РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 апреля 2012 года Поселок Нижний Ингаш
Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующей судьи Хаятовой В.В.,
при секретаре Гавриляк А.В.
с участием:
представителей заявителя: С. (по доверенности), Л. (по доверенности),
заинтересованного лица - судебного пристава исполнителя ОСП по Нижнеингашскому району С.Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Нижнеингашского района о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя С.Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ № о взыскании исполнительского сбора,
Установил:
Администрация Нижнеингашского района обратилась в суд с заявлениями о признании постановления судебного пристава-исполнителя С.Е.В., вынесенного ДД.ММ.ГГГГ № о взыскании исполнительского сбора, незаконным и его отмене. Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Нижнеингашского района поступило постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в связи с неисполнением администрацией района решения Нижнеингашского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в срок, установленный судебным приставом исполнителем для добровольного исполнения, согласно которого администрация обязана была уплатить исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей в соответствии с требованиями ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве». С данным постановлением администрация не согласна, поскольку считает, что вышеуказанное решение суда администрацией Нижнеингашского района исполнено, администрацией района проведена определенная работа по исполнению решения суда, в том числе заключены договоры с индивидуальным предпринимателем К. и ООО «Агропромкомплект», имеющими лицензию на сбор и транспортировку твердых бытовых отходов и размещение отходов на полигоне «Солянский». Для организации сбора отходов были изготовлены контейнерные баки. По такой схеме сбора и вывоза отходов ведется работа на территории Нижнеингашского и Верхнеингашского поселения. В п. Нижняя Пойма ведется работа по размежеванию земельного участка и постановке его на кадастровый учет с целью открытия места временного накопления отходов, куда будут вывозиться отходы из ряда поселений. Поскольку решение суда администрацией исполнено, просит суд отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с администрации Нижнеингашского района исполнительского сбора.
В судебном заседании представители заявителя: С. (по доверенности), Л. (по доверенности), требования, изложенные в заявлении поддержали по основаниям в нем изложенным. Дополнительно суду пояснили, что администрация района как организатор по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, приняла все необходимые меры по исполнению решения суда. Поскольку администрация не имеет собственного полигона на утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов и денежных средств на его строительство, администрация была вынуждена пойти по другому пути. Именно принятыми администрацией района мерами выявлены лица, имеющие лицензию на сбор, транспортировку, утилизацию и захоронение отходов, это ИП К. и ООО «Агропромкомплект», с которыми у администрации района заключены договора, на вывоз отходов на специальный полигон «Солянский» от здания администрации района, которые образуются в результате деятельности администрации. Администрацией района также приобретены и установлены контейнеры для временного хранения отходов. Благодаря проделанной администрацией работе у предпринимателей, юридических лиц и глав сельских поселений появилась возможность заключить договоры со специализированными организациями на вывоз отходов на специальный полигон «Солянский» для их утилизации и захоронения. Кроме того, согласно Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» и Закона «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления района относится лишь организация утилизации и переработки бытовых промышленных отходов, а организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора это полномочия органов местного самоуправления поселений, которые обязаны организовать сбор и вывоз мусора с территорий, вверенных им муниципальных образований. Благодаря действиям администрации установлены места, куда можно вывозить отходы - это «Солянский» полигон, с которыми должны заключить договоры поселковые администрации.
