РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 июня 2020 года г. Самара
Октябрьский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего судьи Доценко И.Н.,
при секретаре Полынкиной П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1849/20 по административному иску Фишмана Владимира Семеновича к Департаменту управления имуществом г.о.Самары, Администрации г.о.Самары о признании незаконным решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
Фишман В.С обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что 13.05.2003 года на основании решения Октябрьского районного суда г. Самары стал собственником жилого дома общей площадью 321,40 кв.м., жилой площадью 75,00 кв.м., расположенного по адресу адрес. дата получил свидетельство о государственной регистрации права на жилой домрасположенный по адресу адрес, серии №.... 18.12.2019 года он обратился в Департамент управления имуществом г.о. Самара о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка расположенного по адресу адрес, площадью 813,00 кв.м. в собственность. 29.01.2020 года получил распоряжение об отказе в предварительномсогласовании предоставления земельного участка, где указано:«Рассмотрев заявление Фишмана B.C. от 23.12.2019 года № 15-01-22/15347 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением. Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 года № 1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», на основании заключения Департамента градостроительства городского округа Самара от 28.01.2020 № №... Отказать Фишману Владимиру Семеновичу, дата года рождения, паспорт №... выдан дата ***, зарегистрированному по адресу: адрес, в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, который предстоит образовать, площадью 813,00 кв.м, занимаемого индивидуальным домом с приусадебным участком, относящегося по категории к землям населенных пунктов, расположенного по адресуг. Самара, адрес, на территории кадастрового квартала №.... Основанием для отказа является подпункт 2 пункта 8 статьи 39.15, подпункт 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (испрашиваемый земельный участок находится в границах 2 и 3 поясов зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции № 1 МП г. Самары «Водоканал», является ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении)». Просит суд признать незаконным отказ Департамента управления имуществом г.о.Самара от 29.01.2020 года по результатам рассмотрения обращения Фишмана Владимира Семеновича о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 813,00 кв..м., расположенный по адресу адрес, занимаемый жилым домом с приусадебным участком.Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара, так как имеются все законные основания, направить Фишману Владимиру Семеновичу договор купли продажи земельного участка площадью 813,00 кв.м., расположенный по адресу адрес занимаемый жилым домом с приусадебным участком.
Определением суда от 08.05.2020 года, 27.05.2020 года соответственно к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Самарские коммунальные системы», Управление Роспотребнадзора по Самарской области.
В ходе рассмотрения дела Фишман В.С. уточнил административные исковые требования, просит суд признать незаконным отказ Департамента управления имуществом г.о.Самара от 29.01.2020 года по результатам рассмотрения обращения Фишмана Владимира Семеновича о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 813,00 кв.м., расположенный по адресу адрес, занимаемый жилым домом с приусадебным участком. Обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара, так как имеются все законные основания, направить Фишману Владимиру Семеновичу договор купли-продажи земельного участка площадью 813 кв.м., расположенный по адресу адрес, занимаемый жилым домом с приусадебным участком.
В судебное заседание административный истец Фишман В.С. не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ранее в суд направлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель административных ответчиков Ильина А.М., действующая на основании доверенностей № 606 от 11.12.2019 года, № 16 от 10.01.2020 года, возражала против удовлетворения административного иска в полном объеме, пояснив, что решение соответствует требованиям закона, испрашиваемый земельный участок является ограниченным в обороте, что является препятствием в предоставлении земельного участка в собственность.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц ООО «СКС», Управления Роспотребнадзора по Самарской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд, выслушав представителя ответчиков, изучив материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
Судом установлено, что постановлением Главы г. Самары от 27.06.1996 года № 842 МЖК «Центр» выделен земельный участок площадью 6,99 га под строительство малоэтажной застройки на 4-й просеке в Октябрьском районе г. Самары.
07.01.1997 года между МЖК «Центр» (застройщик) и Фишманом В.С. (дольщик) заключен договор № 2Д/97 о долевом участии в строительстве малоэтажного жилья общей площадью 321,4 кв.м. на 4-й просеке по адрес.
