Дело № 2-11/2015
Изгот. ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 апреля 2015 года г. Ярославль
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Доколиной А.А.,
при секретаре Шамариной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д.Ю.В., Д.Е.М., Д.А.Ю., С.О.В. к мэрии г.Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии г.Ярославля, ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района» о возложении обязанности произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома,
установил:
Д.Ю.В., Д.Е.М., Д.А.Ю. является собственниками квартиры № расположенной по <адрес> на основании договора передачи жилых помещений в общую долевую собственность № от ДД.ММ.ГГГГ. С.О.В. является собственником квартиры №, расположенной в данном жилом многоквартирном доме, на основании договора передачи квартиры в собственность гражданина № от ДД.ММ.ГГГГ.
Истцы обратились с исковыми требованиями к мэрии г. Ярославля о понуждении к выполнению капитального ремонта жилого дома № расположенного <адрес>
В обоснование исковых требований ссылаются на то, что на момент приватизации принадлежащих им квартир в доме № по <адрес> указанный дом нуждался в капитальном ремонте. Год постройки дома - <данные изъяты> с момента постройки капитальный ремонт жилого дома ни разу не проводился. Бывшим наймодателем - мэрией г. Ярославля не выполнена обязанность, предусмотренная статьей 16 Закона РФ от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», по капитальному ремонту данного жилого дома. Нуждаемость дома в капитальном ремонте подтверждена заключением ОРГАНИЗАЦИЯ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Истцы, с учетом уточнения исковых требований, просили обязать мэрию г.Ярославля выполнить капитальный ремонт крыши и фасада, выполнить замену систем центрального отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения (канализации), электроснабжения. Кроме того, истцы просили обязать ответчиков произвести ряд дополнительных работ: замену деревянных перегородок внутри здания, усиление балок перекрытий с частичной заменой, устройство дополнительного слухового окна.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечены Департамент городского хозяйства мэрии г.Ярославля, ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района».
В судебное заседание истцы Д.Ю.В., Д.Е.М., Д.А.Ю., С.О.В., надлежаще извещенные, не явились, доверив представлять свои интересы П.Н.А.
Представитель истцов по доверенности П.Н.А. исковые требования поддержала частично, пояснив, что истцы не настаивают на обязании мэрии г.Ярославля провести капитальный ремонт крыши, поскольку в судебных заседаниях установлено, что протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в котором запланировано проведение капитального ремонта на <данные изъяты> год от ДД.ММ.ГГГГ (в рамках Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Ярославской области на 2014-2043 годы) принято решение об утверждении перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в который включен ремонт крыши, в том числе, в случае необходимости, разработка проектно-сметной документации и ее экспертизы.
Кроме того, представитель истцов пояснила, что, согласно дополнению к заключению о техническом состоянии жилого многоквартирного дома, расположенного <адрес> физический износ переднего и двух торцевых фасадов составляет <данные изъяты>%, тогда как физический износ заднего – <данные изъяты>%. Учитывая изложенное, в части проведения работ по капитальному ремонту фасада истцы поддерживают требования не в полном объеме, а именно, просят обязать мэрию г.Ярославля провести капитальный ремонт заднего фасада жилого многоквартирного дома. В остальной части исковые требования поддержали.
Представитель ответчиков мэрии г.Ярославля, Департамента городского хозяйства мэрии г.Ярославля по доверенности Х.Е.А. исковые требования не признала, пояснила, что истцами не представлено доказательств нуждаемости дома в капитальном ремонте на момент приватизации жилых помещений. Строительно-техническое заключение по дому указывает на необходимость капитального ремонта и объем работ по состоянию на <данные изъяты> год, а не на дату приватизации жилых помещения истцами.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2012 года №271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» ЖК РФ дополнен разделом 9 «Организация проведения капитального ремонта общего имущества с многоквартирных домах». Следовательно, капитальный ремонт спорного жилого дома должен производиться в порядке, предусмотренном разделом 9 ЖК РФ, в соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. В целях реализации данной программы на уровне субъекта РФ принято постановление Правительства Ярославской области от 31.12.2013 года №1779-п «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Ярославской области на 2014-2043 годы». Указанным постановлением жилой дом, расположенный <адрес> включен в программу капитального ремонта в <данные изъяты> годы. Решением общего собрания собственников помещений жилого многоквартирного дома принято решение об утверждении перечня работ и сметы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в которые включен ремонт крыши в рамках программы, утвержденной Постановлением Правительства Ярославской области от 31.12.2013 года №1779-п.
