2-3871/20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 августа 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе
председательствующего судьи Ходякова С.А.,
при секретаре Мартыновой Т. В., с участием представителя истца (ФИО)4, представителя ответчика (ФИО)4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)4 к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании права собственности на земельный участок,
Установил:
(ФИО)4 обратился в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес> о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером (№) расположенный по адресу: <адрес> дивизии, <адрес>.
В обоснование иска указал, что он обратился в Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> (ДИЗО) с заявлением о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером (№). На указанное заявление от ДИЗО поступил отказ в предоставлении земельного участка в собственность, который был обоснован тем, что, согласно поступившей из Администрации городского округа <адрес> информации, разрешение на строительство и ввод завершенного строительством объекта капитального строительства в эксплуатацию по адресу: <адрес> <адрес> не выдавались отделом подготовки и выдачи разрешительной документации в области строительства Администрации городского округа. В связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Истец в судебное заседание не явился, извещен в установленном порядке о времени и месте рассмотрения настоящего дела, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие.
Представитель истца: (ФИО)4 – (ФИО)4, действующая на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ), настаивала на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика: департамента имущественных и земельных отношений <адрес> - (ФИО)4, действующий на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ), просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ), граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены ст. 39.1 ЗК РФ.
С (ДД.ММ.ГГГГ) предоставление земельного участка в собственность за плату собственнику расположенного на нем объекта недвижимости без проведения торгов осуществляется в порядке, предусмотренном подп. 6 п. 2 ст. 39.3, п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ.
В соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ.
Пунктом 1 ст. 39.20 ЗК РФ предусмотрено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункта 59 Постановления Пленума Верховного суда РФ (№), Пленума Высшего арбитражного суда РФ (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Исключительный характер права, предусмотренный приведенными выше нормами ст. 39.20 ЗК РФ, означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка (п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Судом установлено, что в соответствии с протоколом от (ДД.ММ.ГГГГ) о результатах проведения торгов в электронной форме по продаже имущества должника – открытого акционерного общества «Связьстрой-1» к (ФИО)4 перешло право аренды земельного участка с кадастровым номером 36:34:0208001:82, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> по договору аренды от (ДД.ММ.ГГГГ) (№)-гз сроком аренды до (ДД.ММ.ГГГГ). Договор уступки права аренды земельного участка от (ДД.ММ.ГГГГ) зарегистрирован в Управлении Росреестра по <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ). Договор аренды от (ДД.ММ.ГГГГ) (№)-гз прекратил свое действие (ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с протоколом от (ДД.ММ.ГГГГ) о результатах проведения торгов в электронной форме по продаже имущества должника, ОАО «Связьстрой-1», на основании договора купли-продажи имущества от (ДД.ММ.ГГГГ) к (ФИО)4 перешло также право собственности на замощение площадью 649,8 кв.м с кадастровым номером (№), расположенное по адресу: <адрес> дивизии, 275-а, которое, фактически расположено в границах земельного участка с кадастровым номером (№). Основанием для первичной государственной регистрации права собственности на сооружение являлись: решение исполнительного комитета Воронежского городского совета народных депутатов (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (№) от (ДД.ММ.ГГГГ).
Как установлено судом и не оспорено сторонами, указанное замощение использовалось после первичной государственной регистрации права как спортивная площадка и фактически и документально представляет собой капитальное спортивное сооружение.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Исходя из положений ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В силу п. 2 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (п. 3 ст. 85 ЗК РФ).
Земельный участок, согласно карт градостроительного территориального зонирования в составе Правил землепользования и застройки городского округа <адрес>, утвержденных Решением Воронежской городской Думы от (ДД.ММ.ГГГГ) (№)-II (далее – Правила, ПЗЗ), отнесен к территориальной зоне: с индексом Ж7 «Многоэтажная застройка». Статьей 20 ПЗЗ спортивно-зрелищные сооружения отнесены к основным видам разрешенного использования для указанной территориальной зоны. Следовательно, размещению на данном земельном участке объектов капитального строительства с видом разрешенного использования «спортивные сооружения» не нарушает действующие градостроительные регламенты.
Согласно части 2 статьи 27 ЗК РФ, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Так, представленная стороной истца выписка из Единого государственного реестра недвижимости не содержит сведений о нахождении спорного земельного участка в зонах с особыми условиями использования территорий либо иных сведений, свидетельствующих об ограничении в обороте земельного участка.
