Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 декабря 2013 года г. Минусинск
Минусинский городской суд в составе:
председательствующего: Сергеева Ю.С.
при секретаре: Чернюговой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александрова НВ к Управлению Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе о включении периодов военной службы в стаж в льготном исчислении,
У С Т А Н О В И Л:
истец предъявил в суде иск к УПФ РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе о включении периодов работы в специальный трудовой стаж.
Требования мотивировал тем, что с 21 января 1983 года по 17 июля 1989 года проходил военную службу в войсковой части № 92712, которая располагалась в Иркутской области в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 ФЗ, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. Истец, полагая, что для него возможно назначение досрочной пенсии по старости, обратился к ответчику с заявлением, все ли периоды его трудового стажа будут включены в расчет для назначения пенсии. Письмом от 24 июня 2013 года исх. № 19/13 ответчик сообщил истцу, что не будет включен период службы истца в войсковой части № 92712. Истец не согласен с позицией ответчика и считает, что имеет право на назначение трудовой пенсии с учетом того, что фактически трудился в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и считает, что указанный период должен быть включен в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии.
В судебном заседании истец на требованиях настаивал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика по доверенности Крапивина О.В. (л.д. 33) с требованиями не согласилась, просила суд отказать в иске, так как военная служба офицером не подлежит включению в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, то есть по основанию п.п. 6 п.2 ст. 28 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года не может быть включена в стаж истца. Вместе с тем указанный период подлежит включению в общий трудовой стаж.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Александрова Н.В. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 27 п. 1 п.п. 2 и п.п. 6 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:
- мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
- мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение государственной пенсии, предусмотренной законом (статья 39, часть 2).
Согласно трудовой книжки истца (л.д. 7) Александров Н.В. 2 июля 1974 года был уволен с должности инструктора производственного (практического) обучения Опечецкого зенитно-ракетного училища противовоздушной обороны в связи с призывом в Советскую Армию.
Согласно военного билета (л.д. 21 оборот) Александров Н.В. проходил службу на должностях рядового и сержантского состава с сентября 1974 года по октябрь 1977 года, а с октября 1977 года по июль 1989 года служил офицером и уволен в запас 18 июля 1989 года в воинском звании капитана (л.д. 21, 20 оборот).
Согласно справки отдела военного комиссариата Красноярского края (л.д. 28) Александров Н.В. действительно проходил военную службу в Вооруженных силах СССР в районах приравненных к районам Крайнего Севера в г. Усть-Илимск Иркутской области с 08 февраля 1983 года по 18 июля 1989 года.
Согласно справки войсковой части 92712 (л.д. 17) капитан запаса Александров А.Н. с 21 января 1983 года по 17 июля 1989 года непрерывно проходил военную службу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и 30 июня 1989 года уволен из кадров Вооруженных Сил СССР.
Согласно справки Объединенного военного комиссариата г. Минусинска от 31 октября 2003 года (л.д. 18) истец действительно проходил службу в ВС РФ и имеет выслугу лет календарную 14 лет 9 месяцев 12 дней, в льготном исчислении 17 лет 0 месяцев 21 день.
Согласно справки Объединенного военного комиссариата г. Минусинска от 18 апреля 1994 года (л.д. 19) Александров Н.В. с 1 января 1985 года по 18 июля 1989 года проходил службу в отдаленной местности г. Усть-Илимске Иркутской области (1 месяц службы за полтора).
На момент увольнения Александрова Н.В. с военной службы, действовало Постановление Совмина СССР от 25.03.1968 № 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях".
Согласно указанного Постановления солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
Таким образом, из анализа данных нормативных актов следует, что лицам, перечисленным в Постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181, период их действительной военной службы засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Александров Н.В. проходил срочную военную службу по призыву с 1974 по 1976, а в качестве офицера служил в районе, приравненном к районам Крайнего Севера в спорный период: с 21 января 1983 года по 17 июля 1989 года, не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы (с 21 сентября 1989 года) поступил на работу в должности заместителя начальника цеха грузо-разгрузочных работ Территориального производственного объединения «Усть-Илимский лесопромышленный комплекс» Целюлозный завод (л.д. 7).
Оценивая доводы стороны истца и ответчика суд приходит к следующим выводам.
Александров Н.В. являлся в спорный период (с 21 января 1983 года по 17 июля 1989 года) офицером, а указанное Постановление Совмина СССР от 25.03.1968 № 181 и Указы Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 года и от 26.09.1967 года подлежат применению к солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям.
В соответствии с ранее действующей нормой ст. 94 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" При подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, следующие периоды работы (службы) исчисляются в льготном порядке:
- военная служба по призыву - в двойном размере.
Истец в спорный период проходил службу не по призыву, а проходил воинскую службу офицером, следовательно, на него указанное правило не распространяется.
Пенсионное обеспечение офицеров осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, согласно которому при назначении пенсии за выслугу лет учитывается не общий или специальный трудовой стаж, а выслуга на военной службе.
Согласно ч. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии указанным в нем лицам определяется Правительством РФ.
Во исполнение данного предписания Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 утвержден такой порядок.
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" к спорным правоотношениям не применимо, поскольку оно не регулирует порядок установления трудовых пенсий.
Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Согласно ст. 10 ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента РФ) - один день военной службы за два дня работы.
Из анализа приведенной нормы ФЗ следует, что время военной службы засчитывается при исчислении общего трудового стажа, стажа государственной службы государственного служащего и стажа работы по специальности, а не стажа работы в районах Крайнего Севера.
При таких обстоятельствах, ответчиком правомерно отказано истцу в зачете спорного периода службы в Вооруженных силах СССР офицером в стаж работы в приравненных к Крайнему Северу местностях, так как на офицеров действие Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» в указанной части не распространяется. Их пенсионное обеспечение осуществляется на основании Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1, согласно которому при назначении пенсии за выслугу лет учитывается не общий или специальный стаж, а выслуга на военной службе.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что спорный период времени службы истца в качестве офицера включается в общий трудовой стаж истца.
Таким образом, ответчик обоснованно оказал истцу во включении в льготный стаж периода его военной службы в войсковой части № 92712 с 21 января 1983 года по 17 июля 1989 года (6 лет 5 месяцев 26 дней) и оснований для удовлетворения заявленного Александровым Н.В. иска у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Александрова НВ к Управлению Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе о включении периодов военной службы в стаж в льготном исчислении – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения суда.
Председательствующий:
Мотивированный текст решения суда изготовлен 24.12.2013 года