Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
от 20 ноября 2019 года по делу № 2-3544 (2019)
город Пермь
резолютивная часть принята – 20 ноября 2019 года
мотивированная часть составлена – 27 ноября 2019 года
уникальный идентификатор дела - 59RS0005-01-2019-004109-48
Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Нигаметзяновой О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пикулевым Н.И.
с участием представителя истца Анферовой Л.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Добрянки Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к Государственной ветеринарной инспекции Пермского края о возложении обязанности
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г.Добрянки Пермского края (далее – истец) обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к Государственной ветеринарной инспекции Пермского края (далее – ответчик или Инспекция) о возложении обязанности.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой города была проведена проверка исполнения Государственной ветеринарной инспекцией Пермского края требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в области ветеринарии при обращении с отходами животноводства, в ходе которого установлено следующее. На поднадзорной прокуратуре г.Добрянки территории находится сибиреязвенный скотомогильник, расположенный по адресу: <адрес>. Распоряжением правительства Пермского края от 13.07.2016 года №-рп вышеуказанный объект захоронения отходов животноводства принят в государственную собственность Пермского края и закреплен на праве оперативного управления за Государственной ветеринарной инспекцией Пермского края. 25.10.2017 года прокуратурой г.Добрянки Пермского края совместно с государственным инспектором отдела ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Пермскому краю была проведена проверка сибиреязвенного скотомогильника по адресу: <адрес> на предмет соответствия ветеринарно-санитарного и санитарно-эпидемиологического состояния. По результатам визуального осмотра вышеуказанного сибиреязвенного скотомогильника было установлено его несоответствие требованиям п.5.6, 6.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 №, а именно: территория скотомогильника не огорожена глухим забором высотой не менее 2 метров, въездные ворота отсутствуют, через выкопанную по всему периметру с внутренней стороны забора траншею отсутствует перекидной мост. В целях устранения выявленных нарушений 16.04.2019 года прокурором города в адрес ответчика было внесено представление № об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в области ветеринарии при обращении с отходами животноводства. Письмом Государственной ветеринарной инспекции Пермского края от 02.07.2019 года № СЭД-49-01-10-2 в устранении выявленных прокуратурой города нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в области ветеринарии при обращении с отходами животноводства было отказано, ввиду отсутствия, оформленного в установленном действующим законодательством, права на земельный участок под скотомогильником. Между тем, длительное непринятие Инспекцией мер по надлежащему содержанию сибиреязвенного скотомогильника создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также несет потенциальный риск возникновения заболевания сибирской язвой среди животных и людей.
Просит суд возложить на Государственную ветеринарную инспекцию Пермского края обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение мероприятия по обустройству сибиреязвенного скотомогильника, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями п. 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 №, и п.п. 5.4, 5.6, 6.2 и 6.6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 №, путем огораживания территории скотомогильника глухим забором высотой не менее 2 метров с выездными воротами, устройства перекидного моста через траншею, имеющуюся по всему периметру скотомогильника с внутренней стороны забора, обеспечить контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности (организации пастбищ, пашни, огородов, работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых, общественных, промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений).
Определением Мотовилихинского районного суда г.Перми от 08.10.2019 года к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных исковых требований на стороне ответчика было привлечено Министерство по Управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края (л.д.63).