Кроме того, суд не усматривает наличие условий для изъятия из оборота земельного участка, предусмотренных частью 4 статьи 27 ЗК РФ, согласно которой из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);
2) зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами);
3) зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
(ДД.ММ.ГГГГ) (ФИО)4 обратился в Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> (ДИЗО) с заявлением о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером (№). На указанное заявление от ДИЗО поступил отказ в предоставлении земельного участка в собственность, который был обоснован тем, что, согласно поступившей из Администрации городского округа <адрес> информации, разрешение на строительство и ввод завершенного строительством объекта капитального строительства в эксплуатацию по адресу: <адрес> <адрес> не выдавались отделом подготовки и выдачи разрешительной документации в области строительства Администрации городского округа.
Однако судом, в спорных правоотношениях не усматривается оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов. Закрытый перечень такого рода оснований содержится в статье 39.16 ЗК РФ:
1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения);
3.1) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой организации либо этой организации, если земельный участок является земельным участком общего пользования этой организации;
4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;
6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;
8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;
9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;
10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, предусматривающие обязательство данного лица по строительству указанных объектов;
11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса;
12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса;
13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
14.1) испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка;
15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;
18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;
19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;
20) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;
21) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;
22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;
23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
24) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
25) площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов;
26) с заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", обратилось лицо, которое не является субъектом малого или среднего предпринимательства, или лицо, в отношении которого не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.
Суд полагает, что ссылка ответчика на отсутствие выданной уполномоченным органом разрешительной документации в отношение расположенных на спорном земельном участке объектов недвижимости не состоятельна, поскольку опровергается наличием ссылок на такую разрешительную документацию (разрешение на строительство и ввод объекта в эксплуатацию) в договоре купли-продажи имущества от (ДД.ММ.ГГГГ).
Учитывая изложенное и совокупность имеющихся в деле доказательств, подтверждающих невозможность защиты права в ином порядке, суд приходит к выводу, что требования (ФИО)4 к Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес> о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 36:34:0208001:82, расположенный по адресу: <адрес> дивизии, <адрес>., подлежат удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Исковые требования (ФИО)4 к Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес> о признании права собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать за (ФИО)4 право собственности на земельный участок с кадастровым номером (№), расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Коминтерновский районный суд <адрес>.
Судья Ходяков С.А.
Мотивированное решение суда изготовлено 21.08.2020
2-3871/20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 августа 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе
председательствующего судьи Ходякова С.А.,
при секретаре Мартыновой Т. В., с участием представителя истца (ФИО)4, представителя ответчика (ФИО)4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)4 к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании права собственности на земельный участок,
Установил:
(ФИО)4 обратился в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес> о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером (№) расположенный по адресу: <адрес> дивизии, <адрес>.
В обоснование иска указал, что он обратился в Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> (ДИЗО) с заявлением о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером (№). На указанное заявление от ДИЗО поступил отказ в предоставлении земельного участка в собственность, который был обоснован тем, что, согласно поступившей из Администрации городского округа <адрес> информации, разрешение на строительство и ввод завершенного строительством объекта капитального строительства в эксплуатацию по адресу: <адрес> <адрес> не выдавались отделом подготовки и выдачи разрешительной документации в области строительства Администрации городского округа. В связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Истец в судебное заседание не явился, извещен в установленном порядке о времени и месте рассмотрения настоящего дела, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие.
Представитель истца: (ФИО)4 – (ФИО)4, действующая на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ), настаивала на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика: департамента имущественных и земельных отношений <адрес> - (ФИО)4, действующий на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ), просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ), граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены ст. 39.1 ЗК РФ.
С (ДД.ММ.ГГГГ) предоставление земельного участка в собственность за плату собственнику расположенного на нем объекта недвижимости без проведения торгов осуществляется в порядке, предусмотренном подп. 6 п. 2 ст. 39.3, п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ.
В соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ.