Согласно плана распределения долей в малоэтажной застройки коттеджей по адресу адрес, утвержденного директором МЖК «Центр» 11.03.2003 года, Фишман В.С. является участником долевого строительства 2 этажного коттеджа № 46, количество комнат- 4, общей площадью 321,40, жилой площадью 75 кв.м., цена договора 410 000 рублей.
05.10.2000 года актом государственной приёмочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию дом-коттедж принят в эксплуатацию.
29.12.2000 года данный акт утверждён постановлением Главы г. Самары за номером 1151.
Решением Октябрьского районного суда г. Самара от 13.05.2003 года постановлено: «Признать за Фишманом Владимиром Семёновичем право собственности на дом-коттедж, общей площадью 321,4 кв.м., из них жилой 75,0 кв.м. в г. адрес
дата Фишману С.В. выдано свидетельство о государственной регистрации права серии №... жилой дом, расположенный по адресу адрес.
дата Фишман В.С. обратился в Департамент управления имуществом г.о.Самарас заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу адрес, площадью 813,00 кв.м. в собственность за плату.
29.01.2020 года вынесенораспоряжение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в котором указано:«Рассмотрев заявление Фишмана B.C. от 23.12.2019 года № 15-01-22/15347 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением. Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 года № 1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», на основании заключения Департамента градостроительства городского округа Самара от 28.01.2020 № №... Отказать Фишману Владимиру Семеновичу, дата года рождения, паспорт №... выдан дата адрес, зарегистрированному по адресу: адрес, в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, который предстоит образовать, площадью 813,00 кв.м, занимаемого индивидуальным домом с приусадебным участком, относящегося по категории к землям населенных пунктов, расположенного по адресу:адрес, на территории кадастрового квартала №.... Основанием для отказа является подпункт 2 пункта 8 статьи, 39.15, подпункт 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (испрашиваемый земельный участок находится в границах 2 и 3 поясов зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции № 1 МП г. Самары «Водоканал», является ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении)».
Согласно п. 2 постановления Правительства Самарской области № 304 от 26.06.2020 года «Об утверждении проекта «зоны санитарной охраны водозабора насосно – фильтровальной станции № 1 муниципального предприятия г. Самары «Самараводоканал» (адрес) и об установлении границ и режимов зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции № 1 муниципального предприятия адрес «Самараводоканал» (адрес) следует, что всоответствии со статьей 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановлением Правительства Самарской области от 21.04.2010 года N 141 «О Порядке утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, и установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения», положительными санитарно-эпидемиологическим заключением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области от 29.12.2008 года N 63.СЦ.04.000.Т.001696.12.08 и экспертным заключением по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы от 30.10.2008 года N 04/2753, выданным федеральным государственным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области», Правительство Самарской области постановляет: «Установить границы и режимы зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции N 1 муниципального предприятия г. Самары «Самараводоканал» (адрес) согласно приложению к настоящему Постановлению.».
В приложении к указанному постановлению указаны границы и режимы зоны санитарной охраны водозабора насосно – фильтровальной станции № 1 муниципального предприятия г. Самары «Самараводоканал» (адрес».Границы первого пояса (строгого режима) зоны санитарной охраны устанавливаются в соответствии с пунктом 2.3.1.1 санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года N 10 (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02), с учетом конкретных условий на расстоянии 100 метров во всех направлениях по акватории водозабора и по прилегающему к водозабору берегу от линии уреза воды при летне-осенней межени.Режим и мероприятия по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника (далее - Мероприятия) ЗСО устанавливаются в соответствии с пунктом 3.3.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 и пунктами 10.21 - 10.24 строительных норм и правил «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.02-84*», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 N 123 (далее - СНиП 2.04.02-84*), и выполняются органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.Границы второго пояса (пояса ограничений) ЗСО устанавливаются с учетом природных, климатических и гидрологических условий. Границы второго пояса (пояса ограничений) ЗСО удалены по акватории во все стороны от водозабора на расстояние 3 километра и от уреза воды при летне-осенней межени - на расстояние 750 метров. Границы третьего пояса (пояса ограничений) ЗСО совпадают с границами второго пояса ЗСО. Границы третьего пояса (пояса ограничений) ЗСО удалены по акватории во все стороны на расстояние 3 километра от водозабора и от уреза воды при летне-осенней межени - на расстояние 750 метров.
