РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 февраля 2012 г. г. Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Полякова О.А.,
при секретаре Мигалко А.Ю.,
с участием:
представителя заявителя – Дуюн С.В., действующей на основании доверенности <номер обезличен> от 17.01.2012 г.,
представителя Государственной инспекции труда в Ставропольском крае – Хамирзовой Н.А., действующей на основании доверенности от 17.01.2012 г.,
представителя третьего лица Новицкой Е.Г. – Сагатова С.М., действующий по доверенности <номер обезличен> от 19.11.2011 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Военного комиссариата Ставропольского края на предписание Государственной инспекции труда в Ставропольском крае,
УСТАНОВИЛ:
Военный комиссариат Ставропольского края обратился в суд с заявление об обжаловании предписания <номер обезличен> от 16.12.2011 года Государственной инспекции труда в Ставропольском крае.
В обоснование своих требований заявитель указал, что предписанием государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ставропольском крае <номер обезличен> от 16 декабря 2011 на военный комиссариат Ставропольского края возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательства: приказ военного комиссара Ставропольского края <номер обезличен> от 18.10.2011года в части увольнения Новицкой Е. Г. отменить; возместить Новицкой Е.Г. не полученный средний заработок в связи с ее незаконным увольнением. Считает данное предписание незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
12 января 2005 года военным комиссаром Шпаковского района с Чернявской (Новицкой) Е. Г. был заключен трудовой договор, приказом от 11 января 2005 года <номер обезличен> она принята на работу во 2 отделение военного комиссариата Шпаковского района на должность фельдшера с 12 января 2005 года. Однако в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27.08.1997 года <номер обезличен> (действовавшим на тот момент) квалификационным требованием для назначения на должность фельдшера являлось наличие среднего медицинского образования по специальности «Лечебное дело». При поступлении на работу Чернявской (Новицкой) Е.Г. предъявлен диплом от 26.06.2003 года <номер обезличен> рег.<номер обезличен> о среднем профессиональном образовании с присвоенной квалификацией «Медицинская сестра» по специальности «Сестринское дело».
Следовательно, решение о приеме на работу работника, не соответствующего по уровню образования квалификационным требованиям к должности медицинского профиля, было принято работодателем с нарушением требований ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года <номер обезличен>, постановления Министерства труда и социального развития РФ от 27.08.1997 года <номер обезличен>. На основании заявления Чернявской (Новицкой) Е.Г. ей предоставлены отпуска: по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 3-х лет (до 21.11.2011года). С 01 декабря 2009 года на основании директивы командующего войсками Северо-Кавказского военного округа от 1 октября 2009 года № <номер обезличен> военный комиссариат Шпаковского района реорганизован путем присоединения к военному комиссариату Ставропольского края, с утратой статуса юридического лица, и действует в качестве структурного подразделения - отдела военного комиссариата Ставропольского края по Шпаковскому району.
С 28.03.2011 года на должность фельдшера отдела военного комиссариата Ставропольского края по Шпаковскому району на период отпуска по уходу за ребенком Чернявской (Новицкой) Е.Г. принята Белоусова А.В. При издании приказа о приеме на работу временного работника, работодателем было обращено внимание на несоответствие работника Чернявской (Новицкой) Е.Г. квалификационным требованиям к занимаемой должности, установленным приказом Минздравсоцразвития от 23.07.2010 г. <номер обезличен>н (отсутствие среднего образования и сертификата специалиста по специальности «Лечебное дело»)
Но в связи с тем, что Чернявская (Новицкая) Е.Г. находилась в отпуске по уходу за ребенком и за ней в соответствии со ст. 256 Трудового кодекса РФ сохранялось место работы и должность, решение о прекращении трудового договора принято не было. 14 октября 2011 года Новицкая Е. Г. проинформировала работодателя о своем желании приступить к работе в занимаемой должности до окончания отпуска по уходу за ребенком, с 17 октября 2011 года.
Согласно ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. <номер обезличен>, право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в РФ, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста. В силу ст. 65 ТК РФ, при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, для заключения трудового договора в числе необходимых документов предъявляется документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний. Принятие на работу на должности медицинского профиля работников, не соответствующих установленным требованиям, не имеющих соответствующего образования, является грубейшим нарушением закона.
В силу п. 11 ст. 77, ст. 84 Трудового кодекса трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы -при отсутствии соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом. 17 октября 2011 года Новицкая Е.Г. была уведомлена работодателем (исх. <номер обезличен> от 17.10.2011 г.) о прекращении трудового договора по пункту 11 статьи 77 (ст.84) Трудового кодекса РФ, и проинформирована о том, что вакантных должностей в отделе военного комиссариата Ставропольского края по Шпаковскому району не имеется. 18 октября 2011 года трудовой договор с Новицкой Е. Г. прекращен, приказом военного комиссара Ставропольского края от 18.10.2011 года <номер обезличен> работник уволена с работы по п. 11 статьи 77, ст. 84 Трудового кодекса РФ, с выплатой выходного пособия в размере среднего месячного заработка.
