Дело № 2-733/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 декабря 2018 года с. Владимиро – Александровское
Приморский край
Партизанский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Савельевой Н. П.,
при секретаре Лихолат Д. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора № военной прокуратуры гарнизона в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к производству капитального ремонта здания,
установил:
истец обратился в суд с иском к ответчику, в котором просил обязать последнего провести техническое обследование здания санитарной части с котельной (инв. №) войсковой части №, расположенной в военном городке № <адрес>, включить его в титул капитального ремонта, с последующим его проведением.
В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части № требований законодательства, регламентирующего порядок комплексного обслуживания, технической эксплуатации и проведения ремонтных работ объектов казарменно – жилищного фонда военного городка №. Проверкой установлено, что данное здание находится в неудовлетворительном состоянии. Согласно акту общего весеннего осмотра объектов имущественного комплекса от ДД.ММ.ГГГГг., указанному зданию необходим капитальный ремонт. Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ. Следовательно, обязанность по содержанию здания санитарной части с котельной войсковой части № (инв. №) связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии, перенесение собственником бремени содержания имущества на других лиц возможна в случаях, указанных в законе или договоре. Министерство обороны РФ несет бремя содержания спорного имущества и обязано производить капитальный ремонт. Доступ в здание санитарной части с котельной войсковой части № кроме военнослужащих и гражданского персонала имеют обслуживающий здание гражданский персонал, сотрудники контролирующих ведомств МО РФ, прибывающие в здание санитарной части.
В судебном заседании помощник военного прокурора Корчагин И. С. исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, путем направления извещения по электронной почте. Просил рассмотреть дело в его отсутствие. Направил возражения на иск, в которых просил отказать в удовлетворении требований, считал, что причиной возникновения дефектов здания является длительная его эксплуатация без необходимого ремонта. МО РФ не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ возложено на ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ.
Представитель третьего лица войсковой части № Донков О. А. в судебном заседании считал обоснованными требования военного прокурора. Каждой год идет речь о включении здания в план зданий подлежащих ремонту. Производится осмотр объектов с участием представителя ФГБУ «ЦЖКУ», составляется смета. Заявки о постановки здания на капитальный ремонт, командир части ежегодно подает. Но денежные средства Министерство обороны РФ не выделяет.
Представитель третьего лица ФГБУ «ЦЖКУ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, путем направления извещения электронной почтой.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ федеральными органами исполнительной власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Компетенция военного прокурора осуществлять надзор за исполнением законов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ закреплена пунктом 6 Приказа Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГг. № "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур".
В судебном заседании установлено, что № военной прокуратурой гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части № требований законодательства, регламентирующих порядок комплексного обслуживания, технической эксплуатации и проведения ремонтных работ объектов казарменно – жилищного фонда военного городка №, расположенного в <адрес>. В ходе проверки было установлено, что здание санитарной части с котельной (инв. №) войсковой части № находится в неудовлетворительном состоянии. Необходимы замена кровли на пристройке <данные изъяты> ремонт и восстановление отмостки <данные изъяты>, замена и оштукатуривание <данные изъяты> оконного блока, замена системы отопления, замена канализационного лежака в санитарном пропускнике и стояка, замена <данные изъяты> входных дверей, дощатого пола <данные изъяты>, Необходима установка пожарно – охранной сигнализации. Таким образом, требуется проведение капитального ремонта.
Данный вывод подтверждается актом весеннего осмотра объекта санитарной части с котельной инв. № от ДД.ММ.ГГГГг., утвержденным командованием войсковой части № и начальником жилищно – коммунальной службы ЖЭ(К)О № ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по Восточному военному округу.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № утверждено Положение о Министерстве обороны РФ, в котором закреплены его полномочия.
Минобороны России является уполномоченным федеральным органом. В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны РФ, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.Министерство обороны РФ осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах (подпункт 68 пункта 7 Положения).
Подпунктом 33 пункта 10 Положения на Министерство обороны РФ возложена обязанность по утверждению планов и программ по видам обеспечения Вооруженных Сил, планов капитального строительства в Вооруженных Силах.
В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статья 210 ГК РФ предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Право оперативного управления имеет вещный характер (ст. 216 применяемого Кодекса), и как следствие, не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № «О создании Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно – коммунальное управление» Министерства обороны РФ путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения «Жилищно - эксплуатационная контора № Жилищно – коммунального отдела Квартирно – эксплуатационного управления <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГг. создана указанная организация.
Пунктом 2 данного Приказа определено, что функции и полномочия учредителя ФКБУ «Центральное жилищно – коммунальное управление» Минобороны России (далее – ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ) осуществляет Министерство обороны РФ.
В соответствии с п. 3 данного Приказа и пп. 12. и 13 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ основной деятельностью Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Для обслуживания объектов Министерства обороны РФ Восточного военного округа определен филиал ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по Восточному военному округу, подразделением которого является жилищно – эксплуатационный (коммунальный) отдел № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по Восточному военному округу, обслуживающий, в том числе казарменно – жилищный фонд войсковой части №.
Неудовлетворительное техническое состояние и нуждаемость указанных объектов в капитальном ремонте подтверждены в ходе проведения проверки, о чем представлен акт от ДД.ММ.ГГГГг.
Согласно п. 1.7 Приказа начальника ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГг. №, в соответствии со структурной схемой взаимодействия при капитальном ремонте необходимо организовать взаимодействие с командирами воинских частей по формированию заявок на включение объектов в титульный список объектов, требующих проведения капитального ремонта в ДД.ММ.ГГГГ. На основании сведений от ЖЭ(К)О филиалов Учреждения сформировать перечень объектов КЖФ, требующих проведения капитального ремонта в ДД.ММ.ГГГГ утвердить у командующего военного округа и не позднее ДД.ММ.ГГГГг. направить в отдел технической подготовки военного округа в соответствии с территориальной принадлежностью объектов.
Во исполнение данного приказа, командиром войсковой части № была сформирована заявка на включение спорного объекта в список объектов, требующих проведение капитального ремонта.
Учитывая, что здание санитарной части с котельной (инв. №), расположенные на территории войсковой части №, находятся в неудовлетворительном состоянии, не отвечают установленным требованиям, представленными актами подтверждается необходимость проведения капитального ремонта, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора.
Суд считает обоснованными исковые требования о возложении на Министерство обороны РФ обязанности по проведению технического обследования указанного здания и включению его в титул капитального ремонта, с последующим его проведением.
В соответствии с частью 3 статьи 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Настоящее заявление подано прокурором в суд в интересах неопределенного круга лиц - военнослужащих, гражданского персонала обслуживающего данное здание, сотрудников контролирующих ведомств Минобороны РФ, прибывающих в данное здание санитарной части, поэтому прокурор действовал в рамках предоставленных ему полномочий.
Ненадлежащее исполнение Министерством обороны Российской Федерации обязанностей собственника, вытекающих из бремени содержания принадлежащего ему здания санитарной части с котельной, влечет существенное нарушение условий хранения федеральной собственности, создает реальную угрозу жизни и здоровью военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации и гражданского персонала, осуществляющих свою деятельности в указанном здании, а также предпосылки к наступлению тяжких последствий. Таким образом, в настоящее время, в целях обеспечения сохранности федеральной собственности, безопасности военной службы, имеется необходимость проведения технического обследования санитарной части с котельной и включении их в титул капитального ремонта, с последующим его проведением.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ (░░░. №) ░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ № <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░