Пунктом 1 ст. 39.20 ЗК РФ предусмотрено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункта 59 Постановления Пленума Верховного суда РФ (№), Пленума Высшего арбитражного суда РФ (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Исключительный характер права, предусмотренный приведенными выше нормами ст. 39.20 ЗК РФ, означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка (п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Судом установлено, что в соответствии с протоколом от (ДД.ММ.ГГГГ) о результатах проведения торгов в электронной форме по продаже имущества должника – открытого акционерного общества «Связьстрой-1» к (ФИО)4 перешло право аренды земельного участка с кадастровым номером 36:34:0208001:82, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> по договору аренды от (ДД.ММ.ГГГГ) (№)-гз сроком аренды до (ДД.ММ.ГГГГ). Договор уступки права аренды земельного участка от (ДД.ММ.ГГГГ) зарегистрирован в Управлении Росреестра по <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ). Договор аренды от (ДД.ММ.ГГГГ) (№)-гз прекратил свое действие (ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с протоколом от (ДД.ММ.ГГГГ) о результатах проведения торгов в электронной форме по продаже имущества должника, ОАО «Связьстрой-1», на основании договора купли-продажи имущества от (ДД.ММ.ГГГГ) к (ФИО)4 перешло также право собственности на замощение площадью 649,8 кв.м с кадастровым номером (№), расположенное по адресу: <адрес> дивизии, 275-а, которое, фактически расположено в границах земельного участка с кадастровым номером (№). Основанием для первичной государственной регистрации права собственности на сооружение являлись: решение исполнительного комитета Воронежского городского совета народных депутатов (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (№) от (ДД.ММ.ГГГГ).
Как установлено судом и не оспорено сторонами, указанное замощение использовалось после первичной государственной регистрации права как спортивная площадка и фактически и документально представляет собой капитальное спортивное сооружение.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Исходя из положений ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В силу п. 2 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (п. 3 ст. 85 ЗК РФ).
Земельный участок, согласно карт градостроительного территориального зонирования в составе Правил землепользования и застройки городского округа <адрес>, утвержденных Решением Воронежской городской Думы от (ДД.ММ.ГГГГ) (№)-II (далее – Правила, ПЗЗ), отнесен к территориальной зоне: с индексом Ж7 «Многоэтажная застройка». Статьей 20 ПЗЗ спортивно-зрелищные сооружения отнесены к основным видам разрешенного использования для указанной территориальной зоны. Следовательно, размещению на данном земельном участке объектов капитального строительства с видом разрешенного использования «спортивные сооружения» не нарушает действующие градостроительные регламенты.
Согласно части 2 статьи 27 ЗК РФ, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Так, представленная стороной истца выписка из Единого государственного реестра недвижимости не содержит сведений о нахождении спорного земельного участка в зонах с особыми условиями использования территорий либо иных сведений, свидетельствующих об ограничении в обороте земельного участка.
Кроме того, суд не усматривает наличие условий для изъятия из оборота земельного участка, предусмотренных частью 4 статьи 27 ЗК РФ, согласно которой из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);
2) зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами);
3) зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
(ДД.ММ.ГГГГ) (ФИО)4 обратился в Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> (ДИЗО) с заявлением о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером (№). На указанное заявление от ДИЗО поступил отказ в предоставлении земельного участка в собственность, который был обоснован тем, что, согласно поступившей из Администрации городского округа <адрес> информации, разрешение на строительство и ввод завершенного строительством объекта капитального строительства в эксплуатацию по адресу: <адрес> <адрес> не выдавались отделом подготовки и выдачи разрешительной документации в области строительства Администрации городского округа.
Однако судом, в спорных правоотношениях не усматривается оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов. Закрытый перечень такого рода оснований содержится в статье 39.16 ЗК РФ:
1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения);
3.1) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой организации либо этой организации, если земельный участок является земельным участком общего пользования этой организации;
4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;
6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;
8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;
9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;
10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, предусматривающие обязательство данного лица по строительству указанных объектов;
11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса;
12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса;
13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
14.1) испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка;
15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;
18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;
19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;
20) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;
21) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;
22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;
23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
24) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
25) площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов;
26) с заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", обратилось лицо, которое не является субъектом малого или среднего предпринимательства, или лицо, в отношении которого не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.
Суд полагает, что ссылка ответчика на отсутствие выданной уполномоченным органом разрешительной документации в отношение расположенных на спорном земельном участке объектов недвижимости не состоятельна, поскольку опровергается наличием ссылок на такую разрешительную документацию (разрешение на строительство и ввод объекта в эксплуатацию) в договоре купли-продажи имущества от (ДД.ММ.ГГГГ).
Учитывая изложенное и совокупность имеющихся в деле доказательств, подтверждающих невозможность защиты права в ином порядке, суд приходит к выводу, что требования (ФИО)4 к Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес> о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 36:34:0208001:82, расположенный по адресу: <адрес> дивизии, <адрес>., подлежат удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Исковые требования (ФИО)4 к Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес> о признании права собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать за (ФИО)4 право собственности на земельный участок с кадастровым номером (№), расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Коминтерновский районный суд <адрес>.
Судья Ходяков С.А.
Мотивированное решение суда изготовлено 21.08.2020