Дело № 2-3259/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 03 ноября 2010 года
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
судьи Чебыкина В.Л.
с участием прокурора Будниковой М.В.
представителя ответчика Филиппова С.В.
при секретаре Ануфриевой И.А.
рассмотрев гражданское дело по иску Прокурора <адрес> к Главному управлению внутренних дел по Пермскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц,
у с т а н о в и л:
Прокуратура <адрес> обратилась в суд с иском к ГУВД по Пермскому краю в том числе и с уточненными исковыми требованиями и просит обязать Главное Управление внутренних дел по Пермскому краю в течение ДД.ММ.ГГГГ оборудовать изолятор временного содержания Управления внутренних дел по <адрес> городскому округу Пермского края огороженными туалетами, прогулочным двориком, радиоточками, ввести в эксплуатацию надлежащую вентиляцию, отопительную систему в камерах, обеспечить надлежащим освещением в камерах и постоянный доступ к питьевой воде, постельными принадлежностями. Обеспечивать лиц, содержащихся в ИВС Управления внутренних дел по <адрес> городскому округу Пермского края индивидуальным спальным местом, столовыми приборами и столовой посудой на время приема пищи, привести в надлежащее рабочее состояние охранную сигнализацию. Обеспечить следственные кабинеты разделительной перегородкой, исключающей передачу каких -либо предметов, но не препятствующей переговорам и визуальному общению. Обязать руководство Главного Управления внутренних дел по Пермскому краю организовать обучение -ДОЛЖНОСТЬ1- ИВС Управления внутренних дел по <адрес> городскому округу Пермского края для получения лицензии на право осуществления медицинской деятельности по оказанию <данные изъяты> помощи (<данные изъяты>). Обязать руководство Главного Управления внутренних дел по Пермскому краю обеспечить нормы санитарной площади в камере на <данные изъяты> человека в размере не менее 4 кв.м.
Свои требования мотивировала тем, что в ходе проверки изолятора временного содержания УВД по <адрес> городскому округу Пермского края были выявлены следующие нарушения закона: нарушаются права подозреваемых и обвиняемых на ежедневную прогулку, продолжительностью не менее 1 часа, не выдаются постельные принадлежности, настольные игры, в камерах отсутствуют радиоточки, в камерах плохое освещение, вентиляция не эффективна, в камерах душно, повышенная влажность, в некоторых камерах отсутствует естественная и канальная вентиляция, а также естественное освещение, туалеты не отгорожены от камеры, в камерах отсутствуют бачки с питьевой водой. Кроме того, норма санитарной площади в камере на одного человека должна быть равна 4 кв.м. Подозреваемые и обвиняемые не обеспечиваются индивидуальным спальным местом, столовой посудой и столовыми приборами во время приема пищи. Следственные кабинеты не оборудованы разделительной перегородкой, исключающей передачу каких -либо предметов, но не препятствующей переговорам и визуальному общению. У -ДОЛЖНОСТЬ1- ИВС отсутствует свидетельство на право оказания <данные изъяты> помощи, не пройдено соответствующее обучение. Указанные нарушения носят систематический характер. Прокуратурой <адрес> неоднократно вносились представления в адрес -ДОЛЖНСТЬ2- УВД по <адрес> городскому округу Пермского края. Невыполнение требований закона влечет за собой существенное нарушение прав и законных интересов лиц, содержащихся в ИВС.
В судебном заседании представитель прокуратуры на иске настаивала.
К участию в деле в качестве соответчика было привлечено МВД РФ.
Представитель ответчиков иск не признал, однако, факт наличия нарушений, указанных в исковом заявлении не оспорил.
Представитель УВД по <адрес> городскому округу Пермского края в судебное заседание не явился, извещался.
Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 4 ФЗ «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления» от 15.07.1995 года № 103-ФЗ, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно п. 11 ст. 17 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 года № 103-ФЗ, подозреваемые и обвиняемые имеют право: пользоваться ежедневной прогулкой, продолжительностью не менее одного часа…
В силу ст. 23 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 года № 103-ФЗ, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности.
Все камеры обеспечиваются средствами радиооповещения… и вентиляционным оборудованием.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 года № 103-ФЗ лечебно- профилактическая и санитарно- эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно- гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Согласно п. 25.2 Европейский пенитенциарных Правил каждый подозреваемый и обвиняемый должен иметь постоянный доступ к питьевой воде.
Как следует из материалов дела, в ходе комплексных проверок изолятора временного содержания УВД <адрес> установлено нарушение норм Федерального закона № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а именно: ежедневные прогулки лиц, содержащихся в ИВС не осуществляются, среднесуточная наполняемость ИВС значительно превышает лимит мест, камеры переполнены в три раза, подозреваемым и обвиняемым не выдаются постельные принадлежности, настольные игры, в камерах отсутствуют радиоточки, в камерах плохое освещение, вентиляция не эффективна, в камерах душно, повышенная влажность, в некоторых камерах отсутствует естественная и канальная вентиляция, а также естественное освещение, туалеты не отгорожены от камеры, в камерах отсутствуют бачки с питьевой водой. Кроме того, норма санитарной площади в камере на одного человека должна быть равна 4 кв.м. Подозреваемые и обвиняемые не обеспечиваются индивидуальным спальным местом, столовой посудой и столовыми приборами во время приема пищи. Следственные кабинеты не оборудованы разделительной перегородкой, исключающей передачу каких -либо предметов, но не препятствующей переговорам и визуальному общению. У -ДОЛЖНОСТЬ1- ИВС отсутствует свидетельство на право оказания <данные изъяты> помощи, не пройдено соответствующее обучение.
Данные факты представители МВД РФ и ГУВД по Пермскому краю не оспорены.
На основании комплексных проверок -ДОЛЖНСТЬ2- ГУВД Пермского края, начальнику УВД <адрес> вносились представления ( л.д. 9-11, 15, 16-17, 26, 68-70, 71-72) с требованием принять меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им сопутствующих, о результатах рассмотрения представлений и принятых мерах сообщить прокурору <адрес> не позднее установленного законом месячного срока.
Как следует из ответа ГУВД по Пермскому краю ( л.д. 34-35), в ходе проверки установлено, что в настоящее время в изоляторе временного содержания (ИВС) УВД по <адрес> городскому округу сложилась критическая ситуация, связанная с аварийным состоянием основных помещений и возможным обрушением отдельных элементов строительных конструкций здания. На момент проверки процент износа составлял -%- (предельный износ --%-). Продолжительное время в ИВС не выполняются требования Федерального закона № 103 от 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». С момента постройки здания (ДД.ММ.ГГГГ) и до настоящего времени, то есть на протяжении почти <данные изъяты> лет, капитальный ремонт здания не проводился по причине отсутствия финансирования. Последний капитальный ремонт ИВС производился в ДД.ММ.ГГГГ.
В отзыве на исковые требования ГУВД по Пермскому краю ( л.д. 128-129, 146-147) указано, что на ремонт и реконструкцию изоляторов временного содержания ГРУОВД Пермского края (коих на территории Пермского края <данные изъяты>) в ДД.ММ.ГГГГ выделено -СУММА2-, в ДД.ММ.ГГГГ - -СУММА2-. Выделенные из федерального бюджета денежные средства израсходованы строго с целевым назначением - на проведение ремонта и реконструкцию ИВС ГРУ ОВД Пермского края. В ДД.ММ.ГГГГ до ГУВД по Пермскому краю доведены лимиты бюджетных обязательств, выделенных на ремонтно- строительные работы федеральных зданий в сумме -СУММА2-. На ремонт ИВС ГРУОВД Пермского края запланировано -СУММА1-. Выделение денежных средств для ремонта ИВС УВД по <адрес> городскому округу Пермского края не запланировано.
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, суд считает, что исковые требования <адрес> городской прокуратуры об устранении нарушений ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а именно: обязании ГУВД по Пермскому краю в течение ДД.ММ.ГГГГ оборудовать изолятор временного содержания УВД по <адрес> городскому округу Пермского края огороженными туалетами, прогулочным двориком, радиоточками, ввести в эксплуатацию надлежащую вентиляцию, отопительную систему в камерах, обеспечить надлежащим освещением в камерах и постоянный доступ к питьевой воде, постельными принадлежностями, обеспечивать лиц, содержащихся в ИВС УВД по <адрес> городскому округу Пермского края индивидуальным спальным местом, столовыми приборами и столовой посудой на время приема пищи, привести в надлежащее рабочее состояние охранную сигнализацию, обеспечивании следственных кабинетов разделительной перегородкой, исключающей передачу каких -либо предметов, но не препятствующей переговорам и визуальному общению, обязании руководства ГУВД по Пермскому краю организовать обучение -ДОЛЖНОСТЬ1- ИВС УВД по Березниковскому городскому округу Пермского края для получения лицензии на право осуществления медицинской деятельности по оказанию <данные изъяты> помощи (<данные изъяты>), обязании руководства ГУВД по Пермскому краю обеспечить нормы санитарной площади в камере на 1 человека в размере не менее 4 кв.м., подлежат удовлетворению, поскольку они подтверждаются материалами дела и представителем ответчиков в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Суд считает необходимым возложить обязанность по устранению имеющихся в ИВС по <адрес> муниципальному району нарушений на ГУВД по Пермскому краю по следующим основаниям:
В соответствии с п. 3 Положения о ГУВД по Пермскому краю, ГУВД по Пермскому краю входит в систему органов внутренних дел и подчиняется министерству внутренних дел РФ ( л.д. 180-187).
Как следует из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 163-167) об утверждении положений об органах внутренних дел по Пермскому краю и внесение изменений в Положения о подразделениях внутренних дел по Пермскому краю, в полномочия ГУВД по Пермскому краю входит утверждение Положения об Управлении внутренних дел по <адрес> городскому округу Пермского края. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 158-161) внесены изменения в Положение об управлении внутренних дел по <адрес> городскому округу Пермского края.
ДД.ММ.ГГГГ было утверждено Типовое положение об изоляторе временного содержания УВД по <адрес> городскому округу ( л.д. 152-154).
