Дело № 2-1-5973/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Калужский районный суд Калужской области в составе
председательствующего судьи Желтиковой О.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Захаровой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 01 сентября 2020 года гражданское дело по иску заместителя прокурора города Калуги в интересах Мармазеева А.Н. к Управлению социальной защиты города Калуги о признании права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, возложении обязанности по оплате дополнительного отпуска,
УСТАНОВИЛ:
17 июля 2020 года заместитель прокурора города Калуги, действуя в интересах Мармазеева А.Н., обратился в суд с вышеуказанным иском к Управлению социальной защиты города Калуги, просил признать право Мармазеева А.Н. на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней, обязать ответчика произвести оплату за дополнительный оплачиваемый отпуск в размере 9557,80 рублей. В обоснование заявленных требований указано, что Мармазеев А.Н. является гражданином, выехавшим добровольно из зоны отселения, и имеет удостоверение гражданина, проживавшего в зоне отселения, которое подтверждает ее право, предусмотренное ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», на дополнительный оплачиваемый отпуск, однако в оплате предоставленного в 2020 году дополнительного отпуска за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком Мармазееву А.Н. было отказано в связи с тем, что истец не относится к категории граждан, для которых предусмотрено предоставление и оплата дополнительного отпуска продолжительностью 14 календарных дней. Отказ ответчика в оплате дополнительного отпуска истец считает незаконным и нарушающим права Мармазеева А.Н.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство труда и социальной защиты Калужской области, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, ООО «ОП РЖД-Охрана.
Представитель истца помощник прокурора Власова Л.Д. в судебном заседании поддержала исковые требования, просила их удовлетворить.
Истец Мармазеев А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежаще.
Представитель ответчика Управляения социальной защиты города Калуги в судебное заседание не явился, в деле имеется письменный отзыв на исковое заявление.
Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты Калужской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, согласно письменному отзыву в иске просит отказать.
Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.
Представитель третьего лица ООО «ОП «РЖД - Охрана» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежаще.
Выслушав пояснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
15 мая 1991 года был принят Закон РФ № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», который согласно ст. 1 направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» устанавливает для граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, гарантии возмещения вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие данной катастрофы, возмещения вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставления им мер социальной поддержки, в том числе при выезде с указанной территории на другое место жительства (статьи 1, 3 и 13).
Основным показателем, обусловливающим необходимость возмещения вреда и предоставления мер социальной поддержки гражданам, которые проживают на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, либо выезжают с таких территорий, является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Указанные территории в зависимости от радиационной обстановки и с учетом других факторов подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения, зона отселения, зона проживания с правом на отселение и зона проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 1 статьи 6 и часть вторая статьи 7 названного Закона).
В наибольшей степени радиоактивному загрязнению подверглись территории зоны отчуждения и зоны отселения.
Статья 13 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 определяет категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, к которым относятся, в числе прочих, граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (п. 6 ст. 13)
Как установлено судом, Мармазеев А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с 20 апреля 1986 года по 27 мая 1986 год и с 15 июля 1987 года по 01 июня 1990 года проживал в <адрес>, который был отнесен к зоне отселения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582, действовавшим до 21 октября 2015 года.
Истец имеет удостоверение серии № от 28 октября 2010 года как лицо, проживавшее в зоне отселения в указанный выше период.
Из материалов дела следует, что с 29 апреля 2016 года истец работает в ООО «ОП «РЖД - Охрана» на должности охранника.
В 2020 году работодателем Мармазеева А.Н. был предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней в период с 01 февраля 2020 года по 14 февраля 2020 года в соответствии с положениями Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что подтверждается приказом №488 от 23.01.2020 г.
Согласно справки ООО «ОП «РЖД - Охрана»» от 30 января 2020 года размер оплаты дополнительного отпуска составляет 9557,80 рублей.
Как следует из материалов дела, 10 февраля 2020 года Мармазеев А.Н. обратился в Управление социальной защиты города Калуги с заявлением об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска, в чем ему ответчиком было отказано, в связи с чем Мармазеев А.Н. обратился в прокуратуру г.Калуги.