Из ответа Департамента градостроительства г.о.Самара следует, что земельный участок, расположенный по адресу адрес, площадью 813 кв.м., находится в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 года № 61. Разрешенные виды использования: установлены ст. 30 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 года № 61 в соответствии с решением Думы городского округа Самара от 02.02.2017 года № 175. Земельный участок частично расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций (электрический кабель, кабель связи, канализации, газопровод, водопровод). Согласно топографическим материалам Департамента (М 1:500) в пределах территории, обозначенной точками 1,7,8,9 находится проезд (асфальт). Земельный участок находится в границах 2 и 3 поясов зоны санитарной охраны водозабора насосно – фильтровальной станции № 1 МП г. Самары «Водоканал». Земельный участок расположен вне границ красных линий.
Согласно сведений с официального сайта Федеральной кадастровой палаты Управления Росреестра по Самарской области земельный участок по установленным границам и режимам санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции № 1 площадью 294841 кв.м. поставлен на государственный кадастровый учет дата, ему присвоен кадастровый номер №...
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
К бездействию относится неисполнение таким органом, должностным лицом обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правилземлепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В ч.2 ст.15 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Из материалов дела следует, что Фишман В.С. обратился в Департамент управления имуществом г.о.Самары с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату площадью 813 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, занимаемого индивидуальным жилым домом с приусадебным участком, расположенным по адресу адрес, на основании п.6 ч.2 ст.39.3 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Исходя из положений п.8 ч.2 ст.39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований, а именно, земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В п.6 ст.39.16 Земельного кодекса определено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований -указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
В ч.2 ст.27 Земельного кодекса РФ также закреплено, что земельные участки, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки - в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (п.14 ч.5 ст.27 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с ч.2 ст.43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу указаний ст.18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СаПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 10 от 14.03.2002 года, в соответствии с которыми ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников, основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п.1.4); ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала,его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения,второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения, санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой., в каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (п.1.5).
Из анализа вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что земельные участки, находящиеся во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте и в силу прямого указания закона не предоставляются в частную собственность.
Как указано выше, судом установлено, что Постановлением Правительства Самарской области № 304 от 26.06.2012 года установлены границы и режимы зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции № 1 МП г.Самары «Самараводоканал» на основании заключения Управления Роспотребнадзора по Самарской области и экспертного заключения ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области».
Земельный участок по установленным границам и режимам санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции № 1 площадью 294841 кв.м. поставлен на государственный кадастровый учет 02.10.2019 года, ему присвоен кадастровый №....
Согласно сведениям Департамента градостроительства г.о.Самары испрашиваемый Фишманом В.С. земельный участок полностью входит в границы санитарной защитный зоны водозабора насосно-фильтровальной станции №1 МП г.Самары «Самараводоканал» (2 и 3 пояс).
Факт нахождения испрашиваемого земельного участка в зоне ограничений нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, зоны санитарной охраны приняты в установленном законом порядке, земельный участок зоны санитарной охраны поставлен на государственный кадастровый учет, вследствие чего, суд приходит к мнению, что Департаментом управления имуществом г.о.Самары обоснованно принято оспариваемое истцом решение.
Доводы истца о том, что он имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором расположен жилой дом, принадлежащий ему на праве собственности, в данном случае правового значения не имеют, поскольку испрашиваемый Фишманом В.С. земельный участок ограничен в обороте и в силу закона не может быть предоставлен в частную собственность.
Кроме того, Фишманом В.С. испрашивается земельный участок площадью 813 кв.м., расположенный под жилым домом, однако, из материалов дела следует, что указанный земельный участок многоконтурный, разделен проездом, из схемы границы земельного участка, предоставляемого ранее под строительство коттеджей следует, что жилой дом не располагался на земельном участке, находящимся за проездом.
Таким образом, оценивая в совокупности представленные доказательства, в соответствии с вышеприведенными нормами действующего законодательства, суд полагает, что оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Руководствуясь ст. 177 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Фишмана Владимира Семеновича оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 03.07.2020 года.
Судья подпись И.Н. Доценко
Копия верна.
Судья:
Секретарь: