Решение по делу № 2-1763/2017 ~ М-1426/2017 от 12.05.2017

Дело № 2-1763/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июня 2017 года г. Серпухов, Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Купцовой Г.В., с участием:

истца Каширина А.В.,

представителя ответчика - Администрации Серпуховского муниципального района Волочкина В.С.,

при секретаре судебного заседания Астаховой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каширина А. В. к Администрации Серпуховского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и обязании предоставить земельный участок в аренду без проведения торгов,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Каширин А.В. обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным отказ Администрации Серпуховского муниципального района Московской области в предоставлении земельного участка без проведения торгов и обязать ответчика предоставить в аренду без проведения торгов земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым <номер> площадью <данные изъяты>, расположенного в <адрес>.

Свои требования истец мотивирует тем, что в начале марта 2017г. через портал «Росреестр» на публичной кадастровой карте истцом был обнаружен земельный участок, с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым <номер>, площадью <данные изъяты>, в <адрес>. 04.03.2017г. через Муниципальное бюджетное учреждение Серпуховского муниципального района Московской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», было подано заявление и приложены все необходимые документы (копия паспорта, справка МСЭ на ребенка — инвалида, свидетельство о рождении, публичная кадастровая карта) для оказания услуги «выдачи решения опредоставлении в аренду, без проведения торгов, для ведения личного подсобного хозяйства вышеуказанного земельного участка.

Из выписки из ЕГРН на указанный участок следует, что правообладателем данного земельного участка является Муниципальное образование «Серпуховский муниципальный район Московской области». 04.05.2017г. на заявление истца о предоставлении в аренду земельного участка, без проведения торгов Администрация Серпуховского муниципального района Московской области предоставила отказ, ссылаясь на отсутствие подтверждения постановки заявителя на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Истец считает, что Администрация Серпуховского муниципального района Московской области незаконно отказывает в предоставлении земельного участка в аренду, без проведения торгов, под личное подсобное хозяйство, ссылаясь на предоставление льготного получения земельного участка, в связи с отсутствием подтверждения постановки заявителя на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме по обстоятельствам, указанным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что в соответствии со ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков. Согласно п. 17 Постановления Правительства РФ № 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Утверждение ответчика о том, что заявитель не имеет право требовать предоставление земельного участка по своему выбору, не соответствует действительности. Так как статья 39.17. Земельного кодекса РФ о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов гласит, что в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); наименование и место нахождения заявителя; кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; основание предоставления земельного участка без проведения торгов, вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; цель использования земельного участка; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем. Семья истца не планирует на данном участке строить дом, участок требуется для ведения личного подсобного хозяйства.

Представитель ответчика - Администрации Серпуховского муниципального района Волочкин В.С. возражал против удовлетворения заявленных требований, свою позицию изложил в письменном отзыве на исковое заявление, из содержания которого следует, что Администрация Серпуховского муниципального района, ознакомившись с исковым заявлением, считает доводы, изложенные в нем, необоснованными и неподлежащими удовлетворению. Согласно п. п. 1, 2 ст. 39.15 ЗК РФ в заявлении о предоставления земельного участка указываются основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований. Как предусмотрено подпунктом 1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. Статья 17 Федерального закона № 181-ФЗ, закрепляет право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью (часть первая); на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства (часть 14). В соответствии с ч. ч. 1, 14 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 1). Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства (ч. 14). Предоставление гражданину земельного участка для строительства жилого дома является основанием для снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении (пункт 5 части 1 статьи 56 ЖК РФ). Следовательно, мера социальной поддержки, о предоставлении которой просит заявитель, является дополнительной гарантией реализации жилищных прав инвалидов. При этом, как следует из названия приведенной нормы (статья 17 "Обеспечение инвалидов жилой площадью"), содержащиеся в ней гарантии непосредственно направлены на обеспечение инвалидов жилой площадью. Возможность обеспечения инвалидов жилой площадью непосредственно связана с нуждаемостью указанных лиц в улучшении жилищных условий усматривается из толкования во взаимосвязи части 1 и части 14 статьи 17 ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Следовательно, предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства с учетом цели использования земельного участка следует рассматривать в качестве, меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан. Таким образом, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства является одной из форм обеспечения инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, жилой площадью. При этом не имеет правового значения довод заявителя о том, что земельный участок испрашивается им для ведения личного подсобного хозяйства, поскольку назначение земельного участка предполагает возможность строительства на нем дома, пригодного для проживания. В соответствии со статьей 4 ФЗ от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" приусадебный земельный участок (участок, предоставляемый для ведения личного подсобного хозяйства) может использоваться для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома. Из системного анализа приведенных норм следует, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства имеют инвалиды и семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, которые в установленном законом порядке поставлены на учет и признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту своей регистрации. Следовательно, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семьи, имеющие в своем составе детей- инвалидов, а на тех относящихся к указанной категории лиц, которые нуждаются в получении социальной поддержки в виде дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и на семьи, имеющие в своем составе детей- инвалидов, состоящие на жилищном учете или имеющие основания для постановки на жилищный учет. Отсутствие у семьи, имеющей в своем составе ребенка-инвалида, нуждаемости в улучшении жилищных условий исключает право этой семьи на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства. Истец не отрицает, что в установленном законом порядке ее семья, имеющая в составе семьи ребенка-инвалида, не признавалась нуждающейся в улучшении жилищных условий. В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 № 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил. Таким образом, действующее законодательство ставит в зависимость право инвалидов на первоочередное получение земельного участка для жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий. Также наличие у инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства не означает обязанность органа местного самоуправления предоставить по требованию указанных лиц любой произвольно выбранный ими земельный участок. Исходя из положений ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления при обращении гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка обязан обеспечить гражданину выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости, соответствующего определенным характеристикам. Действующее законодательство не возлагает на государственный орган обязанность предоставить заявителю именно испрашиваемый земельный участок, гражданину право требовать предоставления земельного участка по своему выбору законом также не предусмотрено. В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется:

по месту жительства - специально уполномоченным органом местного самоуправления либо специально назначенным должностным лицом;

по месту работы - на предприятиях, в учреждениях и других организациях, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или в оперативном управлении.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, могут состоять на учете для улучшения жилищных условий одновременно по месту работы и по месту жительства. Истец проживает в г. Москве, где согласно закону он и мог быть поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий при наличии соответствующих оснований. В то же время истец просил предоставить ему земельный участок в ином субъекте Российской Федерации - в Серпуховском муниципальном районе Московской области. Таким образом, администрация Серпуховского муниципального района Московской области считает, что требования истца не подлежат удовлетворению.

Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 04.05.2017 года Кашириным А.В. через Муниципальное бюджетное учреждение Серпуховского муниципального района Московской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», было подано заявление для оказания муниципальной услуги «Предоставление земельного участка в аренду, без проведения торгов». У заявителя, помимо заявления были приняты документы: копия паспорта, справка МСЭ на ребенка — инвалида, свидетельство о рождении, публичная кадастровая карта (л.д. 9).

Каширин А.В. является отцом несовершеннолетнего А., <дата> рождения (копия свидетельства о рождении л.д. 11). Ребенок является ребенком-инвалидом, что подтверждено справкой МСЭ-2014, инвалидность установлена на срок до <дата> (л.д. 10).

Из заявления, поданного на имя Главы Администрации Серпуховского муниципального района (л.д. 15) следует, что Каширин А.В. просил предоставить ему в аренду конкретный земельный участок с кадастровым <номер> площадью <данные изъяты>, расположенного в <адрес>, для ведения ЛПХ.

Из выписки из ЕГРН на указанный участок следует, что правообладателем данного земельного участка является Муниципальное образование «Серпуховский муниципальный район Московской области» (л.д. 13-14).

На обращение заявителя 02.05.2017 года Администрацией Серпуховского муниципального района был дан ответ об отказе в предоставлении в аренду земельного участка со ссылкой на отсутствие подтверждения постановки заявителя на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д. 12).

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

На основании ч. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Статьей 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относятся и положения части 16 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в прежней редакции – часть 14, по Федеральному Закону от 29.06.2015 №176-ФЗ - часть 15; согласно Федерального Закона от 29.12.2015г. №399-ФЗ – часть 16), закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996г. №901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в силу пунктов 17 и 18 которого семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств.

Определением Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ;от 4 марта 2014 г. № 91-КГ 13-6 определено, что по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя, как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.

Таким образом, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

Кашириным А.В. не представлено доказательств нуждаемости его ребенка в улучшении жилищных условий, как и не представлено в силу ст. 51 ЖК РФ доказательств, что его ребенок признан нуждающимся в улучшении таковых.

О каком-либо дополнении судебного следствия стороны суд не просили и против окончания судебного разбирательства и разрешения спора по имеющимся в деле доказательствам не возражали.

Располагая представленными доказательствами, объяснениями сторон, оценивая их в совокупности, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных Кашириным А.В. требований.

Доводы истца о том, что земельный участок он собирается использовать для ведения личного подсобного хозяйства и не собирается начинать какое –либо строительство на таком участке м получать участок в собственность, не имеет правового значения, поскольку, согласно действующему законодательству, нуждаемость в улучшении жилищных условий ребенка-инвалида является обязательным условием предоставления социальной льготы. При этом, законодатель в ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не разграничивает право на получение земельного участка в аренду или в собственность, что не исключает в обоих случаях нуждаемость инвалида в улучшении жилищных условий.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд учитывает, что право на первоочередное предоставление земельного участка для данной категории граждан не означает обязанность органа местного самоуправления предоставить по его требованию как любой, произвольно выбранный им участок, так и не предполагает предоставление конкретного испрашиваемого земельного участка, т.е. параметры земельного участка (адрес, площадь и т.д.) устанавливаются органом, распоряжающимся земельными участками.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Каширина А. В. о признании незаконным отказа Администрации Серпуховского муниципального района Московской области в предоставлении земельного участка без проведения торгов и обязании предоставить в аренду без проведения торгов земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым <номер> площадью <данные изъяты>, расположенного в <адрес> – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Московский областной суд через Серпуховский городской суд со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: Купцова Г.В.

Мотивированное решение изготовлено 04 августа 2017 года.

2-1763/2017 ~ М-1426/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Каширин Андрей Владимирович
Ответчики
Администрация Серпуховского муниципального района
Суд
Серпуховский городской суд Московской области
Судья
Купцова Галина Вячеславовна
Дело на странице суда
serpuhov--mo.sudrf.ru
12.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.05.2017Передача материалов судье
17.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.06.2017Судебное заседание
04.08.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.09.2017Дело оформлено
24.08.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее