кв.м и жилой площадью 18,3 кв.м в перепланированном состоянии.
Признать за Андреевой Е.Г. в порядке приватизации право собственности на жилое помещение № в <адрес> <адрес> <адрес> общей площадью 23,1 кв.м и жилой площадью 18,3 кв.м.
Решение суда может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.
Судья И.А.Куделина