Ответчик ООО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района» в судебное заседание представителя не направило, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом.
Третье лицо Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области в судебное заседание представителя не направил, представил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие, пояснил, что согласно Приложению № к Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Ярославской области на 2014-2043 годы указанный жилой многоквартирный дом включен в программу по всем видам работ на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг.
Третье лицо Территориальная администрация Ленинского района г.Ярославля в судебное заседание представителя не направило, представило письменный отзыв, согласно которому капитальный ремонт спорного жилого дома должен производиться в порядке, предусмотренном разделом 9 ЖК РФ, в соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Постановлением Правительства Ярославской области от 31.12.2013 года №-п утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Ярославской области, вышеназванный дом включен в данную программу, начиная с ДД.ММ.ГГГГ
Иные участвующие в деле лица, надлежаще извещенные, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.
Жилой дом по <адрес>, находится в неудовлетворительном техническом состоянии, что подтверждается заключением о техническом состоянии жилого многоквартирного дома, расположенного по <адрес>
В силу ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления), но не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
Ст. 158 ЖК РФ регламентировано, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 ГК РФ.Системное толкование ст. 16 вышеназванного Закона РФ, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ позволяет сделать вывод, что после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
На основании п.2 ч.1 ст. 154 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
Согласно ст. 29 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные жилищные фонды являются муниципальной собственностью, а в силу п.6 ч.1 ст. 16 указанного Закона вопрос организации и содержания муниципального жилищного фонда находится в ведении органов местного самоуправления.
Мэрия г. Ярославля, как собственник муниципального жилищного фонда, несет ответственность за надлежащее содержание своего имущества. При не исполнении своей обязанности на момент приватизации жилищного фонда такая обязанность сохраняется.
Более того, как следует из положений ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя, но не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется на будущее время. При этом, наймодателем признается соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Органом местного самоуправления муниципального образования - город Ярославль является мэрия г. Ярославля (статья 93 Устава города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля № 42 от 16.10.1995 г.).
Таким образом, мэрия г.Ярославля является надлежащим ответчиком по данному делу.
Согласно ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» обязанность муниципального образования по проведению капитального ремонта дома возникает в случае приватизации гражданами жилых помещений в доме, требующем капитального ремонта, на момент приватизации.
Суд не соглашается с доводами представителя ответчика - мэрии г. Ярославля о том, что капитальный ремонт указанного многоквартирного жилого дома должен осуществляться в порядке, определенном ст. 168 ЖК РФ.
Обязанность по проведению капитального ремонта указанного дома возникла у бывшего наймодателя - мэрии г. Ярославля до введения в действие Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», следовательно, на возникшие ранее правоотношения должны распространяться требования ст. 16 закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Из заключения о техническом состоянии дома по <адрес> составленном ОРГАНИЗАЦИЯ следует, что дом нуждается в капитальном ремонте по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, в паспорте (акте сезонного осмотра) готовности объекта жилищно-коммунального назначения к эксплуатации в зимних условиях <данные изъяты> года жилого дома № <адрес> (т. <данные изъяты> л.д.<данные изъяты>), отражено неудовлетворительное состояние трубопроводов, архитектурной отделки по состоянию на указанный период, т.е. на момент приватизации квартиры С.О.В. Кроме того, суд принимает во внимание, что д№ <адрес> введен в эксплуатацию в <данные изъяты> году.
Доказательств исполнения обязанности по проведению капитального ремонта д.№ <адрес> ответчиком не представлено.