Заинтересованное лица судебный пристав исполнитель ОСП по Нижнеингашскому району С.Е.В., требования заявителя не признала, суду пояснила, что Решением Нижнеингашского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворены требования Красноярского природоохранного прокурора к администрации Нижнеингашского района об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, вывозимых с населенных пунктов Нижнеингашского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, в ОСП по Нижнеингашскому району ДД.ММ.ГГГГ поступил на исполнение исполнительный лист, на основании которого судебным приставом исполнителем ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство №. Этим же постановлением должнику – администрации Нижнеингашского района был установлен срок для добровольного исполнения исполнительного документа - 5 дней со дня возбуждения исполнительного производства или со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства. Одновременно, должник предупреждался о том, что в случае неисполнения добровольно в установленный срок исполнительного документа с должника взыскивается исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей. Данное постановление было направлено должнику почтой. В декабре 2010 в службу судебных приставов поступило заявление от администрации Нижнеингашского района о том, что должник обратился в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда. На основании решения Нижнеингашского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ администрации Нижнеингашского района была предоставлена отсрочка по исполнению решения Нижнеингашского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ было лично получено главой администрации Нижнеингашского района под роспись. В связи с принятием решения суда об отсрочке, судебным приставом исполнителем ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление об отложении исполнительных действий по принудительному исполнению по исполнительному производству № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Требования, содержащиеся в исполнительном документе, учитывая новогодние праздники, должны были быть добровольно исполнены должником – ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ от должника-администрации Нижнеингашского района в службу судебных приставов поступило заявление об исполнении судебного решения, где должник полагает, что решение суда исполнено, поскольку должником организована работа по утилизации и переработке промышленных и бытовых отходов, в обоснование приложены договора, заключенные с ИП К. и ООО «Агропромкомплект», с которыми у администрации района заключены договора, на вывоз отходов на специальный полигон «Солянский» от здания администрации района, которые образуются в результате деятельности администрации. Администрацией района также приобретены и установлены контейнеры для временного хранения отходов. На территории поселений ведется работа по созданию временных мест сбора и хранения отходов, была изменена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для лиц и организаций, осуществляющих деятельность, при которой образуются промышленные доходы. Поскольку по мнению пристава исполнителя решение суда являлось не исполненным, судебным приставом исполнителем ДД.ММ.ГГГГ, администрации района было выдано требование, которое они получили ДД.ММ.ГГГГ о необходимости предоставить утвержденный проект по организации утилизации и переработки бытовых отходов, вывозимых с населенных пунктов района. Такой документ предоставлен не был. Администрацией района в обоснование исполнения решения в службу судебных приставов был представлен ряд договоров, заключенные индивидуальными предпринимателями и организациями с ИП К. и ООО «Агропромкомплект». Поскольку решение суда на самом деле не исполнено, документов, подтверждающих его исполнение, не представлено, судебным приставом исполнителем ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление № о взыскании с должника исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей по данному исполнительному производству. Этим же постановлением должнику установлен новый срок для исполнения решения суда -ДД.ММ.ГГГГ. Данное постановление получено администрацией района ДД.ММ.ГГГГ. Считает данное постановление законным и обоснованным поскольку фактически решение суда не исполнено, договоры заключены с указанными организациями на бумаге, мусор как складировался спонтанно в не отведенных местах, так и продолжает складироваться, о чем свидетельствует акт от ДД.ММ.ГГГГ о наличии не санкционированной свалки недалеко от населенного пункта Максаковка. Что свидетельствует, что мер должником по организации утилизации и переработке отходов не принято, кроме того, из предоставленных администрацией договоров следует, что вывоз отходов на специальный полигон «Солянский» производится лишь от здания администрации района и только тех отходов, которые образуются в результате деятельности администрации. Данное исполнительное производство стоит на контроле Красноярской природоохранной прокуратуры, которая периодически запрашивает сведения об исполнении решения суда. Считает, что у администрации было достаточно времени для добровольного исполнения решения суда, однако, она этим временем не воспользовалась.
Заинтересованное лицо Красноярский природоохранный прокурор, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, предоставил свои возражения на заявление администрации Нижнеингашского района, согласно которых считает, что решение суда должником не исполнено, поскольку утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов производится не со всех населенных пунктов, в связи с чем, просит суд отказать администрации в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В силу статьи 30 указанного Закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 14 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В силу части 1 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно части 2 указанной статьи, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Частью 3 названной статьи установлено, что исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно части 4 статьи 121 Федерального закона N 229-ФЗ, постановления о взыскании исполнительского сбора и о наложении штрафа могут быть оспорены в суде.