Представитель истца прокурора г.Добрянки Пермского края Анферова Л.И. в судебном заседании на предъявленных требованиях настаивала, дала пояснения аналогичные исковому заявлению, просила удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель ответчика Государственной ветеринарной инспекции Пермского края в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ранее представляли письменный отзыв на исковое заявление, в котором указали, что распоряжением правительства Пермского края от 13.07.2016 года № был безвозмездно принят в государственную собственность Пермского края сибиреязвенный скотомогильник, расположенный в <адрес>. За Инспекцией данное имущество закреплено на праве оперативного управления. Поскольку сибиреязвенные скотомогильники являются имуществом, которое прочно связано с землей, Инспекции для исполнения распоряжений правительства Пермского края в части обустройства и содержания имущества необходимо оформить право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками, на которых они располагаются. На сегодняшний день сибиреязвенный скотомогильник не может быть оформлен в постоянное (бессрочное) пользование. Кроме того, указали, что срок, в течение которого необходимо исполнить обязанность является неразумно коротким. На основании изложенного, просили в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица Управления Россельхознадзора по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Представитель третьего лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края в судебное заседание не явился, извещены судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представили письменные пояснения по делу, в которых просили о рассмотрении дела в свое отсутствие. Также указали, что распоряжением правительства Пермского края от 13.07.2016 года №-рп сибиреязвенный скотомогильник, расположенный в <адрес> принят в государственную собственность Пермского края и закреплен на праве оперативного управления за Инспекцией. Инспекция является уполномоченным органом на проведение мероприятий по обустройству скотомогильника.
Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе пресечение действий, нарушающих право или создающие угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор наделен правом по обращению в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществлением мероприятий по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Обращение в суд прокурора г.Добрянки Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц вызвано несоблюдением требований действующего законодательства Государственной ветеринарной инспекцией Пермского края, длительное непринятие мер ответчиком по надлежащему содержанию сибиреязвенного скотомогильника создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, что влечет угрозу обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно ст. 1, 2 Федерального Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, государственного санитарно-эпидемиологического нормирования; федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В силу ст. 39 указанного Закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу п.п. 2.1, 2,3, 2.8.4, 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил, утвержденных Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 N 56 (ред. от 29.03.2017) "Об утверждении СП 3.1.7.2629-10" (вместе с "СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы.") (Зарегистрировано в Минюсте России 17.06.2010 N 17577) сибирская язва представляет собой острую зоонозную особо опасную бактериальную инфекционную болезнь, возбудитель которой относится ко II-й группе патогенности.
Основными источниками возбудителя сибирской язвы для человека являются сельскохозяйственные животные (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, верблюды, свиньи), больные сибирской язвой.
Почвенными очагами считаются места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы (например - скотомогильники, биотермические ямы, "моровые поля").
Организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений: проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям, отдельных старых захоронений животных, павших от сибирской язвы: устанавливают ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, формируют по всему внутреннему периметру канавы и обозначают их предупреждающими табличками с надписью "сибирская язва"; принимают меры по обеззараживанию почвы в местах с достоверно установленными границами захоронений трупов животных, павших от сибирской язвы; обеспечивают контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности (организации пастбищ, пашни, огородов, водопоев, работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых, общественных, промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений).
В соответствии с п.п. 5.6, 6.2 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 №, территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост.
Ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект.
Материалами дела установлены следующие юридически значимые обстоятельства.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 23.04.2018 года сибиреязвенный скотомогильник с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве оперативного управления Государственной ветеринарной инспекции Пермского края (л.д.7-9).
25.10.2017 года прокуратурой г.Добрянки Пермского края совместно с государственным инспектором отдела ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Пермскому краю была проведена проверка указанного выше сибиреязвенного скотомогильника на предмет соответствия ветеринарно-санитарного и санитарно-эпидемиологического состояния.
Как следует из справки № от 01.11.2017 года территория скотомогильника не огорожена глухим забором (высотой не менее 2 метров), отсутствуют въездные ворота, с внутренней стороны забора по всему периметру выкопана траншея, через которую отсутствует перекидной мост.
16.04.2019 года прокурором города в адрес Государственной ветеринарной инспекции Пермского края было вынесено представление об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в области ветеринарии при обращении с отходами животноводства.
Письмом от 02.07.2019 года № СЭД-49-01-10-2 Государственной ветеринарной инспекции Пермского края был дан ответ на представление от 16.04.2019 года № о том, что проведение работ по обустройству территории скотомогильника до оформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком под объектом недвижимого имущества противоречит требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Как следует из Постановления Правительства Пермского края от 13.03.2008 N 45-п "О Государственной ветеринарной инспекции Пермского края" государственная ветеринарная инспекция Пермского края – это исполнительный орган государственной власти Пермского края, являющийся уполномоченным органом в области ветеринарии.
