Дело № 2-1692/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 мая 2016 года г. Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Купцовой Г.В., с участием:
истицы Юдиной С.В.,
представителя ответчика - ГУ УПФР №11 по г. Москве и Московской области Поповой Л.А., действующей на основании доверенности №2 от 11.01.2016 года,
при секретаре судебного заседания Шевченко О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юдиной С.В. к ГУ УПФР №11 по г. Москве и Московской области о включении периода работы в стаж и назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
Истица Юдина С.В. обратилась в суд к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ № 11 по г. Москве и Московской области, в котором просит включить период работы в ЦРБ Людиновского района здравпункта Сукремльского чугунно-литейного завода с 03.04.1986 года по 04.05.1987 года в должности дежурного фельдшера, в Центральной медико-санитарной части № 66 с 14.12.1993 года по 30.11.1994 года в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде ОСП, периоды учебы на курсах повышения квалификации с 03.03.2004 года по 15.04.2004 года, с 24.03.2009 года по 28.04.2009 года, с 17.02.2014 года по 02.04.2014 года, период получения пособия по беременности и родам по временной нетрудоспособности 140 календарных дней в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости и назначить ей пенсию со дня обращения с 09.11.2015 года.
Свои требования мотивирует тем, что 09.11.2015 года обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ № 11 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Однако 01.03.2016 года решением Комиссии ГУ-УПФР №11 по г. Москве и Московской области истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа работы, так как медицинский стаж не выработан. Ответчик не включил в специальный стаж истца периоды работы:
- с 03.04.1986 года по 04.05.1987 года в должности дежурного фельдшера ЦРБ Людиновского района здравпункта Сукремльского чугунно-литейного завода,
- с 14.12.1993 года по 30.11.1994 года в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде ОСП Центральной медико-санитарной части № 66.
Также не были включены период нахождения в отпуске по беременности и родам 140 календарных жней (70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов), периоды учебы на курсах повышения квалификации с 03.03.2004 года по 15.04.2004 года, с 24.03.2009 года по 28.04.2009 года, с 17.02.2014 года по 02.04.2014 года. Истец считает данный отказ необоснованным.
Истица в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ №11 по г. Москве и Московской области Попова Л.И. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала основания отказа пенсионного органа в назначении истице досрочной пенсии по старости. Представлены письменные возражения, приобщенные к материалам дела (л.д.29,30).
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что трудовая деятельность Юдиной С.В. началась 29.10.1985 года. В спорный период истица работала в Здравпункте ЧЛЗ с 03.04.1986 года в должности фельдшера, 04.05.1987 года уволена по ст. 31 КЗоТ РСФСР (по собственному желанию), 01.06.1987 года назначена на должность фельдшера Здравпункта № 2, с 14.12.1993 года переведена на должность фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде ОСП, с 01.12.1994 года переведена на должность фельдшера ОСП выездной бригады, работает по настоящее время (л.д. 8-10 – копия трудовой книжки).
09.11.2015 года истица обратилась в пенсионный отдел по г. Протвино с заявлением о назначении пенсии, однако получила отказ в назначении пенсии со ссылкой на то, что оснований для назначения пенсии досрочно по старости не имеется из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. Периоды работы гр. Юдиной С.В. в ЦРБ Людиновского района здравпункта Сукремльского чугунно-литейного завода с 03.04.1986 года по 04.05.1987 года в качестве дежурного фельдшера, в Центральной медико-санитарной части № 66 с 14.12.1993 года по 30.11.1994 года в качестве фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде ОСП, в специальный стаж не включены, так как данная должность не предусмотрена Списками, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года. Курсы повышения квалификации в периоды с 03.03.2004 года по 15.04.2004 года, с 24.03.2009 года по 28.04.2009 года, с 17.02.2014 года по 02.04.2014 года, отпуск по уходу за ребенком с 05.06.1997 года по 15.08.1998 года, дни без сохранения заработной платы с 12.07.1993 года по 20.07.1993 гола, с 11.05.1995 года по 17.05.1995 года также в специальный стаж не включены, так как при определении права на досрочную страховую пенсию по старости Правилами исчисления периодов работы, в соответствии с п. 5 отпуск по уходу за ребенком не засчитывается в стаж работы по специальности при назначении пенсии на льготных условиях (л.д. 5-7).
Условия и характер выполняемой работы Юдиной С.В. подтверждается представленными в материалы дела справками (л.д. 11-19).
В соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации государственные пенсии устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
Положения статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Данная правовая позиция подтверждена Конституционным Судом РФ и допускает возможность применения нормативных правовых актов, утративших силу, но действовавших в спорные периоды деятельности истца.
Общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан установлен Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", который вступил в силу с 01.01.2015 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно ч. 3 названной статьи Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» страховая пенсия по старости назначается ранее достижении возраста, установленного ст. 8 закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;…иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с п. 2 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительство Российской Федерации в своем Постановлении от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» постановило установить, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11-П, форма собственности как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же, по своим функциональным обязанностям, должностях и по одним и тем же профессиям. Различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности, нельзя считать обоснованным с точки зрения конституционного требования равноправия применительно к правам, гарантированным статьей 39 Конституции РФ.
Из Определения Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 года № 81-О, вытекает, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационно-правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность.
Исходя из представленных документов, ЦРБ Людиновского района здравпункта Сукремльского чугунно-литейного завода и Центральная медико-санитарная часть № 66 осуществляли медицинскую деятельность, связанную с оказанием медицинской помощи населению, что нашло свое подтверждение в судебном заседании.
При удовлетворении требований истца, суд не расширяет список учреждений, работа по которых дает право для назначения досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью, а устанавливает фактические обстоятельства по конкретному спору, что находится в полном соответствии с разъяснениями Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».
Учреждение, в котором работала истица в спорный период, являлись и являются учреждением здравоохранения, которые осуществляли и осуществляют лечебную деятельность, не зависимо от изменений наименования и организационно-правовой формы.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что периоды работы истца в должности дежурного фельдшера ЦРБ Людиновского района здравпункта Сукремльского чугунно-литейного завода с 03.04.1986 года по 04.05.1987 года и в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде ОСП в и Центральной медико-санитарной части № 66 с 14.12.1993 года по 30.11.1994 года подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Истец также просит включить в специальный стаж периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком 140 календарных дней.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» дано следующее разъяснение что, при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Статьей 167 КЗоТ РСФСР было предусмотрено включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», вступившего в силу 06.10.1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).
В справке от 13.11.2015 года № 116, выданной Протвинской городской больницей указано, что Юдина С.В. находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет в период с 05.06.1997 года по 15.08.1998 года.
Разрешая исковые требования в данной части, суд исходит из того, что право на отпуск по уходу за ребенком возникло у Юдиной С.В. после 06.10.1992 года, то есть в период, когда данный отпуск не включался в трудовой стаж для назначения досрочной пенсии, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований в данной части.
Ответчик не включил истцу период нахождения на курсах повышения квалификации с 03.03.2004 года по 15.04.2004 года, с 24.03.2009 года по 28.04.2009 года, с 17.02.2014 года по 02.04.2014 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно п. 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании п. 5 приведенных Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Статьей 187 ТК РФ установлено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
На основании представленных в материалы дела документов, суд считает установленным факт направления истицы на курсы повышения квалификации с сохранением за ней рабочего места и среднего заработка, в связи с чем, спорные периоды подлежат включению в стаж, необходимый для назначения льготной пенсии, как работнику, осуществляющему деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Таким образом, суд находит требования истца основанными на законе и подлежащими удовлетворению частично.
С заявлением о назначении пенсии истица обратилась 09.11.2015 г. В связи с возникновением спора по вопросу включения в стаж определенных периодов обратилась в суд. Окончательно спор между сторонами разрешен в судебном порядке. Необходимый для назначения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения специальный стаж, с учетом спорных периодов имеется. Таким образом, основания для изменения срока, с которого истице должна назначаться пенсия отсутствуют. Суд считает, что пенсию истице следует назначить с того дня, когда она обратилась за назначением пенсии к ответчику, то есть с 09.11.2015 года.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Юдиной С.В. удовлетворить частично.
Включить Юдиной С.В. в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, следующие периоды:
- с 03.04.1986 года по 04.05.1987 года должности дежурного фельдшера ЦРБ Людиновского района здравпункта Сукремльского чугунно-литейного завода,
- с 14.12.1993 года по 30.11.1994 года в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде ОСП Центральной медико-санитарной части № 66,
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 03.03.2004 года по 15.04.2004 года, с 24.03.2009 года по 28.04.2009 года, с 17.02.2014 года по 02.04.2014 года.
Требования о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии период получения пособия по беременности и родам по временной нетрудоспособности 140 календарных дней, оставить без удовлетворения.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ №11 по г. Москве и Московской области назначить Юдиной С.В. досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» с 09.11.2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Московский областной суд через Серпуховский городской суд со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Купцова Г.В.
Мотивированное решение изготовлено 02 июня 2016 года.