В судебном заседании установлено, что Нижнеингашским районным судом ДД.ММ.ГГГГ Красноярскому природоохранному прокурору выдан исполнительный лист N 001228841 о возложении обязанности на администрацию Нижнеингашского района организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, вывозимых с населенных пунктов Нижнеингашского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в ОСП по Нижнеингашскому району данный исполнительный лист поступил на исполнение, на основании которого судебным приставом исполнителем ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство №. Этим же постановлением должнику –администрации Нижнеингашского района был установлен срок для добровольного исполнения исполнительного документа - 5 дней со дня возбуждения исполнительного производства или со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства. Одновременно, должник предупреждался о том, что в случае неисполнения добровольно в установленный срок исполнительного документа с должника взыскивается исполнительский сбор в размере 5000 рублей. Данное постановление было направлено должнику почтой. Учитывая, что срок исполнения решения суда в исполнительном документе был установлен ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем было вынесено постановление об отложении исполнительных действий по принудительному исполнению по исполнительному производству № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В декабре 2010 в службу судебных приставов поступило заявление от администрации Нижнеингашского района о том, что должник обратился в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда. На основании решения Нижнеингашского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ администрации Нижнеингашского района была предоставлена отсрочка по исполнению решения Нижнеингашского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ было лично получено главой администрации Нижнеингашского района под роспись. В связи с принятием решения суда об отсрочке, судебным приставом исполнителем ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление об отложении исполнительных действий по принудительному исполнению по исполнительному производству № с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ от должника-администрации Нижнеингашского района в службу судебных приставов поступило заявление об исполнении судебного решения, где должник полагает, что решение суда исполнено, поскольку должником организована работа по утилизации и переработке промышленных и бытовых отходов. В связи с неисполнением решения суда судебным приставом исполнителем ДД.ММ.ГГГГ, администрации района было выдано требование, которое они получили ДД.ММ.ГГГГ о необходимости предоставить утвержденный проект по организации утилизации и переработки бытовых отходов, вывозимых с населенных пунктов. Такой документ предоставлен не был, судебным приставом исполнителем ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление № о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 5000 рублей по данному исполнительному производству
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что должник лично получил постановление о возбуждении исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается его подписью на постановлении о возбуждении исполнительного производства и был предупрежден, что в случае неисполнения требований исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, если не будет подтверждено надлежащим образом, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения, судебным приставом будет вынесено постановление, по которому с должника будет взыскан исполнительский сбор.
В судебном заседании достоверно установлено, и не оспаривается заявителем то, что должник знал о том, что срок исполнения решения суда определен ДД.ММ.ГГГГ, знал о том, что у него имеется 5 дней для добровольного исполнения решения, и требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны были быть исполнены должником – ДД.ММ.ГГГГ. Данный факт также подтверждает заявление должника направленное им в Нижнеингашский районный суд и службу судебных приставов ДД.ММ.ГГГГ об исполнении решения суда.
Однако, добровольно исполнительный документ не исполнил, в связи с чем, судебным приставом исполнителем ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление № о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 5000 рублей по данному исполнительному производству. Этим же постановлением должнику установлен новый срок для исполнения решения суда - ДД.ММ.ГГГГ. Данное постановление получено администрацией района ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующей отметкой на данном постановлении.
Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Органы местного самоуправления муниципального района реализуют указанные полномочия самостоятельно или заключают договоры на осуществление деятельности по утилизации и переработки отходов.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, заявитель, обосновывая свои доводы о незаконности вынесенного судебным приставом исполнителем постановления года № от ДД.ММ.ГГГГ, ссылается на то, что решение суда от ДД.ММ.ГГГГ ими исполнено в полном объеме и в обоснование своих требований предъявляет два договора, заключенные им с индивидуальным предпринимателем К. и ООО «Агропромкомплект», имеющими лицензию на сбор и транспортировку твердых бытовых отходов и размещение отходов на полигоне «Солянский.
Однако, при изучении указанных договоров, установлено, что в соответствии с указанными договорами производится вывоз отходов только от здания администрации района согласно утвержденному графику, образующихся в процессе деятельности самой же администрации. Что не как не подтверждает факт организации утилизации и переработки промышленных и бытовых отходов на территории всего муниципального района, как это требует решение суда.
Наличие не санкционированных свалок на территории Нижнеингашского района (что подтверждается актом судебного пристава исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ), также убеждает суд в том, что должником не исполнено решение суда по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
Доказательств, подтверждающих принятие должником всех мер по исполнению требований исполнительного документа в установленный 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, либо наличия существенных обстоятельств, не позволяющих своевременно исполнить такие требования, в судебное заседание не представлено, об их наличии не заявлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что вынесенное постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ № соответствуют установленным федеральным законодательством требованиям.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 441 ГПК РФ
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований администрации Нижнеингашского района Красноярского края о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя С.Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ № о взыскании исполнительского сбора, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 24 апреля 2012 года
Судья