РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 апреля 2019 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд г.Красноярска
в составе:
председательствующего Кирсановой Т.Б.,
при секретаре Озеркевич Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А3 к УПФ РФ Октябрьского района г. Красноярска о перерасчете пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
А3 обратился в суд с иском к управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Октябрьском районе г. Красноярска о нарушении пенсионного законодательства, мотивируя свои требования тем, что с 28 февраля 2006 года он является получателем досрочной трудовой пенсии по старости. С установленным размером пенсии он не согласен, поскольку ответчиком не учтены периоды его службы в армии в двойном размере и периоды работы в районах Крайнего севера в полуторном размере, а так же был занижен коэффициент ЗР/ЗП при исчислении расчетного размера пенсии, который должен составлять 1, 9, т.к. он проживал в г. Дудинка на 1 января 2002 года, где ему был установлен районный коэффициент в размере 1, 8. Просит возложить обязанность на ответчика включить в свой страховой стаж периоды прохождения военной службы в двойном размере, периоды работы в районах Крайнего Севера в полуторном размере, обязать ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии с учетом указанных периодов и коэффициента ЗР/ЗП в размере 1, 9.
В судебном заседании истец и его представитель А7, исковые требования поддержали.
Представитель ответчика А8, действующая на основании доверенности от 9 января 2019 года, исковые требования не признала.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В силу ч.1 ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее «Закон о трудовых пенсиях») право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 5 ч.1 ст. 27 мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене;
Положениями ст. 28.1 Закона о трудовых пенсиях предусмотрено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктами 7 - 14 статьи 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктами 6 - 9 статьи 15 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
По правилам ч.1 ст. 18 Закона о трудовых пенсиях назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.
Согласно ч.1 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Положениями ч.1 и ч.3 ст. 30 Закона о трудовой пенсии установлено, что в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450 рублей) x T, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года; T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона); расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20; из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек); исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.
В соответствии с ч.1 ст.12 Закона о трудовых пенсиях исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.
В силу ч. 4 ст. 30 Закона о трудовой пенсии исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением: периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере; периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.
В судебном заседании установлено, что истцу с 28 февраля 2006 года назначена досрочная трудовая пенсия, как работнику железнодорожного транспорта в районах Крайнего Севера, которая на день назначения составляла 5005, 32 рубля, в том числе базовая часть 2035, 2 рубля, страховая – 2970, 12 рубля, что подтверждается протоколом назначения пенсии от 3 марта 2006 года.
Согласно пояснениям представителя ответчика в судебном заседании, ответу УПФ РФ Октябрьского района г. Красноярска от 10 сентября 2018 года, протоколу назначения пенсии от 3 марта 2006 года, истцу назначена пенсия по ч.3 ст.30 Закона о трудовых пенсиях, как по наиболее выгодному варианту расчета, путем последовательных арифметических действий по формулам, предусмотренным вышеприведенными нормами права.
Так, согласно сведениям из пенсионного дела истца, общий трудовой стаж истца на день назначения пенсии в календарном исчислении составил 32 года 01 месяц 9 дней, стаж на соответствующих видах работ составил 24 года 1 месяц 15 дней, при этом в страховой стаж зачтен период прохождения военной службы по призыву, а так же периоды работы в районах Крайнего Севера в календарном исчислении.
Исходя из положений ст. 27 и ст. 28.1 Закона о трудовых пенсиях, периоды службы в вооруженных силах и работы в районах Крайнего Севера подлежат льготному зачету в трудовой стаж в целях определения права на досрочное назначение пенсии.
Вместе с тем, учитывая, что на день назначения пенсии истцу, его стаж в календарном исчислении составлял более предусмотренного законом размера стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии, а зачет спорных периодов в льготном исчислении не влечет, в данном случае, увеличения размера пенсии, суд приходит к выводу о том, что ответчиком обоснованно произведено исчисление стажа А3 в календарном исчислении.
При таких обстоятельствах, суд находит неподлежащими удовлетворению требования истца о зачете в трудовой стаж периода службы в вооруженных силах в двойном размере, а периодов работ в районах Крайнего Севера – в полуторном.
Кроме того, согласно расчету истца, сумма пенсии подлежит увеличению с учетом коэффициента ЗР/ЗП – 1, 9, который был занижен ответчиком до 1, 6.
Проверив предоставленный расчет, суд находит, что он произведен не верно в части применения указанного коэффициента.
Согласно ч. 3 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
В ходе рассмотрения настоящего спора установлено и подтверждается пояснениями сторон в судебном заседании, трудовой книжкой истца, справкой УПФР октябрьского района г. Красноярска от 7 сентября 2018 года, что А3 работал в районах Крайнего Севера – г. Дудинка в составе локомотивных бригад железной дороги.
Согласно перечню, утв. постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029, Таймырский (Долгано-Ненецкий) муниципальный район отнесен к районам Крайнего Севера.
В соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 19 января 1961 года № 45/2 в Таймырском национальном округе работникам железнодорожного транспорта установлен районный коэффициент 1, 6.
В силу с ч. 2 ст. 316 ТК РФ и ч. 2 ст. 10 Закона РФ от 19 февраля 1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета пенсий, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ; органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений.
Распоряжением Главы администрации Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 21 января 1992 года № 6 «Об установлении на территории Таймыра районного коэффициента 1, 8» на территории автономного округа установлен районный коэффициент 1, 8.
В тоже время Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2006 годаN 216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении страховых пенсий….» определено, что впредь до установления размера районного коэффициента при назначении указанным лицам пенсий применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 года, а также действовавший на указанную дату порядок их применения.
Постановлением Совмина РСФСР от 20 марта 1991 N 162 "О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР" установлено, что в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, стипендии, пенсии и пособия выплачиваются с учетом коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей.
Сведения о размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке, содержатся в Информационном письме Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09 июня 2003 года за N 1199-16, согласно которому в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе к заработной плате применяется коэффициент в размере 1, 6.
При таких обстоятельствах, учитывая положения ч.3 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, согласно которым во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти; при этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, суд приходит к выводу о том, что ответчиком при расчете пенсии истца коэффициент в размере 1, 6, а, соответственно, и коэффициент ЗР/ЗП в размере 1, 7, использованы законно и обоснованно, в связи с чем суд не находит законных оснований для удовлетворения требований истца о перерасчете размера пенсии по данным основаниям.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований А3 к УПФ РФ Октябрьского района г. Красноярска о перерасчете пенсии, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Красноярска.
Председательствующий Т.Б.Кирсанова