По результатам рассмотрения обращения Мармазеева А.Н. прокурором г.Калуги было вынесено представление № от 12 июня 2020 года об устранении нарушений законодательства о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В ответе начальника управления социальной защиты г.Калуги от 07 июля 2020 года №3986/Ъ11-20 на представление прокурора указано, что Мармазеев А.Н. самостоятельно принял решение о переезде на новое место жительства из <адрес>, который не отнесен к зоне обязательного отселения и не был включен в Перечень населенных пунктов Брянской области, подвергшихся загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, между тем статья 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не содержит нормы, предусматривающей предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, выехавшим добровольно из зоны отселения но новое место жительства.
Между тем, положениями ст. ст. 14 - 23 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 установлены виды мер возмещения вреда и социальной поддержки каждой из категорий граждан, указанных в ст. 13 Закона. Для граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения (указанных в п. 6 ст. 13), такие меры установлены в ст. 17 Закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, гражданам, указанным в п. 6 ст. 13 Закона, помимо мер, предусмотренных данной статьей, предоставляются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения - предусмотренные пунктами 3 - 12 части первой статьи 14 и пунктами 2 и 3 части первой статьи 15 настоящего Закона; переселенным (переселяемым) из зоны отселения - предусмотренные пунктами 4, 5, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 14, пунктом 2 части первой и пунктом 2 части третьей статьи 15 настоящего Закона.
Пунктом 5 ст. 14 Закона от 15.05.1991 N 1244-1 предусмотрено использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.
Из анализа приведенных норм следует, что обязательным условием предоставления такой меры социальной поддержки, как предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней, является отнесение гражданина к категории лиц, указанных в п. 6 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1.
Порядок оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска, предусмотренного пунктом 5 части первой статьи 14, установлен Правилами оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и предоставления единовременной компенсации на оздоровление, выплачиваемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.03.2007 N 136 (ред. от 06.09.2016) "О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой".
В обоснование возражений ответчиком указано, что предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных п.5 ч.1 ст.14 Закона, предусмотрено только лицам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения.
Вместе с тем, пункт 6 ст. 13 Закона включает лиц, выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, в число лиц, переселенных (переселяемых) из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы.
Кроме того, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 13 декабря 2017 года N 40-П, выезд из населенных пунктов, относящихся как к зоне отчуждения, так и к зоне отселения (включая ту ее часть, откуда жители подлежали обязательному переселению), мог быть осуществлен и в добровольном порядке исходя из предоставленной гражданам объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья (пункт 5 статьи 6 и пункт 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), что не лишает граждан, таким образом покинувших указанные территории, возможности присвоения им статуса пострадавших от чернобыльской катастрофы и, соответственно, права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, основанием возникновения которого, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, является воздействие радиации, а не какие-либо иные обстоятельства (определения от 14 июня 2006 года N 273-О и от 1 марта 2007 года N 26-О).
При этом в пункте 22 вышеназванного постановления Конституционный Суд Российской Федерации указывает, что зона отселения характеризуется различными показателями радиоактивного загрязнения, с учетом которых оценивается возможность проживания на соответствующей территории. Если плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), проживание населения на таких территориях зоны отселения запрещается. Граждане подлежат обязательному отселению, а возможность их возвращения на указанные территории исключается вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что Мармазеев А.Н. имеет право на предоставление ему меры социальной поддержки в виде оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней, в связи с чем требования прокурора г.Калуги подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора города Калуги в интересах Мармазеева А.Н. удовлетворить.
Признать за Мармазеевым А.Н. право на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней.
Обязать Управление социальной защиты города Калуги произвести Мармазееву А.Н. оплату дополнительного оплачиваемого отпуска, использованного им в период с 01 февраля 2020 года по 14 февраля 2020 года, продолжительностью 14 календарных дней в размере 9557,80 рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий О.Е. Желтикова
Решение в окончательной форме изготовлено 04 сентября 2020 года.