Признавая приказ военного комиссара Ставропольского края от 18.10.2011 года <номер обезличен> об увольнении Новицкой Е.Г. с работы необоснованным, государственный инспектор труда в акте проверки указала, что обстоятельства, послужившие основанием для расторжения трудового договора возникли после приема на работу Новицкой Е.Г. и на тот момент приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010г. <номер обезличен>н не действовал. Однако на момент издания приказа о приеме на работу действовал приказ Минздравмедпрома РФ от 20.02.1995 <номер обезличен> и постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27.08.1997 года <номер обезличен>, устанавливающие аналогичные по уровню образования квалификационные требования для назначения на должность фельдшера, которые прежним работодателем не были соблюдены. Кроме того, в акте проверки указано, что работодатель не принял надлежащих мер, а именно не направил Новицкую Е.Г. на повышение квалификации или на получение дополнительного образования в соответствии занимаемой должности. Однако статей 196 Трудового кодекса РФ установлено: что, необходимость профессиональной подготовки, и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Ни в трудовых договорах с работниками, ни в коллективном договоре военного комиссариата Ставропольского края не прописана обязанность работодателя направлять работников на обучение вторым профессиям, тем более за счет организации. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Поскольку для работы в должности фельдшера Новицкой Е.Г. необходимо не повышение квалификации, а получение второго среднего профессионального образования по специальности «Лечебное дело» и сертификата специалиста, возложение подобной обязанности на работодателя не основано на нормах трудового законодательства. Таким образом, вопреки утверждениям государственного инспектора труда, направление работника Новицкой Е.Г. на обучение по другой специальности и за счет средств организации не является обязанностью работодателя.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержала полностью, просила суд удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признала, просила суд в заявленных требованиях отказать.
Представитель третьего лица Новицкой Е.Г. – Сагатов С.М., действующий по доверенности просил суд в удовлетворении заявления отказать, предписание <номер обезличен> оставить в силе.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Данный вывод суда основан на следующем.
Новицкая Е. Г. была уволена с работы по основанию, предусмотренному п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ Военным комиссаром Ставропольского края от 18.10.2011 г. приказом <номер обезличен>.
Новицкая Е.Г. имеет среднее специальное образование по специальности "Сестринское дело", что подтверждено дипломом Ставропольского базового медицинского колледжа, выданного 21 июня 2003 г.
Как видно из материалов дела, увольняя Новицкую Е.Г. с должности фельдшера, заявитель исходил из отсутствия у нее необходимого образования.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы является основанием прекращения трудового договора.
Согласно ст. 84 ТК РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы.
В силу ст. 353 ТК РФ Государственная инспекция труда была вправе выдать работодателю предписание об устранении нарушений трудового законодательства, а также трудовых прав работника.
Государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Ставропольском крае Хамирзовой Н.А. на основании акта проверки <номер обезличен> от 16.12.2011 г. <данные изъяты> было выдано военному комиссариату Ставропольского края Предписание <номер обезличен> от 16.12.2011 года об устранении нарушений трудового законодательства <данные изъяты>.
Обязанность доказать наличие законного основания для увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возложена процессуальным законодательством на работодателя.
Согласно ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие среднее или высшее медицинское или фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а на занятие определенными видами деятельности, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации, - также сертификат специалиста.
Представитель Военного комиссариата Ставропольского края в заявлении и в судебном заседании сослалась на приказ Минздравмедпрома РФ от 23.07.1995 года <номер обезличен>, которым предъявляются требования к уровню образования для назначения на должность фельдшера. Однако приказ Минздравмедпрома РФ от 23.07.1995 года <номер обезличен> «Об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации» был издан в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. <номер обезличен> "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" и в целях упорядочения нормативной базы по вопросам оплаты труда работников учреждений здравоохранения, соответственно приказ не распространял своё действие на правоотношения трудоустройства и им в данных вопросах нельзя руководствоваться.
Также представитель Военного комиссариата Ставропольского края в заявлении и в судебном заседании сослалась на постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27.08.1997 г. <номер обезличен>, которое также принято в целях согласования разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации
Судом доводы заявителя признаны несостоятельными по тем основаниям, что данное постановление имеет ведомственный характер, направлено на согласование разрядов оплаты труда Единой тарифной сетки и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации, представленные Министерством здравоохранения Российской Федерации. Однако такие требования установлены только для специалистов учреждений здравоохранения, о чём указано в п. 1 подраздела "Общие положения" названного постановления. Более того, в п. 11 общих положений установлено, что лица из числа младшего медицинского и фармацевтического персонала, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы, и им может быть установлен соответствующий разряд оплаты труда.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации от 23 июля 2010 г. <номер обезличен>н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", на который также ссылался заявитель, вообще не действовал в момент принятия на работу Новицкой Е.Г., обратной силы не имеет и не применяется к данным правоотношениям.
Поскольку явно выраженные императивные требования к квалификации и уровню образования при приёме на работу кандидата на должность фельдшера в структуре органов военных комиссариатов в законодательстве отсутствуют, судом доводы заявителя были отклонены.
Следовательно, в отсутствие нормативного акта, четко определявшего бы конкретные квалификационные требования к должности фельдшера военного комиссариата непредставление работником документа об ином среднем медицинском образовании вместо диплома о среднем медицинском образовании по специальности «Сестринское дело» не может служить основанием для признания невозможности продолжения этим лицом ранее выполняемой работы и основанием для увольнения работника по основаниям, предусмотренным п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Военного комиссариата Ставропольского края об обжаловании предписания <номер обезличен> от 16.12.2011 г. государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ставропольском крае – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья О.А. Поляков