Согласно пункта 1.1 Типового Положения об ИВС, изолятор временного содержания является структурным подразделением Управления внутренних дел <адрес> и является местом содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Из вышеперечисленных нормативных актов следует, что ИВС УВД по <адрес> городскому округу Пермского края входит в систему органов внутренних дел России и находится в подчинении ГУВД по Пермскому краю.
Согласно п. 12 Положения о ГУВД по Пермскому краю, финансирование ГУВД по Пермскому краю осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Пермского края и иных поступлений.
Согласно п.п. 26 п. 19 Положения о ГУВД по Пермскому краю, начальник ГУВД по Пермскому краю утверждает подчиненным органам внутренних дел, подразделениям сметы доходов и расходов, распределяет и перераспределяет в пределах своих полномочий бюджетные ассигнования и материально- технические средства между подразделениями аппарата ГУВД, подчиненными органами внутренних дел, подразделениями и организациями.
Таким образом, суд считает, что обязанность по устранению нарушений закона, указанных в исковом заявлении, необходимо возложить на ГУВД по Пермскому краю.
Из анализа Положений о ГУВД по Пермскому краю и ИВС по <адрес> городскому округу, судом делается вывод о том, что финансирование ИВС по <адрес> городскому округу осуществляется путем перераспределения денежных средств ГУВД по Пермскому краю. Кроме того, -ДОЛЖНСТЬ2- ГУВД по Пермскому краю утверждает сметы доходов и расходов ИВС по <адрес> городскому округу.
Поскольку утверждение смет на ремонт ИВС по <адрес> городскому округу возлагается на ГУВД по Пермскому краю, учитывая, что ИВС находится в подчинении ГУВД по Пермскому краю, суд считает необходимым обязанность по устранению имеющихся в ИВС по <адрес> городскому округу нарушений закона возложить на ГУВД по Пермскому краю.
В исковом заявлении истец просит устранить указанные выше нарушения Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ в течение ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель прокуратуры уточнила срок устранения указанных нарушений в течение ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку устранение нарушений закона, указанных в исковом заявлении, зависит от поступления средств из федерального бюджета, суд считает необходимым установить срок устранения перечисленных выше нарушений в течение ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования Прокуратуры <адрес> Пермского края об обязании ГУВД по Пермскому краю в течение ДД.ММ.ГГГГ оборудовать изолятор временного содержания Управления внутренних дел по <адрес> городскому округу Пермского края огороженными туалетами, прогулочным двориком, радиоточками, ввести в эксплуатацию надлежащую вентиляцию, отопительную систему в камерах, обеспечить надлежащим освещением в камерах и постоянный доступ к питьевой воде, постельными принадлежностями, обеспечивать лиц, содержащихся в ИВС Управления внутренних дел по <адрес> городскому округу Пермского края индивидуальным спальным местом, столовыми приборами и столовой посудой на время приема пищи, привести в надлежащее рабочее состояние охранную сигнализацию, обеспечить следственные кабинеты разделительной перегородкой, исключающей передачу каких -либо предметов, но не препятствующей переговорам и визуальному общению, обязании руководства Главного Управления внутренних дел по Пермскому краю организовать обучение -ДОЛЖНОСТЬ1- ИВС Управления внутренних дел по <адрес> городскому округу Пермского края для получения лицензии на право осуществления медицинской деятельности по оказанию <данные изъяты> помощи (<данные изъяты>), обязании руководства Главного Управления внутренних дел по Пермскому краю обеспечить нормы санитарной площади в камере на 1 человека в размере не менее 4 кв.м., подлежат удовлетворению.
Кроме того, как указано выше представителем МВД РФ, ГУВД по Пермскому краю, выявленные нарушения ФЗ от 15.07.1995 года № 103-ФЗ не оспаривались в ходе судебного разбирательства.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Обязать Главное Управление внутренних дел по Пермскому краю в течение ДД.ММ.ГГГГ оборудовать изолятор временного содержания Управления внутренних дел по <адрес> городскому округу Пермского края огороженными туалетами, прогулочным двориком, радиоточками, ввести в эксплуатацию надлежащую вентиляцию, отопительную систему в камерах, обеспечить надлежащим освещением в камерах и постоянный доступ к питьевой воде, постельными принадлежностями.
Обеспечивать лиц, содержащихся в ИВС Управления внутренних дел по <адрес> городскому округу Пермского края индивидуальным спальным местом, столовыми приборами и столовой посудой на время приема пищи, привести в надлежащее рабочее состояние охранную сигнализацию.
Обеспечить следственные кабинеты разделительной перегородкой, исключающей передачу каких -либо предметов, но не препятствующей переговорам и визуальному общению.
Обязать руководство Главного Управления внутренних дел по Пермскому краю организовать обучение -ДОЛЖНОСТЬ1- ИВС Управления внутренних дел по <адрес> городскому округу Пермского края для получения лицензии на право осуществления медицинской деятельности по оказанию <данные изъяты> помощи (<данные изъяты>).
Обязать руководство Главного Управления внутренних дел по Пермскому краю обеспечить нормы санитарной площади в камере на 1 человека в размере не менее 4 кв.м.
Решение в 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми.
Судья: В.В. Чебыкин