Кроме того, доводы истцов о нуждаемости дома в капитальном ремонте подтверждаются тем обстоятельством, что, по сообщению Территориальной администрации Ленинского района г.Ярославля (т<данные изъяты> л.д.<данные изъяты>), Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (т<данные изъяты>, л.д.<данные изъяты>) д. № <адрес> включен Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Ярославской области на 2014-2043 годы» включен в программу капитального ремонта, начиная с <данные изъяты> года. При этом капитальному ремонту подлежат фундамент, фасад, общедомовые инженерные системы электроснабжения, теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, канализации, газоснабжения.
Истцами в обоснование необходимости проведения капитального ремонта жилого дома представлено заключение, выполненное ОРГАНИЗАЦИЯ от ДД.ММ.ГГГГ, дополнение к заключению (л.д.<данные изъяты>). Выводы заключения, дополнения к заключению специалистами мотивированы, подтверждены фототаблицей, являющейся приложением к заключению, сведениями из технического паспорта жилого дома. Экспертом указано на необходимость полной замены систем электроснабжения, центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения и канализации, ремонта заднего фасада. Аналогичные пояснения даны специалистом К.А.В. в судебном заседании. Основания не доверять указанным доказательствам у суда отсутствуют.
При определении объема работ по ремонту фасада суд руководствуется вышеуказанным дополнением к заключению, согласно которому физический износ переднего и двух торцовых фасадов составляет <данные изъяты>%, заднего фасада – <данные изъяты>%, в связи с чем капитальному ремонту подлежит задний фасад жилого дома. Исковые требования в части осуществления переднего и двух торцовых фасадов в судебном заседании представителем истцов не поддержаны.
Учитывая изложенное, требование о проведении капитального ремонта общедомовых инженерных систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения и канализации, ремонта заднего фасада подлежат удовлетворению.
Перечень, конкретных работ, подлежащих выполнению при проведении капитального ремонта, должен быть определен на основании ВСН 55-88р, утвержденным, Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».
Поскольку требования истцов адресованы исключительно к мэрии г.Ярославля, требования о проведении работ, не относящихся к капитальному ремонту, удовлетворению не подлежат.
Кроме того, в соответствии со ст. 166 ЖК РФ в перечень работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома входят работы по ремонту крыши. Вместе с тем, данное требование в судебном заседании представителем истцов не поддержано, поскольку истцам стало известно о том, что Согласно протоколу общего собрания собственников помещений жилого многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об утверждении перечня работ и сметы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в которые включен ремонт крыши в рамках программы, утвержденной Постановлением Правительства Ярославской области от 31.12.2013 года №1779-п. Истцы с данным решением согласны, решение ими не оспаривается. Учитывая изложенное, оснований для возложения на мэрию г.Ярославля обязанности по капитальному ремонту крыши у суда не имеется.
Также на основании ст. 98 ГПК РФ в пользу С.О.В. в связи с удовлетворением ее исковых требований подлежат взысканию с ответчика документально подтвержденные и связанные с рассмотрением настоящего дела расходы по составлению заключения о техническом состоянии жилого многоквартирного дома, подтвержденные документально (л.д.<данные изъяты>) в размере 40 000 рублей
Суд полагает, что срок исполнения решения должен быть установлен до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данный срок будет являться необходимым и достаточным для организации и проведения капитального ремонта д.№ <адрес> с учетом необходимости проведения процедур, предусмотренных требованиями Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Д.Ю.В., Д.Е.М., Д.А.Ю., С.О.В. удовлетворить частично.
Обязать мэрию г. Ярославля произвести капитальный ремонт жилого дома № <адрес>, а именно: выполнить капитальный ремонт заднего фасада жилого многоквартирного дома, произвести замену систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, произвести замену системы электрооборудования и электросетей жилого дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с мэрии г.Ярославля в пользу С.О.В. судебные расходы по составлению экспертного заключения в размере 40 000 рублей.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Д.Ю.В., Д.Е.М., Д.А.Ю., С.О.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения через Кировский районный суд г.Ярославля.
Судья: А.А.Доколина