Инспекция самостоятельна в осуществлении своих полномочий, установленных законодательством и настоящим Положением, подотчетна в своей деятельности Правительству Пермского края.
Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, Уставом Пермского края, законами Пермского края и иными правовыми актами органов государственной власти Пермского края, а также настоящим Положением.
Согласно п.2.1 названного Постановления основной целью деятельности Инспекции является реализация государственных полномочий в области ветеринарии на территории Пермского края в пределах ее компетенции.
Для реализации указанной цели Инспекция решает следующие задачи: организация проведения на территории Пермского края мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства; обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Пермского края; защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; осуществление регионального государственного ветеринарного надзора; решение иных задач в области ветеринарии, за исключением задач, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Таким образом, в силу указанных выше норм Инспекция является органом, осуществляющим полномочия в сфере ветеринарии.
Согласно положениям статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Аналогичное положение изложено в статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Как следует из статьи 2 ФЗ № 52-ФЗ осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации (пп.49 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы) (пункт "ц" ст. 26.11 Федерального закона N 184-ФЗ).
В силу п. 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 года N 56, организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений указанные органы, в том числе, проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, обеспечивают контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности.
Между тем, судом установлено, что Государственной ветеринарной инспекцией Пермского края до настоящего времени не принимается каких-либо действий по приведению скотомогильника в надлежащее ветеринарно-санитарное состояние, что приводит к невозможности реализации полномочия по предупреждению эпидемий, ставит под угрозу эпизоотическое и эпидемиологическое благополучие муниципальных образований и области в целом, жизни и здоровью людей и животных, поскольку сибирская язва представляет собой острую зоонозную особо опасную бактериальную инфекционную болезнь, возбудитель которой относится ко 2-й группе патогенности. Споровая форма устойчива к внешним воздействиям и может сохранять в почве жизнеспособность и вирулентность возбудителя в течение нескольких десятилетий.
Суд полагает, что несоответствие спорного сибиреязвенного скотомогильника требованиям ветеринарно-санитарных норм и правил может привести к ухудшению окружающей среды, а также несет потенциальный риск массовому заражению животных и, соответственно, распространению инфекционных заболеваний среди населения, в связи с чем, ответчик обязан организовать мероприятия, направленные на надлежащее содержание скотомогильника.
Таким образом, суд полагает возможным исковые требования прокурора г.Добрянки Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к Государственной инспекции Пермского края о возложении обязанности удовлетворить.
Требование о возложении на ответчика обязанности выполнить мероприятия, необходимые для надлежащего содержания сибиреязвенного скотомогильника в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, вытекает из положений ст. 206 ГПК РФ и ей не противоречит.
Доводы возражений о том, что обязанности по содержанию скотомогильников на Государственную ветеринарную инспекцию Пермского края не могут быть возложены, отклоняются, поскольку оформление прав на земельный участок под рассматриваемым скотомогильником является составной частью работы по его содержанию и не может являться основанием для отказа истцу в заявленных требованиях.
Кроме того, довод ответчика о том, что срок в 3 месяца, в течение которого необходимо исполнить обязанность, является неразумным, судом отклоняется с учетом положений ст.206 ГПК РФ.
Помимо прочего, Государственной ветеринарной инспекцией Пермского края в обоснование названного довода не было представлено доказательств, свидетельствующих о наличии оснований полагать, что в предложенный ответчиком срок, будут устранены выявленные недостатки.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.7.1 ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░ 3.1.7.2696-10. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ 13.05.2010 №, ░ ░.░. 5.4, 5.6, 6.2 ░ 6.6 ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 04.12.1995 №, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 2 ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░ ░░ 20.11.2019 ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░░░